Технологическая карта урока окружающего мира
1 класс
Сибирева Елена Вячеславовна
Учитель начальных классов
Урок окружающего мира 1 класс
Растения и животные | |
Цель урока
| 1. Организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных. 2. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения.
|
Планируемые результаты данного урока | |
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.
| Различия группы живых организмов, общие и специфические особенности растений и животных.
|
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. | Будут знать: признаки живых организмов. На основе знаний будут уметь: находить различия и сходства царства животных и растений. |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. | Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
|
Организация урока | |
Формы работы на уроке:
| Групповая, коллективная. |
Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.)
| Схемы, шаблоны для схем, карточки с заданиями для групповой работы, микроскопы, цветные карандаши, клей. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||||||
Организационный этап | |||||||||
| Начинаем ровно в срок, | Дети берутся за руки |
| ||||||
Этап актуализация знаний | |||||||||
Мотивация |
|
| |||||||
Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых Знаний
Определение темы | Учитель загадывает загадки о представителях царства животных и растений. (иллюстрации отгадок появляются на доске) -Детям предлагается задание поделить на группы.
Вот вы сами и назвали тех, о ком будет идти речь на уроке.
— Давайте сформулируем тему урока: «Растения и животные»
|
Фронтальная работа -делят на группу животных и растений.
Растения и животные
|
формируем умение определять цель деятельности на уроке
Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах. | ||||||
Постановка учебной задачи | |||||||||
Создание проблемной ситуации
Формулирование цели и задач урока | — Ребята на прошлом уроке мы с вами пришли к выводу о том, что царство растений и животных — это живые организмы. Давайте с вами вспомним признаки живых организмов.
На доске схема: медведь как представитель животного царства и ромашка – представитель растительного царства. Схема Приложение 1. — Посмотрите ребята на медведя. В центре надпись живой организм. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свою версию. — Ребята, а теперь посмотрите на ромашку, вы с вами узнали с прошлого урока, что растение тоже живой организм. Значит у него такие же признаки? Как вы думаете? — Предполагают что признаки одинаковые. Тогда возникает вопрос: « Почему растения и животные выделены в разные царства?»
— Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте поставим себе цель и приступим к работе.
| Фронтальная работа.
Дети работают со схемами в группе, затем результат обсуждается, выдвигают свои доказательства, определяя признаки животного как живого организма: растёт, питается, дышит, размножается, приносит потомство, умирает — Сходства
— выдвигают предположения, дополняют признаками царство животных. -Нет
Цель: Найти отличия растений от животных |
Умение ставить вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы
Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели
| ||||||
Этап открытия нового знания | |||||||||
Практическое исследование | — Итак, приступим к исследованию нашей проблемы. — Откройте учебники на стр. 51. И посмотрите на весёлые рисунки. Постарайтесь, глядя на них найти отличительные признаки растений и животных.
— Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму: -сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу; -затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему под №2(Схема№2 Приложение2.) и начнёте её заполнять.
Мы ответили на свой вопрос? — Нашли отличия животных от растений? — Можем ли мы ответить, почему растения и животные выделены в разные царства.
Учитель дополняет или уточняет ответы детей: Растениям не нужно передвигаться как животным для того чтобы найти себе питание. Они добывают пищу из окружающей среды листьями и корнями. А ещё ребята растение является «кормильцем для животных. Все живые организмы на земле дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, лишь только растения на свету выделяют кислород.
Физкультминутка
Организация практического исследования — Ребята, а теперь давайте попробуем подтвердить наши выводы по решению проблемы опытным путём.
Задание №1 — Расположите картинки в правильной последовательности.
— Объясните, как сделали и почему? — Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе. — Выскажите своё мнение. Задание №2 — Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода) — Для того чтобы убедиться в этом, возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло. — Что вы увидели? (сок, жидкость)
— О чём это говорит? (растение состоит из воды) -Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? (засохнет). — Почему? (вода испаряется) -Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? (поливать).
