Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 станицы Новомалороссийской муниципального образования Выселковский район Краснодарского края ул. Школьная, 31 тел.: 8(86157)42266
Урок окружающего мира по программе Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века» во 2-м классе
по теме: «Органы чувств»
Автор учебника Н. Ф. Виноградова
-
Подготовила:
Королева Илона Дмитриевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 25
Домашний адрес:
353 117 Краснодарский край,
Выселковский район,
ст. Новомалороссийская,
ул. Калинина, д. 182
Контактный телефон:
моб.8(961)5127405
2014 год
Технологическая карта урока.
Органы чувств.
| |||||||
Цель: | 1. Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене. Задачи: 1. Упорядочить опыт учащихся. 2. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира. 3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. 4. Научить исследовать (с использованием опытов) признаки предметов с помощью органов чувств.
| ||||||
Тип урока: | Открытие нового знания
| ||||||
Основные термины, понятия | Исследование, орган, обоняние, осязание, зрение. | ||||||
Планируемый результат | Предметные умения
| УУД | |||||
| — знать названия органов. -уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они познаются; -уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера; -уметь слушать, понимать вопрос, формулировать ответ на вопрос, используя слова из вопросов; -уметь соотносить слова с иллюстрацией; -уметь оценивать свою работу. | Личностные: — положительное отношение и интерес к изучению человека; — познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; — способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; — желание вести здоровый образ жизни. Регулятивные: — освоение способов исследования и установления взаимосвязи между предметами. Познавательные: — ориентирование в понятиях и терминах: гигиена, гимнастика. — соблюдать правила гигиены. Коммуникативные: — активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи; — высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным. | |||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | Оборудование
| ||||
технология (умение работать по алгоритму; умение находить разные способы решения проблемы.
| Фронтальная, в парах, индивидуальная.
| Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова. Методическое пособие. Наглядный и раздаточный материал.
| 1. Для проведения опытов: платок, металлический колокольчик, вата, лук, чеснок, апельсин, кусочек хлеба, ветка ели, деревянный кубик, чашка, карандаш, яблоко. Мультимедийный проектор, презентация «Органы чувств», диск со звуками природы, диск с музыкой, плакат с изображением человека без лица.
| ||||
Содержание урока | Время | Задачи этапа | Развитие личностных качеств и психических процессов | ||||
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||||||
1.Мотивация Слайд № 1 — Тихо- тихо входит в класс тишина, Говорит нам, что урок начать пора. Наши ушки на макушке (массаж ушей) Глазки зоркие глядят (поглаживание век) В путь за новыми открытиями Приглашают всех ребят! Слайд № 2 Сегодня прекрасный солнечный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, давайте повернемся друг к другу, улыбнемся соседу и подарим ему кусочек своего тепла. | 1мин
| Мотивационный компонент урока. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Выполнение массажа ушей; поглаживания век;
| cамостоятельность, память | активность, коммуникативность | |||
2. Постановка целей урока. Постановка учебной задачи. — Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать. — Ребята, а что такое здоровье? (ответы детей) Слайд № 3 — Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Это не так. Каждый с юных лет должен заботиться о себе, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое самочувствие, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения. – Я скажу вам по секрету, почему у меня хорошее настроение. Не болеет ни один мой помощник. Кто может угадать, о каких помощниках я говорю? (ответы детей) Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик — запах различать, Руки — чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. Слайд № 4 — Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. ( Вывешивается плакат с человеком без лица)
| 2 мин | Ведётся целенаправленная работа к восприятию нового материала. |
|
| |||
3. Постановка проблемного вопроса. Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще — умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? Почему вы так думаете? (ответы детей) Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
| 2 мин | Создание проблемной ситуации. Дети учатся самостоятельно делать выводы. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза.
