Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» № 39
г. Арзамас Нижегородской области
Конспект урока для 1 класса
«ВЕСНА»
подготовила
учитель-логопед
Шорина Татьяна Александровна
г. Арзамас 2013
Цель:
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», совершенствование грамматического строя речи и развитие аналитико-синтетической деятельности.
Задачи:
Обобщать знания детей о весенних природных явлениях.
Обогащать активный словарь детей.
Развивать грамматический строй речи (образование однокоренных слов).
Закреплять навыки слогового анализа и синтеза ( на уровне слога, слова).
Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений).
Формировать умение вырабатывать четкие, правильные движения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука «р»:
а) учить выполнять движения в разном темпе, под счет ;
б) использовать кинестетические ощущения ( без зрительного контроля);
в) вырабатывать подъем языка;
г) добиваться сильной воздушной струи, идущей посередине языка.
Развивать фонематический слух.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».
Технологии:
— технология развивающего обучения;
— здоровьесберегающие технологии;
— технология развивающих игр;
— технология интенсивного развития интеллектуальных способностей;
— игровые технологии.
Предварительная работа:
Беседы о весне.
Чтение художественных произведений по теме.
Рассматривание репродукций картин: «Грачи прилетели» А. Саврасова.
Слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Оборудование:
Тематические картинки, раздаточный материал по количеству детей, контейнер с карандашами, рабочие тетради № 1, звуковые сигналы, бумажные кораблики, тазик с водой.
-
Организационный момент (дети сидят за столами).
Логопед: — Ребята, какое время года наступило?
Дети: — Весна.
Логопед: — Сегодня мы продолжим разговор о ранней весне.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
-
Логопед: — Давайте образуем слова одной семейки от этого слова: кап.
— Что скакало с крыши, в стихотворении, которое я прочитала? (капли)
— Капли, что делают? (капают)
— Что начинается на припеке с крыш ранней весной? (капель)
— Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)
— Сосулька, какая? (капающая)
— Повторите все слова одной семейки, начиная со слова: кап.
Дети: кап, капли, капать, капель, капелька, капающие.
Логопед: — Теперь образуем слова другой семейки.
Логопед: — Это что? (солнце).
— Назовите его ласково? (солнышко)
— День, какой? (солнечный)
— Что это за растение, которое очень похоже на солнышко? (подсолнух)
— Какое масло из него делают? (подсолнечное).
Логопед: — Давайте повторим.
Дети: — Солнце, солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнечное.
Логопед: — Молодцы!
-
«Раздели на слоги».
Логопед: — Я вам принесла картинки, на которых нарисовано то, что бывает весной. Назовите предмет на вашей картинке (дети называют).
Логопед: — Теперь каждый разделит своё слово на слоги.
Дети: — Сол-ныш-ко – три слога, со-суль-ка, под-снеж-ни-ки, грач- один слог (деление на слоги с помощью тактильного ощущения: открывание рта на слогообразующую гласную).
-
«Солнышко и тучка».
Логопед: — Ребята, встаньте за свои стульчики. Мы с вами поиграем, я посмотрю, какие вы внимательные и как ваши губы и язычок могут быстро работать (логопед показывает картинку с изображением солнышка и тучки).
Логопед: — Когда солнышко ярко светит, капель, как капает? (быстро).
— Набежала тучка, закрыла солнышко. Как стала капать капель? (медленнее).
5. «Составь предложение».
Логопед: — Немного отдохнули. Садитесь на стульчики.
Логопед: — Посмотрите на свою картинку и попробуйте составить предложение с этим словом.
— Катя, какое у тебя получилось предложение?
Ребёнок 1: — Весной светит яркое солнышко.
Ребёнок 2: — На крышах появляются длинные сосульки.
Ребёнок 3: — На проталинках расцветают первые подснежники.
Ребёнок 4: — Прилетают черные грачи и начинают строить (вить) гнёзда.
Логопед: — Какие вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне.
Ребёнок рассказывает: — Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнёзда.
Логопед: — Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о её приметах.
-
Игра «Да — нет» /динамическая пауза/.
(уточнение и расширение знаний о весне и её признаках).
Логопед приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч.
Логопед: — Я буду вам бросать мяч и называть приметы разных времен года, вы мне возвращаете мяч и говорите: бывает это ранней весной или нет. Понятно?
