Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 39

г. Арзамас Нижегородской области

Конспект урока для 1 класса

«ВЕСНА»

подготовила

учитель-логопед

Шорина Татьяна Александровна

г. Арзамас 2013

Цель:

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», совершенствование грамматического строя речи и развитие аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

Обобщать знания детей о весенних природных явлениях.

Обогащать активный словарь детей.

Развивать грамматический строй речи (образование однокоренных слов).

Закреплять навыки слогового анализа и синтеза ( на уровне слога, слова).

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений).

Формировать умение вырабатывать четкие, правильные движения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука «р»:

а) учить выполнять движения в разном темпе, под счет ;

б) использовать кинестетические ощущения ( без зрительного контроля);

в) вырабатывать подъем языка;

г) добиваться сильной воздушной струи, идущей посередине языка.

Развивать фонематический слух.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Технологии:

— технология развивающего обучения;

— здоровьесберегающие технологии;

— технология развивающих игр;

— технология интенсивного развития интеллектуальных способностей;

— игровые технологии.

Предварительная работа:

Беседы о весне.

Чтение художественных произведений по теме.

Рассматривание репродукций картин: «Грачи прилетели» А. Саврасова.

Слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Оборудование:

Тематические картинки, раздаточный материал по количеству детей, контейнер с карандашами, рабочие тетради № 1, звуковые сигналы, бумажные кораблики, тазик с водой.

  1. Организационный момент (дети сидят за столами).

Логопед: — Ребята, какое время года наступило?

Дети: — Весна.

Логопед: — Сегодня мы продолжим разговор о ранней весне.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

  1. Логопед: — Давайте образуем слова одной семейки от этого слова: кап.

— Что скакало с крыши, в стихотворении, которое я прочитала? (капли)

— Капли, что делают? (капают)

— Что начинается на припеке с крыш ранней весной? (капель)

— Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)

— Сосулька, какая? (капающая)

— Повторите все слова одной семейки, начиная со слова: кап.

Дети: кап, капли, капать, капель, капелька, капающие.

Логопед: — Теперь образуем слова другой семейки.

Логопед: — Это что? (солнце).

— Назовите его ласково? (солнышко)

— День, какой? (солнечный)

— Что это за растение, которое очень похоже на солнышко? (подсолнух)

— Какое масло из него делают? (подсолнечное).

Логопед: — Давайте повторим.

Дети: — Солнце, солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнечное.

Логопед: — Молодцы!

  1. «Раздели на слоги».

Логопед: — Я вам принесла картинки, на которых нарисовано то, что бывает весной. Назовите предмет на вашей картинке (дети называют).

Логопед: — Теперь каждый разделит своё слово на слоги.

Дети: — Сол-ныш-ко – три слога, со-суль-ка, под-снеж-ни-ки, грач- один слог (деление на слоги с помощью тактильного ощущения: открывание рта на слогообразующую гласную).

  1. «Солнышко и тучка».

Логопед: — Ребята, встаньте за свои стульчики. Мы с вами поиграем, я посмотрю, какие вы внимательные и как ваши губы и язычок могут быстро работать (логопед показывает картинку с изображением солнышка и тучки).

Логопед: — Когда солнышко ярко светит, капель, как капает? (быстро).

— Набежала тучка, закрыла солнышко. Как стала капать капель? (медленнее).

5. «Составь предложение».

Логопед: — Немного отдохнули. Садитесь на стульчики.

Логопед: — Посмотрите на свою картинку и попробуйте составить предложение с этим словом.

— Катя, какое у тебя получилось предложение?

Ребёнок 1: — Весной светит яркое солнышко.

Ребёнок 2: — На крышах появляются длинные сосульки.

Ребёнок 3: — На проталинках расцветают первые подснежники.

Ребёнок 4: — Прилетают черные грачи и начинают строить (вить) гнёзда.

Логопед: — Какие вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне.

Ребёнок рассказывает: — Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнёзда.

Логопед: — Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о её приметах.

  1. Игра «Да — нет» /динамическая пауза/.

(уточнение и расширение знаний о весне и её признаках).

Логопед приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч.

Логопед: — Я буду вам бросать мяч и называть приметы разных времен года, вы мне возвращаете мяч и говорите: бывает это ранней весной или нет. Понятно?

— На солнце начал таять снег?

