Казённое учреждение ХМАО – Югра
«Урайский специализированный Дом ребёнка»
Конспект урока для 1 класса
«Помоги лесным животным»
подготовила воспитатель
Бякова Татьяна Геннадьевна
Г. Урай
2013г.
Цели:
-
Учить, внимательно рассматривать картинку, отвечать на вопросы по её содержанию, развивать речь;
-
Формировать представление о времени года – зима: идёт снег, дует ветер, холодно;
-
Учить считать до 3-х;
-
Учить чётко и правильно произносить звук «Ф», «У», упражнять в различении громких и тихих звуков;
-
Продолжать знакомить с дикими животными и закреплять их названия;
-
Продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие;
-
Закреплять знание о цвете, форме;
-
Продолжать развивать мелкую моторику;
-
Продолжать учить рисовать короткие, прямые, вертикальные линии, правильно держать карандаш.
Материал: сюжетная картинка с изображением зимы. Искусственная ёлочка, игрушки – заяц, ёж, бумажные снежинки. Варежки (вырезанные из картона и украшенные разнообразными формами, разного цвета), мешочек. ½ альбомного листа заготовки (нарисован ёж без иголок) по количеству детей и один лист на котором нарисован ёж с иголками, цветные карандаши, большой конверт.
Ход занятия. Воспитатель с детьми заходят в комнату. На доске висит картинка с изображением зимы. Напротив доски полукругом стоят стульчики. Воспитатель предлагает детям сесть. Обращает внимание детей на картинку, задаёт вопросы.
Воспитатель. Какое время года изображено на картинке?
Дети. Зима.
Воспитатель. Что лежит на дорожках, на деревьях?
Дети. Снег.
Воспитатель. Правильно. А снег, какого цвета?
Дети. Белый.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Ребятки зимой холодно и дует ветер, он злится и воет. Давайте покажем, как воет ветер.
Звуковое упражнение «Как воет ветер»
Сердится и воет ветер
«у – у – у – у – у».
Дети повторяют умеренно: «у – у – у – у – у».
Завывает громко он в трубу
«у – у – у – у – у».
Дети повторяют громко: «у – у – у – у – у».
Дома дети посидите
Никуда не выходите
«у – у – у – у – у».
Воспитатель прикладывает указательный палец к губам и произносит звук [У] тихо.
Дети. Повторяют тихо: «у – у – у – у – у».
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель обращает внимание детей на картинку.
Воспитатель. Ребятки, покажите на картинке мальчиков? Иди Андрюша (имя ребёнка) покажи мальчиков.
Ребёнок показывает.
Воспитатель. Правильно, молодец! Сосчитай, сколько мальчиков на картинке?
Ребёнок. Три.
Воспитатель. Правильно, три мальчика. Воспитатель предлагает ребёнку сесть на место.
— Ребятки, покажите на пальчиках, сколько мальчиков на картинке?
Дети показывают. Аналогичные вопросы задаёт воспитатель детям, сколько на картинке ёлочек? Сколько птичек? Поочерёдно дети выходят к доске показывают названный объект, считают и показывают на пальчиках. Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель. Ребятки, отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом, как называется дерево?»
Дети. Ёлочка.
Воспитатель. Правильно, это ёлочка. На столике стоит ёлочка. Под ёлочкой спрятаны заяц и ёж – игрушки. Воспитатель предлагает детям подойти к ёлочке.
— Посмотрите, ребятки, какая красивая ёлочка! Потрогайте ёлочку. Дети трогают ёлочку руками.
— Что, колючая ёлочка?
Дети. Да.
Воспитатель. Посмотрите дети, как снег украсил ёлочку. Снежинки белые летели, кружились и тихо, спокойно на ёлочку сели. Воспитатель достаёт снежинки, вырезанные из тонкой белой бумаги, которые нанизаны на нитке и привязаны к палочке и предлагает детям подуть на снежинки.
— Ребятки, сейчас вы будете ветром и сильно, сильно дуйте на снежинки.
Дети дуют на снежинки, воспитатель читает стишок.
Дыхательная гимнастика
Но подул вдруг ветерок
Закружился снежок
Лёгкие пушинки,
Белые снежинки.
Воспитатель снова обращает внимание детей на ёлочку, подходят к ней.
Воспитатель. Ой, ребятки, а кто это там сидит под ёлочкой?
Дети заглядывают под ёлочку. Воспитатель достаёт игрушечного зайца и мешочек, в котором лежат картонные варежки. Воспитатель показывает зайца и спрашивает у детей.
Воспитатель. Кто это?
Дети. Зайка.
Воспитатель. Правильно, молодцы дети! Предлагает детям сесть за стол.
Дидактическая игра «Подбери пару».
Воспитатель. Ребятки, зайка дал мне мешочек, в нём лежат варежки для зайчат. Высыпает содержимое из мешочка на поднос.
