Урок окружающего мира с использованием ИКТ
Предмет: окружающий мир УМК «Перспектива»
Класс: 1
Тип урока : урок получения новых знаний
Вид урока: урок – исследование Тема урока: «Красивые камни в нашем доме».
Цель урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с классификацией камней..
Развивающие: развивать познавательные универсальные действия, социальную компетентность и учет позиции одноклассников, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем; развивать личностные качества учащихся, их ценностно-смысловую ориентацию.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду других людей.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Личностные: понимание необходимости бережного отношения к природе; понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; контроль, коррекция, выделение того, что усвоено, самооценка.
Оборудование: аудиозапись «Звуки в природе», ария индийского гостя из оперы «Садко»., презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, фрагмент мультфильма «Серебряное копытце»
Ход урока
1 Организационный момент. Учитель: В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
(Слайд1. Звонок)
2.Актуализация знаний:
1.- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться) Учитель читает притчу:
— «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» -Как вы понимаете значение этих слов? ( нужно учить новое, не забывая старого) -Как называется раздел, который мы изучаем?( Наш дом и семья) (слайд 2 ) — Что мы узнали о семье? (семья-это часть народа, в каждой семье свои традиции) —Что мы узнали о доме?( природа в доме, откуда в дом приходит вода, электричество, газ….)
3.Самоопределение к учебной деятельности. (слайд 3)
-Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробочку. -Вам интересно, что в ней находится? Тогда послушайте мой рассказ: (слайд 4) «Этот предмет с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. А блестящими и цветными — человек издавна любил украшать себя и свое жилище. -Кто догадался, что находится в моей коробке? Давайте проверим. — О чем же мы с вами будем говорить на уроке? — Где можно увидеть камни? -Вспомните название раздела, который мы изучаем и сформулируйте тему нашего урока
«Красивые камни в нашем доме» (слайд 5)
-А что бы вы хотели узнать о камнях?
-
Что такое камни? (слайд6 )
-
Когда и как они появились?
-
Чем отличаются друг от друга?
-
Сведения о некоторых камнях.
-
Как человек использует камни в своей жизни ?
4. Выявление места и причины затруднения.
— Внимание на экран, здесь целая коллекция камней. (слайд7 ) — Рассмотрите и дайте им название. — Сможем ли мы сейчас назвать все камни? Почему?(Недостаточно знаний) — Где мы можем найти информацию об этих камнях? (спросить у взрослых, прочитать в книге….)
5. Открытие нового знания.
а) Что такое камни и как они образуются.
а)работа с учебником: — Мы воспользуемся учебником — стр.60. -Прочитайте 1-ый абзац. (Камни- это часть неживой природы. Посмотри, как они красивы!) — На какой вопрос вы нашли ответ? (Что такое камни?) — Вспомните, что нам рассказывали о камнях на экскурсии в нашем Белёвском краеведческом музее. -Чем служили камни первобытным людям? (жилище, орудия труда, оружие для охоты) -О том, как появились камни, мы узнаем разгадав послание далеких предков, высеченное на камнях.(картинка: море чб на камне) (слайд ) —Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк. -В школе мы также пользуемся известняком, кто догадался , что это? (МЕЛ) —В Москве до сих пор стоят Успенский и Архангельские соборы, возведенные из известняка еще 500 лет назад. (слайд) — Как еще образуются камни? (картинка: вулкан чб на камне) -Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана. — Посмотрим, как это происходит. (Опыт. Заранее приготовили макет горы, внутри емкость. На дно кладем «крашеные пенопластовые камни», добавляем пищевой краситель красного цвета, вода, уксус, ложка жидкости для мытья посуды. Для того , чтобы увидеть как извергается вулкан достаточно добавить ложку соды. Зрелище впечатляет!!!)
—
б) Общие сведения о камнях и их применении.(у учащихся на столах фишки – кружочки, они их будут перемещать по учебнику, показывая нужный камень)
-
Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов. Например: гранит, в нем отчетливо видны цветные зернышки. Найдите гранит у себя в учебнике и положите на него белый камешек-фишку. Гранит — очень прочная и долговечная порода, поэтому им облицовывают набережные и дома, мосты, памятники и станции метро, из него создают скульптуры. В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника ПетруI служит камень-великан из гранита, найденного на берегу Балтийского моря. (слайд )
-
Следующий камень был назван в честь греческой богини Луны — Селены. -Догадались, как называется этот камень? (селенит). Найдите его в учебнике и переместите фишку. Селенит — это «родственник» того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Однако селенит красив своими переливами, он как будто пронизан лунным светом. Поэтому его иногда называют лунным камнем. Селенит — мягкий камень, его используют только для маленьких поделок, украшающих жилище людей. (слайд )
-
Этот камень известен с глубокой древности . Его цвет от ярко-синего до темно-фиолетового. -Что это за камень? (лазурит) (перемещаем фишку)
4. Лазурит у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Из лазурита изготавливали не только поделки, но и большие вазы, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. В Эрмитаже есть зал с колоннами, облицованными лазуритом. (слайд ).
