Конспект урока по окружающему миру
Класс: 2
УМК: Перспективная начальная школа
Учитель: Тарасова Светлана Юрьевна, учитель высшей категории, МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска, Челябинской области
Тема: «Вода и её свойства. Третье заседание клуба».
Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.
Задачи:
-
Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле
-
Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
-
Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде, как ценному дару природы и источнику жизни.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся научатся:
Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.
Личностные
У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.
Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование:
-
Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
-
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
-
Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль,сахар, строительный песок, глина, воронки, фильтры.
-
Компьютер, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Тарасова С.Ю.).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ (особенности урока и реализующие задачи) | |
I.Организация класса. Введение в тему. | — Приглашаю вас занять определенные места. — Подумайте, о чем идет речь в загадке: Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. — Какие признаки подсказали вам этот ответ? — А как признаки можно назвать научно?
— О каких состояниях воды говорят нам эти свойства? | — Дети рассаживаются по группам.
— Это вода.
Учащиеся называют признаки. (Если учащиеся затрудняются, подсказать). — Это свойства воды.
— Жидкое, твердое, газообразное. | Распределение по группам проведено заранее, т.к. дети этого возраста еще не могут самостоятельно выбрать лидера и распределить роли.
Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему. |
I II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. | Предлагаю вам небольшой тест, который поможет вам проверить, что теперь мы знаем о воде.
— Молодцы! А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока. См. Приложение 5 -Итак, какую цель мы поставим на урок? — Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?
— Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды? — Что будет предметом исследования? — Подумайте, как мы будем проводить исследование? — Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование? — Зачем нам нужны эти правила? — Руководителем лаборатории сегодня стала Жданова Алёна. Ей слово. | Учащиеся выполняют тест: см. Приложение 1
Дети ставят цель на урок. Проверить свойство воды растворять разные вещества. — Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее. — Мы будем говорить о воде, как растворителе. Провести опыты. -Вода. — Работать в группах.
— Вспомним правила работы в группе.
Алёна Жданова: — Наша задача — провести опыты и проверить свойство воды -растворять разные вещества. Все готовы? | Слайд 2: оценка результата деятельности: удалось ли достигнуть правильного результата.
Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала. Активизировать мыслительные операции: — анализ и синтез; — сравнение и сопоставление. На доске (слайд 3) появляется тема исследования «Вода — растворитель». Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2
|
III. Физ.минутка
| — Алёна, вот только, прежде чем приступать к исследованиям, не пора ли нам отдохнуть немного? Ты не возражаешь, если физ.минутку проведу я? — Спасибо
| Дети сопровождают слова учителя действиями.
| Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности |
IV. Исследовательская деятельность учащихся. |
— Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
— А какие есть приспособления, инструменты?
— А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
— Возьмите бланк с инструкцией №1. — Прочтите порядок действий – ход работы — на первом этапе. Все понятно? — Какие наблюдения вести и для чего?
Результаты наблюдений записываем куда? — Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы? — Итак, все готовы? Алёна может присоединиться к любой из групп. — А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод.
— Где мы можем найти научное подтверждение наших выводов? учебник с.52 — Что скажете?
— Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? Что может в этом помочь?
— Алёна, готова ли ты провести следующий этап работы? Приступай, пожалуйста.
— А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2. