Муниципальное административное дошкольное образование
МАДОУ № 171 «Журавушка» города Кемерово
Конспект урока для 2 класса «Путешествие весёлого язычка»
подготовила
учитель – логопед
Кончилова Екатерина Владимировна
г. Кемерово
2014
Программное содержание:
1. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2. Закрепление различных артикуляционных укладов и правильного звукопроизношения (автоматизация шипящих и сонорных групп звуков изолированно, в слогах, в словах, во фразе и в свободной речи).
3. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
4. Формирование слухового внимания и памяти.
5. Дифференциация звуков «р» — «рь» и «ш» — «щ».
Ход занятия:
Посмотрите, ребята, к нам в гости пришёл весёлый язычок. Он мне рассказал, что у него случилось несчастье: язычок любит путешествовать и в одном из своих путешествиях потерял свои самые любимые звуки. Как вы думаете, какие это могут быть звуки? (Р, Ш). А вы хотите помочь весёлому язычку?
Чтоб найти потерянные звуки, необходимо вспомнить, где язычок их мог потерять. А для этого мы отправимся с вами в путешествие:
Жил – был весёлый язычок. Он очень любил путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он одну дверку домика /губы/, затем вторую дверку /зубы/. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. /Упражнение Блинчик/ позагорал и опять спрятался в домик. Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. /Упражнение Часики/. Покачивался- покачивался и в домик спрятался. Через минуту непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка качается на качелях: вверх-вниз. Сначала медленно, а потом быстрее и быстрее.
Посмотрел язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошёл гулять, по ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку, на вторую и затем на третью, весело напевая «д-д-д-д» /упражнение барабанщик/.
Любопытный язычок заглянул в окошко и увидел там… девочка собралась чистить зубы! Решил язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. /Упражнение чистим зубки/. Чистил он их старательно, вычистил, довела. В это время девочка умылась и ушла. Заглянул язычок, но ненадолго.
Огляделся вокруг и увидел, как возводится многоэтажный дом. Интересно стало язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра стал ему помогать. /Упражнение маляр/
Хорошо потрудился язычок, устал и спрятался в домик, и снятся ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало язычок, и он запел: «ла-ла-ла».
Вдруг услышал язычок весёлую барабанную дробь. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д-д — слышалось вокруг. д-д-д-д -, повторял за барабаном язычок. / Упражнение барабанщик/.
Увидел весёлый язычок Лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!
НУ И ЛОШАДКА!
ШЁРСТКА ГЛАДКА,
ЧИСТО УМЫТА
С ГОЛОВЫ ДО КОПЫТА.
ТРАВКИ ПОЕЛА – И
СНОВА ЗА ДЕЛО.
Вот как путешествовал весёлый язычок. Ходил он и по полянке и по лесу, а где потерял свои любимые звуки не знает.
А для того чтобы отправится дальше нам нужно набраться сил. Возьмем волшебные полосочки и подуем, там появится картинка, вы должны её назвать. Давайте вспомним, как нужно дуть, чтобы выдыхаемая струя была сильной. (Не надувать щёки, набирать много воздуха и постепенно равномерно его выпускать).
Чтобы найти потерянные звуки нам необходимо пройти длинный путь. Поэтому разделимся на две команды: 1 – Соня с Захаром расколдуют полянку, для этого вам нужно до неё добраться (завести мотор, поставить язычок в положение звука «р»), доехать до полянки и посадить на этой полянке сказочные цветы (пропевая песенки Ра — ро – ру – ры – рэ);
2 – Андрей и Сонечка отправятся в волшебный лес. Но в него попасть не просто. Для этого нужно превратится в листочки на деревьях, и пошуметь, прошуршать (ш-ш-ш-ш-ш, язычок поднимаем «чашечкой» за верхние зубы и сильно выдыхаем воздух). А теперь посмотрите все деревья, кто-то заколдовал, и на них не осталось ни одного цветочка – они очень грустят. А вы хотите расколдовать деревья? Тогда мы с вами с поём волшебные песенки (ша-шо-шу-ши-ше; аш-ош-уш-ыш-эш; шма-шмо-шму-шмы-шмэ)
Но вот ребята расколдовали полянку, там распустились прекрасные цветы и на полянку сразу же вернулась коровка (в название её есть звук «р»), а в лесу ребята расколдовали деревья и в лес вернулась кукушка (в названии её есть звук «ш»).
А теперь давайте повеселимся с весёлым язычком и подружимся.
Пальчиковая гимнастика.
«Дружат в нашей группе».
Вот мы с вами и повеселились, подружились, а теперь давайте найдём друзей для кукушки и коровы. Первая команда будем искать друзей для коровы, в именах которых будет рычащий звук. А вторая команда друзей для кукушки, в именах которых есть шипящий звук.
На столе разложены картинки с животными на все звуки, ребятам нужно выбрать картинки, содержащие звуки «ш» и «р».
Вот и для наших героев мы нашли друзей и им теперь не скучно.
Но весёлый язычок так и не нашёл своих любимые звуки и вот он написал слова, а вам надо их расколдовать.
Вам нужно так изменить слово, чтобы в нём зашипел – 2 команда, или зарычал – 1 команда.
Каска – кашка голод — город
Пенка – пешка ложки – рожки
Миска – мишка лама – рама
Крыса – крыша шаль – шар
Сутки – шутки лов – ров
Маска – Машка лад – рад
Умницы, слова расколдовали.
Но, чтобы звуки «ш» и «р» вернулись к язычку необходимо чётко и ясно рассказать скороговорки, которые вы знаете.
Проворонила ворона воронят.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Хорош пирожок внутри творожок.
У нас в печурочке – золотые чурочки.
Шесть мышат – в камышах шуршат.
Кошка у окошка шапку шьёт – мышка в сапожках избушку метёт.
Мышонку шепчет мышь,-
Ты всё не спишь шумишь.
Хороша швея Наташа шила шапку — сшила тапку.
Смотрите вот и звуки расколдованы. Вот наш язычок обрадовался. И в благодарность вам он подарит маленькие звуки «р», «ш», чтобы они не когда не терялись у вас, чтоб ваш язычок всегда говорил чисто и ясно. А когда вы пойдёте в школу, чтобы эти весёлые звуки помогали вам получать пятерки.
ЛИТЕРАТУРА
-
Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие
/ Л.Р. Болотина, Н.В.Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с
-
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляторных расстройств. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 96с.
-
Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: пособие для логопедов. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004 – 56с.
-
Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения/ Г.В. Ханьшева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 93с.