5.На персидском языке название этого камня «фируза», что обозначает «камень счастья». -Назовите его русское имя. (бирюза). (находим его в учебнике) Бирюза — камень — голубого или даже зеленого цвета. Её цвет очень нестойкий. На солнце он бледнеет, а под воздействием мыла, духов, спиртов зеленеет. Поэтому с украшениями и талисманами из бирюзы надо очень бережно обращаться.
6.Согласно легенде- однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его в море. Холодные волны остудили его при падении, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки.
— О каком камне идет речь? (Янтарь). (перемещаем фишку) Отличительная особенность янтаря— золотистый цвет. Янтарь- это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Из янтаря делают различные украшения и картины. А в Эрмитаже есть Янтарная комната. (слайд )
7.Этот камень издавна добывали на Урале вместе с медной рудой, от того он имеет цвет шелковисто-нежной зелени. — О каком камне идет речь? Двигаем фишку.
—Обычно из малахита делали не очень большие вещи: броши, запонки, шкатулки, но уральские умельцы научились создавать большие вазы, столешницы, облицовку каминов и колонн. В Эрмитаже есть малахитовая гостиная, в которой все облицовано уральским малахитом. (слайд ) Малахит известен и по сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы.(слайд ) Может быть кто-то из вас смотрел мультфильмы, снятые по этим произведениям. -Хотите научиться делать малахит своими руками? Тогда смотрите и запоминайте.
(Опыт. В неглубокой посуде вода , сверху наливаем зеленую и черную масляную краску, перемешиваем. На несколько секунд погружаем лист картона в воду и достаем.)
-Из высушенного листа, можно будет смастерить настоящую малахитовую шкатулку.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление.
а) Практическая работа в паре с проверкой по эталону.
На стр.61 найдите изделия из камней. На доске появится название камня, вам нужно будет 1 фишку положить на камень стр.60, а другую на изделие , которое выполнено из этого камня. (малахит, гранит, селенит, янтарь, лазурит бирюза) -проверка сразу по 1 камню на слайде. — Поднимите руки, чья пара не допустила ни одной ошибки!…1 ошибку…
б)Работа в тетради.
Откройте тетрадь на стр. 46 , найдите задание №2. Прочитайте его. Где мы найдем ответ на этот вопрос? Откроем по закладке атлас-определитель с. 17. — Найдите и запишите в клеточки названия камней. — О каком из этих камней мы еще не говорили? (кораллы) -Что вы знаете о кораллах, кто видел их в природе? -Я предлагаю вам посмотреть фильм.(30 сек) (Озвучка: Кораллы -это удивительные камни. Их создали полипы-маленькие морские животные не больше муравья, их сотни тысяч. Год за годом они строят себе известковые домики, в результате и получаются такие подводные замки. Чтобы полипы строили- место должно быть не глубокое, светлое и теплое, а вода чистая и соленая.)
в) Показ изделий из драгоценных камней.
Вот и подошло время открыть волшебную шкатулку. -Как вы думаете, что лежит в этой шкатулке? (украшения из камней )
-
Это кольцо из красного рубина, он может быть и розовым.
-
Это серьги из аметиста и фианита.
-
Александрит – камень, который умеет менять цвет в зависимости от температуры и освещения.
-
бусы из жемчуга,
-
Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей.
— Почему на экране появился головной убор, кто объяснит? ( он украшен драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и золотым крестом.) —В природе насчитывается около 3000 разных камней. «Каждому камню свое дано»говорил Бажов. -Хотите узнать какой камень является вашим талисманом? Для этого найдите месяц в котором вы родились и прочитайте название камня снизу. (сам работа)
-Назовите ваш талисман
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
-А сейчас мы с вами соберем свою коллекцию камней. Рабочая тетрадь стр.45 . Из приложения вырезаем изображения камней и размещаем их их по своим полочкам. Для работы вам потребуется клей. ( Во время работы звучит Ария индийского гостя из оперы «Садко». Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин в море полудённом)
-
взаимопроверка по эталону с доски. Оцените работу товарища: нет ошибок -красный кружок, 1-2 ошибки — зеленый, больше 2-х -синий. -Встаньте те кто получил красный и зеленый кружок….
9. Создание условий мотивации к выполнению д/з.
-Сейчас я предлагаю вам для просмотра фрагмент из мультфильма «Серебряное копытце», снятый по произведению Бажова. (мультфильм «Серебряное копытце» — фрагмент, где Серебряное копытце выбивает камешки…) Д/з — нарисовать вашей любимой маме любое украшение из этих камней.
10. Рефлексия деятельности. Итог урока. -Подводя итог урока, вернемся к поставленным задачам. Проверим на какие вопросы мы сегодня смогли найти ответ? (вернуться к слайду) -Закончите любое из предложений:
— Я узнал(а)… — Я понял(а), что… -У меня получилось…
На слайде рисунки трёх человечков.
— Сделай так, как человечек, если: — руки вверх — этот человечек усвоил новое знание, — руки в стороны — этот человечек усвоил новое знание, но иногда ему еще нужна помощь, — руки вниз — этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.