| Самостоятельность, точность речи, внимание, компетентности познавательной деятельности, проблемные ситуации – их создание и разрешение, интеллектуальная деятельность.) | анализ активность, системность, точность речи, аргументированность, коммуникатив- ность. | |||
5.Способы решения проблемной ситуации. — Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (ответы детей)
Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам. — Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? — Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). — Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь?
| 1 мин | Дети самостоятельно находят способы решения проблемы. | память внимание точность речи, компетентности деятельности – игра, учение, труд, моделирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности. | Ответствен- ность любознатель- ность | |||
6.Работа над темой урока У человека есть очень важный орган. Отгадайте, что это? День закончился, затих. Ты легла, закрыла их Слайд № 5 Опыт 1 . (Один ученик вызывается к доске) Задание:- Закрой глаза и попробуй пройти к своему столу. — Почему у тебя не получилось пройти, не задев другие столы? — С закрытыми глазами вы обязательно ударитесь или уроните что-нибудь. Плохо без глаз. Что такое глаза? Для чего они нужны? — Скажите, какого цвета яблоко у меня в руке? — Какое яблоко больше? — Что же мы можем делать благодаря зрению?
— Глаза — это орган зрения. С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем: движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать, смотреть, работать за компьютером, любоваться природой и многое другое. Верно, говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрите в глаза своих одноклассников. Видите, какие они у вас красивые и разные? Мы выяснили, что глаза необходимы человеку. Давайте и нашему человечку дорисуем глазки. – Зрение необходимо беречь. – Какие правила охраны зрения вы знаете? Слайд № 6 – Что дети делают неправильно? – Какие правила можно составить? Телевизор смотреть не ближе 2-3 метров Не наклоняться низко при письме Не читать лежа. Не тереть глаза грязными руками.
| 25 мин | Дети учатся самостоятельно делать выводы. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. Развитие аккуратности сотрудничества Качественная самооценка деятельности учащихся; учитель поддерживает ситуацию успеха. | Память, внимание
| Любознатель-ность. | |||
8.Физминутка – А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глазки. Физкультминутка проводится для глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
— А сейчас мы познакомимся с другим органом чувств. Отгадайте загадку. Оля слушает в лесу, Слайд № 7 Учитель вызывает другого ученика к доске, завязывает ему глаза. Звенит колокольчик. -Что это? Как узнал? Какой орган помог это определить? Какое чувство «включилось»?
Опыт. — Заткните уши ватой. Что произошло? (сразу исчезли все звуки).
— Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши) — С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир: шум дождя, пение птиц, журчание ручья, музыку. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания. — Ухо – очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь. — Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели? — Давайте поиграем в игру “Угадай, кто это?” Я буду включать разные звуки, а вы попробуйте угадать, кто или что воссоздает такой звук. (Корова, комар, машина, шмель, барабан и др.) — Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Что нужно делать или не делать, чтобы сберечь ваши уши? Слайд №8 — Не ковыряться в ушах острыми предметами, а специальной ушной палочкой. — Избегать сильных звуков и шумов, а также постоянно использовать наушники. — Чистить уши каждый день. — Если почувствовали боль в ушах, то нужно обратиться к врачу. — Давайте дорисуем нашему человеку уши, ведь это тоже важный орган.
| 1 мин | Охрана здоровья детей, снимается утомляемость.
Дети переходят на аналитический уровень сформированности знаний и умений, осмысливают каждую операцию, а значит формируется самосто- ятельность мыслительной деятельности. | компетентности здоровьесбережения — гигиена зрения
|
| |||
9. Физкультминутка — Чтобы наши ушки отдохнули, мы послушаем спокойную музыку. А теперь давайте познакомимся с другим органом чувств. На лице он выдаётся, Слайд № 9 — Потрогайте, ребята, нос на своем лице. Представьте себе на миг, что нос исчез. Лицо наше будет выглядеть не совсем обычно и непривычно. Зачем же человеку нос? — Через нос мы дышим. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов. В носу согревается вдыхаемый холодный воздух. Поэтому в морозы старайтесь дышать только через нос.
