Учитель: Галкина Светлана Александровна
Город Нижнекамск Республика Татарстан
МБОУ «СОШ №29»
Email- [email protected]
Телефон +7 917 227 63 79
Урок: окружающий мир
Класс: 2 «Е»
Тема: Что мы знаем о воде?
Цели урока:
-
Создать условия для определения свойств воды. Обучить простым действиям и шагам по сбережению воды в повседневной жизни.
-
Познакомить с понятиями-состояние воды, прозрачность, текучесть;
-
Способствовать развитию речи, памяти, мышления, интереса к предмету;
-
Воспитывать бережное и ответственное отношение к водным ресурсам
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска
Средства обучения: пластиковые стаканы – 48 шт, пластиковые бутылки- 24 шт., модели круга- 24 шт., воронки- 12 шт., глобус, карточки №1, 2с вопросами, книжки- самоделки, презентация
Основные термины и понятия: вода, прозрачность, текучесть, жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние, пресная вода, без цвета, без формы, без запаха
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: определятьсостояние, свойства воды, экономно использовать воду
Получат возможность научиться: проводить опыты по изучению свойств воды
I. Организационный этап
— Здравствуйте, ребята!
— Вы готовы? (Да, готовы)
— Все готовы? (Все готовы)
— Начинаем наш урок.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Сегодня у нас с вами не простой урок. Сегодня мы будем исследователями.
— Кто такие исследователи?
— Исследователь- это человек , который занимается научной деятельностью.
— Сначала определим, что будет предметом исследования.
На доске написаны слова.
водный, водяной, водитель, подводный, водолаз
— Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (водитель)
— Чем похожи остальные слова? (это однокоренные слова)
— Назовите корень у этих слов.
— Назовите начальное слово.
— Правильно, это вода. И сегодня мы с вами будем говорить о воде.
— Но всё ли мы знаем о воде или что- то нам ещё не известно?
Работа с карточкой №1.
— Возьмите карточку №1.
— Рядом с каждым вопросом поставьте во второй колонке « +» , если вы знаете ответ на этот вопрос, и «-« если вы не знаете ответ.
Вопросы
1. Какой международный праздник отмечают жители нашей планеты 22 марта?
2. Какую долю от всей поверхности Земли составляет вода?
3. Какими свойствами обладает вода?
4. В каком состоянии может находится вода?
5. Имеет ли вода форму?
6. Имеет ли вода запах?
7. Какой вкус имеет вода?
8. Какого вода цвета?
9. Какие явления природы связаны с водой?
10. Какое значение в жизни человека имеет вода?
11. Почему необходимо бережно и экономно пользоваться водой?
— Проверяем. Кто поставил все +?
— Оказывается, что правильно ответить на поставленные вопросы сумели не все. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами будем все вместе, помогая друг другу, отвечать на эти вопросы. Вы согласны?
III. Актуализация знаний
-
Работа с моделью Земли
— 22 марта – международный день воды. Почему же эта бесцветная жидкость удостоена такого внимания? Наверное, она по праву заслужила это. Вода на планете есть повсюду. И даже там, где, казалось бы, нет ничего живого. Вода занимает большую часть площади Земли (показываю глобус, кручу его).
— Посмотрите на глобус. Чего на нем больше- воды или суши?
— Какую долю составляет вода на поверхности воды?
— Возьмите круг и разделите его на 4 равные части с помощью сгибания.
— Покажите.
— Закрасьте ¾ части голубым или синим цветом. Как вы думаете, что обозначает этот цвет? (воду)
— Сколько частей осталось? (1/4)
— Каким цветом можем закрасить её? Почему?
— Чего на Земле больше- воды или суши? Во сколько раз?
— На голубой части выделите небольшую каплю воды.
— Это пресная вода.
— Что такое пресная вода? Где её можем встретить? (реки, озера, ручьи)
.- Однако пресной воды на Земле относительно немного и поэтому ее необходимо беречь.
2)- Кто знает, в каком состоянии существует вода?
– Вода бывает в 3 состояниях: газообразное, твердое, жидкое
(схема)
Вода
газообразное твердое жидкое
— Что такое жидкое? Твердое? Газообразное?
— Послушайте загадки о явлениях природы связанных с водой. К каким состояниям их можно отнести?
Загадки
1)Кругом вода, а с питьем беда. (море, океан)
— В каком состоянии находится вода в морях, океанах? (жидкое)
Рисунок моря добавляем в схему на доске.
2) Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой – такой красивый-
Кружевной и синий-синий! (небо, облака)
— В каком состоянии находится вода на небе?
3)Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось (снег)
— В каком состоянии находится вода в снеге?
4) Рыбам зиму жить тепло:
Крыша толстое стекло (лед)
5) С неба звезды падают,
Лягут на поля,
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло:
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)
6) Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной (сосулька)
7) В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападет —
Этот бархат опадет (иней)
— Какие явления природы можем ещё добавить? (дождь, туман, ручей, лужа)
Физминутка
Звучит спокойная музыка с шумом воды. Дети повторяют движения за девочками.
Опыты
— А теперь мы можем приступить к опытам по изучению свойств воды.
ОПЫТ 1. Имеет ли вода форму?.
На столе:
-
Стаканчик полиэтиленовый – 1 шт.
-
Пластиковая бутылка с водой
-
Пластиковая бутылка пустая
-
Воронка
— Имеет ли вода форму? (ответы детей: имеет, не имеет). А вот мы это сейчас и проверим.
— У вас у всех налита в бутылки вода. Одинаковой ли формы ваши бутылки?