Задание №3 — Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия (показать). — А у растений есть нос? (нет) — Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. 1.Положите лист, кладут на предметный столик. 2. Посмотрите сверху через линзу. 3. Рассмотрите лист под микроскопом в группе по очереди. 4.Зарисуйте то, что увидели? Обсудите в группе, и сделайте вывод, как же они дышат?
Вывод: Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске). Задание №4. — Рассмотрите рисунок. — Обсудите в группе, что можете сказать о растениях на этом рисунке?
Что необходимо растению для жизни? |
Работа в группах.
— работа с информацией в учебнике.
— обсуждение, заполнение шаблонами схему
— после работы в группе формулировка выводов
Животным требуется пища другая — растения, насекомые, животные, более мелкие и слабые, чем те, которые ими питаются.
Растениям, чтобы жить, нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода, вкуснейшие солнечные лучи. Это их еда.
Учащиеся формулируют ответ
Ребята выполняют движения на внимание
Работают в группе
-растёт, даёт потомство, умирает.
Работа в группе
С какой стороны светит солнышко, в ту сторону растение поворачивается. Свет. |
формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.
Умение делать умозаключения.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Умение доказывать, умение делать умозаключения. Подведение под понятие, выведение следствий | ||||||
Оценочно-рефлексивный этап | |||||||||
Вывод по результатам исследования | -Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили? -Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему исследованию. А мы можем на этом примере доказать что растение движется? (Да, оно поворачивается к солнышку?) — Скажите ребята, чем будет являться вода, воздух, солнце для растений? (Питанием) Давайте ребята посмотрим на нашу схему и сформулируем вывод нашего исследования. — Из чего «строят» свой организм растения? — Что служит кормом для животных? — Как называют растения? — Чем обогащают воздух растения? — Кому нужен кислород? — Чего не могут делать животные в сравнении с растениями. -Удалось нам разрешить проблему? -Достигли поставленной цели? -Что нового узнали? |
Дети выстраивают выводы по исследованию |
Построение логической цепи рассуждений в опоре на схему. Умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью. | ||||||
Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности. | А для того, чтобы узнать эффективно прошла исследовательская работа для каждого из вас, я прошу экспертов сдать оценочные листы.
Продолжите предложения: |
Ребята оценивают свою работу на уроке | — формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | ||||||
Домашнее задание | |||||||||
| — Ребята домашнее задание у вас сегодня будет по группам. (Учитель выдаёт рабочие листы на группу). Приложение №3).Спасибо всем за интересную, работу на уроке. Мне было приятно сотрудничать! |
|
|
Приложение №1
Сходства животных и растений
?
?
?
?
?
?
«Растение – живой организм»
«Животное – живой
организм»
?
?
?
?
?
?
Приложение №2
Отличия животных и растений
?
?
?
?
?
?
«Растение – живой организм»
«Животное – живой
организм»
?
?
?
?
?
?
Приложение №3
Тёмный пакет | |
|
|
А теперь зарисуй, как выглядят овощи на 7 день.
Тёмный пакет | |
|
|
Проведи мини исследование Группа №2
-
Поставьте рядом два комнатных цветка: циперус и герань.
-
Полейте по – разному: циперус в поддон, герань под корешок.
-
Понаблюдайте, что будет происходить через некоторое время.
-
Результаты зарисуй.
-
циперус
герань
Проведи мини исследование Группа №3
1.Возьмите цветок в горшке и намажьте толстый слой вазелина на верхнюю поверхность четырех листочков.
2.Намажьте такой же слой на нижнюю поверхность других четырех листочков.
3.Наблюдайте за листочками.
4.Зарисуй что изменилось.
Вазелин на нижней стороне листочков | |
|
|
№1 с водой | №2 без воды | |
1-ый день |
|
|
3-ий день |
|
|
7-ой день |
|
|