Опыт. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели). — Какой орган помог вам это определить. (Нос.) Нос — орган обоняния. Он помогает человеку не только определить запахи, но и вовремя предотвратить опасность, например, запах дыма, газа, запах несъедобной пищи. — Скажите, необходимо ли беречь нос? — А как это можно сделать?
Слайд № 10 Не ходите с мокрыми ногами и в сырой одежде Старайтесь не общаться с людьми, которые чихают и кашляют Чаще ешьте овощи и фрукты – в них содержатся вещества, которые помогут побороть простуду. Особенно полезны лук, чеснок, малина и смородина. Физминутка. Человек должен уметь правильно дышать. — Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно друг другу, расслабитесь. Делаем вдох через нос и поднимаем голову, выдох — через рот и голову опускаем. Делаем два раза. Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение, стресс. — А вот и следующий орган чувств. Всегда во рту, Слайд № 11 Опыт. — Ребята, что у меня в руке? ( Лимон) — А теперь представьте, что вы его едите. Что вы чувствуете? (ответы детей) — Какой орган помог это определить, что вы съели? (Язык.)
— Язык – это орган вкуса. — Язычок находится в ротовой полости. Он помогает определить сладкую, горькую, соленую, кислую пищу. Слайд № 12 — Какие правила необходимо соблюдать, чтобы ротик был здоров? Слайд №13 — Какие правила можно составить? Мойте овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды Мойте руки перед едой.
| 1 мин
1мин. | Закрепить полученные знания.
Охрана здоровья детей. | Организован-ность, память, внимание, компетентности здоровьесбережения- гигиена слуха
компетентности здоровьесбережения- гигиена обоняния | Системность, аналитичность, культура эмоций, активность, коммуникатив-ность. | |||
10. 7. Физкультминутка Упражнения для язычка. — Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной. Чистим зубки язычком. Футбол. Цоканье. Надувание щечек. — А где находится язычок? (ответы детей). Давайте дорисуем нашему человеку рот. Ну, а теперь познакомимся с еще одним органом чувств. Мы в нее зимой и летом Слайд № 14 Опыт. Игра «Волшебный мешочек». — Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко). — Что «рассказали» тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются по очереди, по мере узнавания.) — Что ещё можно узнать с помощью кожи? Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой). — Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод) Кожа – орган осязания. Правила ухода за кожей: Слайд № 15 Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения. Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку. — Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку) Физкультминутка. У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Давайте раскрасим лицо нашему человечку и покажем, где у него кожа.
| 1 мин
1 мин. | Закрепление полученных навыков
Охрана здоровья детей, снимается утомляемость.
|
компетентности здоровьесбережения- гигиена органов осязания |
| |||
12. Обобщение изученного материала — Наше исследование закончилось. Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира? Слайд № 16 Игра «Полезно – вредно». -Что вы исследовали на сегодняшнем уроке? К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств. Слайд №17 | 3 мин
| закрепление |
| Рефлексив-ность, ответствен-ность, любознатель-ность. | |||
13. Рефлексия. — Что нового вы узнали на уроке? — Что понравилось больше всего? — Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда, Но добиться результата невозможно без труда. Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой, Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам. И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам! Свежим воздухом дышите по возможности всегда. На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья! Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить. Выполняйте все советы, и легко вам будет жить. Слайд № 18 14. Оценивание. — Вам понравилось, как вы работали на уроке? — Какую оценку вы поставили себе, сегодня за работу? — Сегодня мне понравилось, как вы работали… | 2 мин | проверить умение учащихся оценивать работу свою и класса, делать выводы Добиться чувства удовлетворённости результатами урока. Вызвать у детей чувство радости, чувство равноценности. | Самостоятель-ность
| рефлексивность аргументированность ясность речи активность культура эмоций | |||
Домашнее задание: оформить памятку «Как сберечь органы чувств». |
|
|
|
|