— В лесу появилась земляника?

— Появились первые проталинки?

— Дикие животные готовятся к зимней спячке?

— Птицы улетают в тёплые края?

— Опадает листва?

— Побежали веселые ручейки?

— Дни стали длиннее?

— Молодцы!

7. «Выложи схему».

Логопед: — Садитесь на коврик. Давайте вспомним предложение, которое составила Катя.

— Весной светит яркое солнышко.

Логопед: — Перечислите слова по порядку.

Дети: — Весной, светит, яркое, солнышко.

Логопед: — Сколько слов в предложении?

Дети: — 4 слова.

Логопед: — Выложите схему предложения. (дети выкладывают схему).

Логопед: — Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»?

Ребёнок: — Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Логопед: — Что ставим в конце предложения? (точку).

(убираем схемы). Встали.

Логопед: — Солнышко ярко светит. Что же произойдет с сосулькой, как вы думаете?

(она начнёт таять).

Логопед: — Давайте вы превратитесь в сосульки. Солнышко припекает и сосулька тает.

  1. Работа в тетради № 1.

( развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики; профилактика нарушений письменной речи).

Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашам.

Логопед: — Откройте тетради. Посмотрите внимательно, что нарисовано и отгадайте загадку:

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. / Сосулька/.

Логопед: — Правильно! Обведите сосульку голубым карандашом и раскрасьте её, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит ( дети выполняют задание, логопед оценивает их работу).

  1. «Сигнальщики».

Логопед: — Ребята, кто мне скажет, есть звук «р» в слове сосулька? (нет).

— Правильно! ( логопед раздаёт «сигналы»).

Логопед: — Давайте поиграем. Когда вы услышите в слове звук «р», то подайте сигнал.

Логопед: — ручеёк, капель, скворцы, грачи, подснежник, проталинка, первоцвет.

Логопед: — Чтобы научиться произносить звук «р» необходимо выполнять упражнения для язычка.

Упражнение «Маляр» (логопед показывает картинку).

Логопед: — Весной прилетают скворцы. Давайте покрасим крышу скворечника. Наш язычок будет «красить» крышу своего домика, как маляр красит кистью. Нужно открыть рот, улыбнуться и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад (логопед показывает) / дети выполняют под счёт: вперёд-назад/.

Логопед следит, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, передний край языка был широким, кончик языка не высовывался изо рта.

Упражнение «Лошадка» (логопед цокает языком) .

— Кто это к нам спешит? Снег растаял, лошадка звонко цокает по асфальту: сначала лошадка идет медленно, затем бежит. А потом снова медленно и останавливается (логопед показывает). Дети в заданном темпе повторяют два раза.

Логопед следит, чтобы рот был открыт, губы в улыбке, язык не подворачивался внутрь. Нижняя челюсть неподвижна.

Упражнение «Подуй на кораблик».

Логопед: — Весной ребятишки любят пускать кораблики по ручейкам и лужам, сейчас и мы будем пускать кораблик по воде (логопед достаёт ёмкость с водой). Для того, чтобы кораблик поплыл, нужно подуть на него так: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и подуть на кончик языка ( со звуком «ф») 4-5 раз.

Логопед следит, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, не надувались щеки, чтоб произносили звук «ф», а не звук «х».

  1. Игра – соревнование «У кого больше корабликов».

Логопед: — Сейчас будем подбирать слова к разным предметам. За каждое слово вы получите кораблик. Что может делать этот предмет? Вот ручей. Что делает ручей?

Ручей – журчит, льётся, сверкает, бежит;

Капель – звенит, падает, капает, стучит;

Грач – ходит, летает, вьёт, клюёт, выводит, носит;

Подснежник – пробивается, растёт, распускается, колышется.

Логопед: — У кого больше корабликов? Все молодцы!

— О каком времени года мы говорили? (о весне).

— О какой весне мы говорили: о поздней или о ранней? ( о ранней).

— Какие задания вам больше всего понравились? / ответы детей/.

Логопед: — За вашу хорошую работу я дарю бумажные кораблики. Вы сможете запускать их дома в тазике.

Используемая литература:

  1. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2 Автор Петрова Т.И. Москва: Школьная Пресса. Год выпуска: 2007.

  1. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Автор: Нищева Н.В. СПб: Детство-Пресс Год: 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here