Предмет: окружающий мир.
Класс: 2- б.
Учитель начальных классов: Павлова Людмила Ивановна
МБОУ СОШ №1 имени А.В. Суворова г.Усть-Лабинск Краснодарского края
Тема: «Россия на карте»
Цель:
— познакомить детей с картой России, научить пользоваться физической кртой;
— развивать кругозор детей;
— воспитывать любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Предметные: – знать некоторые сведения из истории основания Москвы; – уметь читать план, карту.
Личностные:- уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств, настроения.
Метапредметные: а) регулятивные УУД: – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;
б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе.
в) познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: карта, план, достопримечательность.
Межпредметные связи: история, русский язык, литературное чтение.
Оборудование урока: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир: Учебник для 2 класса – 2012г
Мультимедийный проектор, экран. Физическая карта России. Рабочая тетрадь.
Этапы урока | Содержание урока | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Организация на урок.
| Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Слайд 1
|
Контролировать свои действия и оценивать их. |
2 | Мотивация к учебной деятельности.
| Над Россией Солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней! (О. Высотская) Слайд 2 — О чём говориться в стихотворении? — Почему автор стихотворения так считает? (Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?) Слайд 3.
| Умение анализировать, высказывать своё мнение.
|
3 | Актуализация и пробное учебное действие.
| — О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Как вы думаете, что мы можем узнать о нашей стране? Хотите ли вы это узнать? Тема нашего урока: Россия на карте. (На доске). Прием “Корзина идей” На доске: Россия – это … — Мы говорим Россия. А что же это такое? … Отечество … государство … наша Родина … место обитания многих животных и растений … страна, где мы живем …РФ – Российская Федерация — Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Какие символы нашей России вы знаете? Символы России. Слайд 4, 5. — Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Слайд 6. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные населяют нашу страну, как выглядит поверхность, куда текут реки, какие богатства таятся в недрах. И всегда с нами будет наша помощница – карта. Как карта нам рассказывает о земной поверхности? (На доске – карта). — Как вы думаете, кому нужна карта, кому она может помочь? (путешественникам, геологам, историкам, географам)
| Умение определять тему и постановка цели урока.
Умения высказывать свои предположения.
|
4 | Выявление места и причины затруднения.
| Посмотрим, как выглядит наша страна на карте. Научимся читать карту. Правильно показывать объекты на настенной карте. — Что такое карта? Слайд 7. Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Слайд 8. История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. Слайд 9. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Слайд 10.
| Знать правила ведения диалога.
Умения высказывать свои предположения.
|
5 | Построение проекта выхода из затруднения. | Как показывать объекты на настенной карте?
Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.
| Умение слушать, запоминать и применять на практике полученные знания |
6 | Реализация построенного проекта.
|
Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки (обозначения и цвет).
Север на карте – вверху, юг – внизу, запад — слева, восток — справа.
Голубым цветом на карте обозначается – вода. Зеленым, жёлтым и коричневым – суша. Равнины (низменности) обозначаются зелёным цветом, а горы (возвышенности) – жёлтым и коричневым цветом.
Работа с учебником: стр. 95. — Какие условные обозначения вы знаете, назовите?
| Умение слушать, запоминать и применять на практике полученные знания Умение работать с учебником. |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.
| Работа с настенной картой. На доске и на Слайде 14. — Продолжим знакомство с поверхностью России. (Равнины и горы). — Назовите и покажите на карте основные равнины и горные системы России? (Ответы учеников у карты). («Моря, озера, реки»). — Давайте найдем на карте океаны, моря и крупные озера и реки. Кто нашел и сможет нам показать? — Расскажите друг другу с какими видами поверхности нашей Родины мы познакомились? (Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова).
| Умение работать у доски, работать с картой. |
| Физминутка
|
| Умение повторять движения, двигаться в заданном ритме. |
8 | Включение в систему знаний и повторения. | Работа по учебнику. Откройте на стр. 96 – 97. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.
| Умение работать с учебником, отвечать на вопросы. |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону.
| Работа в тетради. Задание 1 – 3 на стр. 39 – 40 в рабочей тетради.
| Умение работать самостоятельно, аккуратно. Умение сравнивать и анализировать. |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| — Что нового мы узнали на уроке? Прием “Воздушный шарик” — Покажите мне ваше состояние. (Рука над головой – все понравилось, очень хорошо. Рука на уровне головы – не очень доволен. Рука на парте – все было плохо, хочется отдохнуть). — Кто хочет пояснить свой выбор? |
Анализировать, сравнивать, оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников, участвовать в диалоге.
|
11 | Домашнее задание | Домашнее задание. Слайд 15. 1. Прочитать тему по учебнику (стр.90 — 97), ответить на вопросы, стр. 95. 2. Подготовить рассказ с фотографиями об одном из городов России, стр. 97. |
|