План-конспект урока окружающего мира в 1 «А» классе.

Учитель: Березина М.С.

Тип урока: комбинированный

Тема: Разнообразие природы. Народные праздники.

Дата: 10 декабря 2012 года

Цель: познакомить учащихся с животным и растительным миром Самарской области.

Задачи:

Обучающие: в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

Развивающие: развивать познавательные процессы,умение работать в паре.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: ноутбук,интерактивная доска, конверты с карточками.

Ход урока:

Содержание урока:

Метапредметные результаты:

1.Организационный момент.

Волевая саморегуляция.

2.Сообщение темы и цели урока.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь луга шумят,

Птиц,скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

-Ребята, посмотрите на карту полушарий, кто сможет показать на карте самые жаркие места на Земле? (Учащиеся показывают линию экватора)

-А теперь покажите, где холоднее всего.(Северный и Южный полюса)

-Как вы думаете одинаковая ли природа на Земле? (Нет)

-А теперь покажите на карте нашу Россию.

-А в нашей страна везде растут одинаковые растения и живут одинаковые животные? (Нет)

-А почему? (Разные погодные условия)

-Вот сегодня на уроке мы ещё раз убедимся как красива природа в России и какие праздники, связанные с природой отмечают в России. Познакомимся с несколькими из них.

ПУУД

Понимать знаки, символы, модели, схемы,приведённые на карте.

ПУУД

Построение логической цепи рассуждений.


3.Изучение нового материала.

-Наша страна огромна и знакомиться с красотой природы России мы будем на протяжении всей школьной жизни .Сегодня мы подробнее остановимся на разнообразии природы нашей местности.

-Давайте вспомним как называется область, в которой мы живём. (Самарская)

-Я предлагаю Вам начать путешествие на современном вертолёте (слайд) по родному краю.Конечно, мы за один урок увидим малую часть красот Самарской области,но на протяжении следующих уроков мы всё больше и больше будем знакомиться с природой нашей родины.Ребята, а какие знаменитые места в нашей области вы знаете? Может кто-то с родителями ездил на экскурсии?

-Каждому жителю Самарской губернии известны слова: «Нет России без Волги, и нет Волги без Жигулей».(Слайд №1)

-Волжские горы считаются национальной гордостью России.Такое великолепие описать невозможно,это нужно видеть своими глазами.

-Самой высокой точкой Жигулей является гора Стрельная.(Слайд№2)С её вершины виден как на ладони Жигулёвский заповедник. (Слайд№3) Давайте вспомним, что такое заповедник.

-Ребята,а кто слышал такое название Самарская Лука? Что это такое?(Национальный парк, является природным памятником мирового значения, так как очень разнообразна и уникальна природа Самарской Луки) (Слайд№4)

-Одним из живописных мест Самарской Луки находится в верховье Волги. Это Самарское водохранилище или Жигулёвское море. (Слайд №5)

-А это Серное озеро.(Слайд №6).В озере есть целебная грязь, которая используется для лечебных целей.

-Рачейский бор (Слайд №7)Бор-лес. Самый большой по площади в Самарской области бор.

-Каменная чаша(Слайд №8) Это единственное

место, где на вершине Жигулей чистая родниковая вода. По преданию сюда стекают слёзы хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество.

-А это уникальные животные Самарской области, давайте познакомимся с некоторыми из них. Это слепыш. (Слайд №9)

Обычно говорят: «Слепой как крот». Но крот хотя и плохо, но всё же видит. А вот у слепыша глаз нет совсем, они заросли кожей, на их месте можно обнаружить чёрные точки.

-Это слепушонок.(Слайд №10) Это животное из отряда грызунов. Оказывается слепушонки жили на нашей планете ещё миллионы лет назад. А питаются эти животные тюльпанами, ирисами и гладиолусами. Ребята, мы познакомились только с небольшой частью природы нашей области.

-Давайте ещё раз назовём о каких природных достопримечательностях Самарской области мы говорили.

4.Физминутка.

5.Закрепление.

-Мы с вами совершили небольшое путешествие, а теперь мы с вами вернулись назад домой, будем работать в парах.

-У каждого на парте есть конверт с карточками, выньте карточки, посмотрите на них и подумайте какое задание можно предложить к этим карточкам.(Распределить на группы: объекты живой природы и объекты неживой природы; природные объекты и объекты, сделанные человеком)

6.Народные праздники.

-Какие природные явления вы знаете? (Дождь, град, снег, гроза, молния, смерч и т.д.)

-Сейчас вы знаете, что это всё природа, а кто знает, что древние люди раньше думали откуда снег, молния, как они это объясняли? (Думали, что это всё высшие силы даруют людям дождь, чтобы не погиб урожай или наказывают за что-либо.) И чтобы высшие силы были к людям благосклонны, люди проводили различные обряды, устраивали праздники.

-А какие праздники, связанные с природой вы знаете(Иван Купала,Масленица,Троица)

-Некоторые ваши одноклассники приготовили материал о праздниках,давайте внимательно послушаем и постараемся запомнить некоторые из них.

1 ученик В нашей стране есть общие для всех государственные праздники,но у каждого народа есть свои праздники,связанные с природой,которые пришли из глубины веков.Любимые праздники русского народа-это Рождество,Масленица,Пасха,Троица,Иван Купала.На Масленицу пекут блины, катаются с гор, сжигают соломенное чучело Масленицы,песнями и хороводами приветствуют весну. В праздник Пасхи красят яйца, готовят творожную Пасху, пекут куличи. В день Святой Троицы дома и храмы украшают берёзовыми ветками, скошенной травой и цветами.Раньше в этот день девушки плели венки, гуляли в них, а потом снимали и бросали в воду-так они гадали о своей судьбе. Летний праздник Ивана Купалы прославляют воду и солнце. В этот день принято много купаться, обливать друг друга водой, жечь костры и бросать через огонь венки.

2 ученик 27 сентября славяне празднуют великий праздник – Родогощь, когда собран урожай, осеннее солнце Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печётся огромный медовый пирог ( в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?» Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог.

3 ученик В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскалённым углям, припевая: «Яже, яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. Праздник заканчивается народными играми.

4 ученик Все народы России отмечают праздники, связанные с природой, с выращиванием и сбором урожая. Самые весёлые праздники посвящены встрече весны, пробуждению природы.У русских это широкая Масленица, а у татар – сабнтуй. В сабантуй устраивают множество соревнований – борьбуна кушаках, скачки на лошадях и разные шуточные состязания : бой мешками, бег с вёдрами, наполненными водой, перетягивание каната и др.

5 ученик Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами.И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.

1-я девочка.

Здравствуй,Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи

К нам в окошко их мечи!

2-я девочка.

Мы Масленицу вличаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметанные,

Горы блинные.

Ой,Масленица-кривошейка!

Состречаем тебя хорошенько,

Хорошенько! Сыром, маслом,калачом

И печёным яйцом!

Ой, да, Масленица, погости недельку,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, её состречаем,

А мы, красные, её состречаем!

Ой, да, Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

7.Итог урока.

-Назовите природные достопримечательности Самарской области.

-Какие праздники вы запомнили?

8.Рефлексия.

-У каждого из вас на столе есть по 3 смайлика: грустный, серьёзный и весёлый. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему впечатлению от урока.

ПУУД

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

ПУУД Анализировать изучаемые объекты окружающего мира.

ПУУД Проводить сравнениеи классификацию изученных объектов по заданным критериям.Обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку)

КУУД Принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению.

ПУУД

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

РУУД Умение оценивать совместно с учителем результат своих действий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here