Сценарий проблемно-эвристического урока
по окружающему миру
«Весна: пробуждение природы. 1 класс»
Работу выполнила:
учитель начальных классов МНОШ №2
Паршакова Татьяна Александровна,
Пермский край, г. Красновишерск
2014 г.
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Весна: пробуждение природы»
Класс: 1
Образовательная система: «Школа 2100»
Учебно-методическое обеспечение: учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Рутиан
Цель: формировать и развивать ценностное отношение учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с весенними изменениями в природе.
Задачи: 1. Познакомить с характерными признаками весны в неживой природе.
2. Формировать целостный образ весны средствами предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Музыка».
3. Учить наблюдать признаки весны в неживой природе на всём её протяжении.
4. Определять последовательность событий в природе и их связи.
5. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группе.
6. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
7. Развивать чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью природы.
8. Воспитывать эстетический вкус детей, любовь и бережное отношение к природе.
9. Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Метапредметные
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в малых группах учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Формы работы: групповая (в том числе и парная), фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок открытия нового знания.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, самостоятельной оценочной деятельности, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Методы и приёмы обучения: диалогический, исследовательский
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, для работы в группе репродукция картины художника А.К. Саврасова, И.И. Левитана, карточки с текстами для групп, солнышки для рефлексии; 2 баночки с веточками с водой и баночка с веточкой без воды. Картинка Солнышка. Карточки с признаками весны в неживой природе.
Структура урока:
Урок проведён на краевом конкурсе «Учитель года – 2013» г. г. Пермь.
Время работы: 30 минут.
Этапы урока | Временная реализация | |
1. | Оргмомент. | 1мин. |
2. | Актуализация знаний. | 1 мин. |
3. | Постановка темы и цели урока. | 2 мин. |
4. | Проверка результатов опыта. | 2 мин. |
5. | Открытие нового знания. | 10 минут. |
6. | Представление результатов работы группы. | 7 минут |
7. | Физкультминутка. | 1 мин. |
8. | Закрепление новых знаний. | 3 мин. |
9. | Домашнее задание. | 1 мин. |
10. | Рефлексия. Итог урока. | 2 мин. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ИКТ | |
1. Оргмомент. Психологический настрой. | — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня такой чудесный день. Думаю, что вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу, а для этого прикоснитесь ладошками с ним. Итак, мы начинаем урок окружающего мира. | Слушают. Прикасаются друг к другу ладонями. |
|
2. Актуализация знаний. | Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, отгадайте загадку. Она приходит с ласкою. И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, И всё в природе оживёт. — Что это? | Отгадывают загадку. |
|
3. Постановка темы и цели урока. | —В какое время года пробуждается природа? Скажите полным ответом. Значит, какая тема нашего урока? Назовите её. — Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа: мы будем говорить о весне, о пробуждении природы; будем учиться определять признаки весны в неживой природе. А нашим помощником и консультантом будет Мудрая сова. Прочитайте вопрос, который нам подготовила Совушка – умная головушка. Какие весенние месяцы вы знаете? А что они означают, вы узнаете сами? Где вы можете узнать о них информацию? Вернёмся к нашему главному вопросу урока? Можем ли мы сразу ответить на него? Почему? Наверное, нам нужна какая-то информация? Где мы её можем взять?
| Говорят полным ответом. Природа пробуждается весной. «Весна: пробуждение природы»
Читают со слайда вопрос Совушки.
Называют весенние месяцы.
Ответы учащихся. Нет, не можем ответить. Информацию можем взять в книге, в интернете, понаблюдать, поставить опыты.
| Слайд 1.
Слайд 2.
|
4. Проверка результатов опыта. | Я знаю, что вы проводили исследовательскую работу с веточками. Давайте посмотрим на ваш опыт с веточками и попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. Посмотрите на результаты опыта и скажите, произошли ли с ветками деревьев какие-нибудь изменения. Расскажите о своих результатах.
Так от чего зависят все эти изменения? Вывешиваю картинку солнышка. Что с ним происходит весной? Что же даёт нам солнце?
Потепление.
| Дети рассказывают. — Первую веточку мы поставили на окно без воды. Она засохла. — Вторую веточку мы поставили с водой в холодное место. (холодильник) Ничего не произошло. — Третью веточку мы поставили с водой на подоконник. У неё набухли почки, начали распускаться листочки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет. (От солнца) (Оно поднялось выше и согревает землю). (тепло) |
|
5. Открытие нового знания. Самостоятельная работа в группах. | — Будем дальше открывать новое знание, но сами. Чтобы определить другие признаки, происходящие в неживой природе весной, мы с вами поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Выберите ответственного в группе. Ответственные подойдут к столу и вытянут карточки, и вы узнаете, куда отправитесь за знаниями. 1 гр. В библиотеку. 2 гр. В художественную галерею. 3 гр. В редакцию Лесной газеты. Отвечать будете по плану. План ответа.
| Чтение со слайда информации учащимися.