— Видите, варежки все перепутались. Надо помочь найти пару, а то зайчата огорчатся.
Раздаёт каждому ребёнку по одной варежке, но по цветовому узору они разные, у воспитателя остаётся другая пара варежек.
Воспитатель. У кого на варежках узор – красный круг? Посмотрите внимательно, на свои варежки и если узор совпадает, то нужно взять эту варежку. У Андрюши такой узор. Посмотрите ребятки, у Андрюши уже две одинаковые варежки, с одинаковым рисунком.
Аналогичные вопросы задаёт воспитатель детям, у кого узор синий квадрат, зелёный треугольник, жёлтый прямоугольник и т.д., дети подбирают своим варежкам пару.
Воспитатель. Молодцы ребятки! Сейчас у вас две одинаковые варежки. Предлагает детям пойти и отдать варежки зайке, даёт им указание.
— Подходите к зайке по одному, кладите варежки на поднос и говорите: «На, варежки зайка». Дети выполняют инструкцию воспитателя.
Дети. На, варежки зайка.
Физкультминутка
(Дети выполняют движения по показу воспитателя согласно тексту)
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть –
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Воспитатель хвалит детей. Предлагает им подойти к ёлочке и тихо фырчит.
Воспитатель. Ф – ф, ф – ф. Ребятки, под ёлочкой ещё кто-то сидит.
Дети заглядывают под ёлочку. Воспитатель достаёт игрушечного ежа и конверт, в котором лежат листы заготовки нарисованных ежей без иголок каждому ребёнку и ещё один лист — ёж с иголками. Предлагает детям сесть за стол. Ежа – игрушку ставит на стол перед детьми, а конверт убирает, но так, чтобы дети его видели (ставит на мольберт). Воспитатель показывает на ежа.
— Кто это?
Дети. Ёжик.
Воспитатель. Правильно, это ёжик! Как ёжик фыркает?
Дети. Ф – ф – ф.
Воспитатель. Ребятки, ёжик просит о помощи. Обращается к ежу.
— Ёжик, что у тебя случилось? Ты такой красивый, у тебя такая тёплая, колючая шубка (осторожно гладит руками ежа). Дети, давайте покажем какой ёж колючий.
Пальчиковая гимнастика
«Ёжик колкий»
(Дети выполняют движения по показу воспитателя)
Ёжик, ёжик колкий
Покажи иголки
(пальцы двух рук сплетены в замок, движения кистями вправо-влево).
Вот они, вот они
(пальцы выпрямляются, но кисти сложены в замке).
Ёжик, ёжик колкий
Спрячь свои иголки
(движения кистями, с выпрямленными пальцами, вправо-влево).
Раз и нет иголок
(пальцы складываются в замок).
Воспитатель. Ребятки, а ёжик почему-то не уходит? Всё говорит письмо, письмо. Ой, ребятки, а где письмо ёжика?
Воспитатель оглядывается по сторонам, как бы ищет конверт. Тем самым побуждает детей показать, где находится конверт. Дети показывают пальцем (указательный жест), где находится конверт.
Дети. Вот, вот конверт.
Воспитатель. Спасибо дети! Давайте откроем письмо и посмотрим, что же там внутри?
Воспитатель достаёт из конверта лист, на котором нарисован ёж с иголками, показывает детям.
Рисование «Шубка для ежей»
Воспитатель. Посмотрите, дети, какой ёжик на картинке! Дети рассматривают картинку.
Воспитатель. На спине у ёжика иголки (показывает). Сколько иголок у ежа?
Дети. Много.
Воспитатель. Правильно ребятки, у ежа, очень много иголок (показывает). Затем достаёт из конверта листы заготовки по количеству детей, но на рисунке у ежей нет иголок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок.
— Кто это?
Дети. Ёжик.
Воспитатель. Сколько у ежа иголок?
Дети. Нет иголок.
Воспитатель. Да ребятки, у ежей нет иголок, надо помочь ёжикам. Поможем ежам?
Дети. Да.
Воспитатель. Мы нарисуем ёжикам много – много иголок и будут у них тёплые, колючие шубки.
Дети выбирают карандаши, каким цветом хотят нарисовать иголки ежу и приступают к работе. При необходимости воспитатель помогает ребёнку приёмом «рука в руке».
— Где у ёжика спинка? Вот спинка! У ёжика иголки растут вверх. Ставим сюда карандаш и рисуем сначала одну иголку – вот так, потом рядом другую – вот так. У ёжика на спинке много – много иголок. Рисуй ёжику ещё иголки.
По окончании работы воспитатель вывешивает рисунки детей на доску, рассматривают их. Воспитатель хвалит детей за рисунки.
— Дети, лесные звери благодарят вас за помощь и дарят вам, вот эти книжки-малышки. Скажите диким животным, спасибо.
Дети. Спасибо.
Список использованной литературы:
-
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
-
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
-
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.