— Перелейте воду из одной бутылки в другую используя воронку. Не забывайте помогать друг другу.
Показываю.
— Изменила ли вода форму? (Вода приобретает форму каждой из них.)Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.)
(Крепим на доске карточку с надписью «БЕЗ ФОРМЫ»)
ОПЫТ 2. Имеет ли вода запах.
На столе:
-
Стаканчик полиэтиленовый с водой
-
Лимон
— Ребята, понюхайте, лимон и стаканчик с водой. Что вы заметили?
— Молодцы! С помощью очередного опыта мы с вами вывели еще одно свойство воды. Какое?
(Крепим на доске каточку с надписью «БЕЗ ЗАПАХА»)
ОПЫТ 3. Имеет ли вода вкус.
На столе:
-
Стаканчик полиэтиленовый – 2 шт. (пронумерованные)
-
Лимон
-
Ложка
-
Вода
— Уважаемые коллеги, чем пахнет вода?
— Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас это предположение проверим опытным путём.
— Ребята возьмите 2 стаканчика, налейте в них немного воды.
— В первый выдавите сок лимона.
— Во второй стаканчик налейте воду.
— Попробуйте на вкус жидкости из всех двух стаканов.
— Что мы можем с вами о вкусах из этих двух стаканчиков?
(Крепим на доске карточку с надписью «БЕЗ ВКУСА»)
ОПЫТ 4. Какого цвета вода?
На столе:
-
Стаканчик полиэтиленовый – 2 шт.
-
Вода
-
Ватная палочка
-
Краска
Поставьте перед собой 2 стаканчика.
— В один из стаканчиков с помощью кисточки добавьте немного краски. Давайте подумаем, сравним две жидкости. Чем отличаются жидкости? Что мы можем сказать про жидкость.
— Какое свойство воды мы только, что вывели из опыта?
(Крепим на доске карточку с надписью «БЕЗ ЦВЕТА» или «прозрачная»)
— Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат — открыли свойства воды.
— Давайте повторим, какие свойства воды мы вывели опытным путем?
IV. Первичное усвоение новых знаний
— Работаем с карточкой №2.
— Прочитайте вопрос на своей карточке. Проверьте свой ответ. А сейчас встаньте, поднимите руку вверх. Я считаю до трех, на счет 3 вы находите себе пару.
— Задайте вопрос своему другу, если он дал правильный ответ, похвалите его. Если он ошибается, повторите вопрос. Если он снова не может ответить, подскажите ему.
Карточка № 2
Ответ |
Вопросы
-
Какой праздник отмечается 22 марта.
-
В каких состояниях может находится вода?
-
Приведи примеры твердого состояния воды.
-
Приведи примеры жидкого состояния воды.
-
Приведи примеры газообразного состояния воды.
-
Какими свойствами обладает вода.
-
Какую часть занимает вода на поверхности Земли.
-
Какую часть занимает пресная вода на поверхности Земли.
-
Что такое пресная вода?
-
Какого цвета вода?
-
Какую форму имеет вода?
-
Какой запах имеет вода?
-
Какой вкус имеет вода?
Повторяем 3 раза.
— Кто правильно ответил на 3 вопроса? На 2? На 1?
V. Первичная проверка понимания
— Какую часть занимает пресная вода?
— Пресной воды на Земле очень мало и поэтому её надо беречь.
— Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, необходимых живому организму. Морская вода содержит избыток различных солей, поэтому она также для питья не годится. Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Но это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадает большое количество различных ядовитых веществ.
— Где люди применяют воду?
— А всегда ли человек разумно использует воду?
— Чем мы можем помочь в охране воды?
Выходят дети, рассказывают стихи, показывают плакаты об охране воды.
Прекрасна сегодня планета Земля:
Красуются горы, леса и поля,
И водных ресурсов пока что не счесть —
Всё это должны мы любить и беречь.
Хотим воду чистую с крана мы пить,
Чтоб нам без болезней до старости жить.
И возле воды отдыхать, загорать,
Давайте же воду не загрязнять!
Реки, озёра, моря, океаны,
Ручьи, родники, болота и пруды,
Бежит из земли, бежит из-под крана,
Жизнь невозможна, увы, без воды.
Ресурсы планеты — совсем не бездонны,
И водный ресурс будем мы охранять,
Использовать воду с умом и законно,
Использовать так, чтобы не отравлять.
Чтоб в чистой, зеркальной, прохладной водице,
Плескались детишки, на радость себе.
Улыбка и счастье, чтоб были на лицах,
А отражались в кристальной воде!
— Сегодня мы с вами стали Хранителями воды.
— Кто такие хранители воды?
Изготовление книжки- самоделки
— Посмотрите, как правильно сделать книжку.
— Прочитайте то, что написано в ней.
— Что нового вы узнали?
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
— Дома прочитайте и заполните книжкуна последней страничке вместе с родителями. На следующий урок принесите её в школу.
— Проведите дома опыт- налейте в блюдце воды и оставьте его на 2- 3 дня. Наблюдайте, что будет происходить с водой. Свои наблюдения запишите в тетрадь.
— Подготовьте сообщение о воде.
VII. Рефлексия
— Возьмите еще раз карточку №1. Прочитайте вопросы. Поставьте + и -.
— У кого – поменялся на + ?
— Понравился вам урок? Вам интересно было?
— Я думаю, что все то новое, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим родителям и друзьям. И, конечно, очень бережно будете относиться к воде. Берегите воду, как и все живое на земле! И пусть этот урок зародит в ваших душах капельку добра!