Называют правила работы в группе. Выбирают ответственных в группах.
Читают план ответа со слайда 4.
Работают с заданием и информацией в 3-х группах.
| Слайд 3.
Слайд 4.
|
6. Представление результатов работы группы. | В Библиотеке. Задание.
Подчеркните карандашом слова, обозначающие признаки весны в неживой природе.
Весна. А. Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
Лазурь – светло-синий цвет, синева. Я задаю вопрос. Я знаю, что вы тоже пишите стихи. Кто прочитает своё стихотворение, а ребята назовут признаки весны в неживой природе. В галерее. 1. Рассмотрите репродукцию картины Александра Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Расскажите по плану.
5. В каком, значит, месяце прилетают грачи? Грачи прилетают к нам 17 марта. А 21 марта в природе считается днём весеннего равноденствия.
2. Какое явление вы наблюдаете на иллюстрации? Как называют движение льда на реке? Выбери соответствующее слово. Ледостав, ледоход. У вас есть свои рисунки о весне, расскажите, какие признаки весны в неживой природе вы на них изобразили. Учитель. — Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и постоянно тают. Хотя это и красиво, но следует помнить о том, что ходить по таявшему льду очень опасно для жизни. В это время очень опасно ходить по льду, так как он может подломиться, очень опасно играть во время ледохода на льду. Почему? Природа меняется каждую секунду, наблюдайте, любуйтесь, ловите каждый миг. В РЕДАКЦИИ Задание. В редакцию поступила заметка, но чтобы её напечатали в Лесной газете Виталия Бианки, необходимо отредактировать текст. А для этого надо вставить пропущенные слова, используя после текста слова для справок и прочитать текст классу.
______________принесла много бед жителям леса. _________быстро растаял, ___________разлились и затопили _______________. В некоторых местах настоящий _______________.Со всех сторон к нам поступают известия о гибели____________________. Каждый спасался от __________________как умел.
Слова для справок: снег, берега потоп, весна, животных, реки
Какое слово вы добавили сами? Учитель. Когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда происходит разлив реки, который называется ПОЛОВОДЬЕМ. Зачитать по словарю. Половодье – разлив реки от таяния снега и вскрытие ото льда. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль берега реки. В народе это явление называют НАВОДНЕНИЕМ. Бывают очень сильные наводнения, которые приносят большую беду кому?
| Представляют результаты работы группы.
Рассказывают стихи собственного сочинения о весне.
Представление результатов работы группы. Сверка с эталоном (на слайде)
Наводнение.
| Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
|
7. Физкультминутка. | ФИЗМИНУТКА. Утром солнышко проснулось, Улыбнулось, потянулось И, откинув одеяло, На зарядку побежало. Дождиком умывалось, Тучкой растиралось, А когда умылось- Ярче засветилось.
| Учащиеся выполняют движения. |
|
8. Закрепление знаний. | Выполнение заданий в парах. Вычеркните приметы природы, не относящиеся к весне. Расставьте цифры по порядку. Какой основной признак в природе влияет на другие изменения в природе?
|
Выполняют задание. Сверка с эталоном по слайду. | Слайд 11.
|
9. Домашнее задание. | Откройте Рабочие тетради на стр. 51. Я предлагаю вам на выбор задания. №1 или №2. Если вы будете работать по заданию 2, то можно приметы весны в живой природе не отмечать.
|
|
|
10. Итог урока. Рефлексия. | Давайте вернёмся к вопросу Мудрой Совушки. Ответим на него.
Рефлексия. У вас на партах в конвертах лежит солнышко, но оно без лучиков, дорисуйте лучики. Если вы всё поняли, работали хорошо, вам было интересно, то нарисуйте много лучиков, а если не всё ещё было понятно, то меньше лучиков. Поднимите свои солнышки. Это, ребята, не просто солнышки. Это свет ваших сердец: добрых, искренних, настоящих. И я желаю вам, мои дорогие друзья, чтобы вы смело шли в этот изменчивый мир, чтобы вы видели в нём интересные детали, складывали из них целостную замечательную картину. Я благодарю вас за эмоции, я благодарю вас за те слова, которые вы подарили друг другу и за те ответы, которые заслуживают громких аплодисментов. Закончить сегодняшний урок хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина: «Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее от человека». Как вы их понимаете? Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы. Молодцы. Спасибо, дети, за работу.
|
Под музыку «Апрель» П.И. Чайковского дети рисуют лучики у солнышка.
| Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
|