— На солнце начал таять снег?
— В лесу появилась земляника?
— Появились первые проталинки?
— Дикие животные готовятся к зимней спячке?
— Птицы улетают в тёплые края?
— Опадает листва?
— Побежали веселые ручейки?
— Дни стали длиннее?
— Молодцы!
7. «Выложи схему».
Логопед: — Садитесь на коврик. Давайте вспомним предложение, которое составила Катя.
— Весной светит яркое солнышко.
Логопед: — Перечислите слова по порядку.
Дети: — Весной, светит, яркое, солнышко.
Логопед: — Сколько слов в предложении?
Дети: — 4 слова.
Логопед: — Выложите схему предложения. (дети выкладывают схему).
Логопед: — Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»?
Ребёнок: — Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Логопед: — Что ставим в конце предложения? (точку).
(убираем схемы). Встали.
Логопед: — Солнышко ярко светит. Что же произойдет с сосулькой, как вы думаете?
(она начнёт таять).
Логопед: — Давайте вы превратитесь в сосульки. Солнышко припекает и сосулька тает.
-
Работа в тетради № 1.
( развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики; профилактика нарушений письменной речи).
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашам.
Логопед: — Откройте тетради. Посмотрите внимательно, что нарисовано и отгадайте загадку:
Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. / Сосулька/.
Логопед: — Правильно! Обведите сосульку голубым карандашом и раскрасьте её, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит ( дети выполняют задание, логопед оценивает их работу).
-
«Сигнальщики».
Логопед: — Ребята, кто мне скажет, есть звук «р» в слове сосулька? (нет).
— Правильно! ( логопед раздаёт «сигналы»).
Логопед: — Давайте поиграем. Когда вы услышите в слове звук «р», то подайте сигнал.
Логопед: — ручеёк, капель, скворцы, грачи, подснежник, проталинка, первоцвет.
Логопед: — Чтобы научиться произносить звук «р» необходимо выполнять упражнения для язычка.
Упражнение «Маляр» (логопед показывает картинку).
Логопед: — Весной прилетают скворцы. Давайте покрасим крышу скворечника. Наш язычок будет «красить» крышу своего домика, как маляр красит кистью. Нужно открыть рот, улыбнуться и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад (логопед показывает) / дети выполняют под счёт: вперёд-назад/.
Логопед следит, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, передний край языка был широким, кончик языка не высовывался изо рта.
Упражнение «Лошадка» (логопед цокает языком) .
— Кто это к нам спешит? Снег растаял, лошадка звонко цокает по асфальту: сначала лошадка идет медленно, затем бежит. А потом снова медленно и останавливается (логопед показывает). Дети в заданном темпе повторяют два раза.
Логопед следит, чтобы рот был открыт, губы в улыбке, язык не подворачивался внутрь. Нижняя челюсть неподвижна.
Упражнение «Подуй на кораблик».
Логопед: — Весной ребятишки любят пускать кораблики по ручейкам и лужам, сейчас и мы будем пускать кораблик по воде (логопед достаёт ёмкость с водой). Для того, чтобы кораблик поплыл, нужно подуть на него так: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и подуть на кончик языка ( со звуком «ф») 4-5 раз.
Логопед следит, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, не надувались щеки, чтоб произносили звук «ф», а не звук «х».
-
Игра – соревнование «У кого больше корабликов».
Логопед: — Сейчас будем подбирать слова к разным предметам. За каждое слово вы получите кораблик. Что может делать этот предмет? Вот ручей. Что делает ручей?
Ручей – журчит, льётся, сверкает, бежит;
Капель – звенит, падает, капает, стучит;
Грач – ходит, летает, вьёт, клюёт, выводит, носит;
Подснежник – пробивается, растёт, распускается, колышется.
Логопед: — У кого больше корабликов? Все молодцы!
— О каком времени года мы говорили? (о весне).
— О какой весне мы говорили: о поздней или о ранней? ( о ранней).
— Какие задания вам больше всего понравились? / ответы детей/.
Логопед: — За вашу хорошую работу я дарю бумажные кораблики. Вы сможете запускать их дома в тазике.
Используемая литература:
-
Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2 Автор Петрова Т.И. Москва: Школьная Пресса. Год выпуска: 2007.
-
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Автор: Нищева Н.В. СПб: Детство-Пресс Год: 2008.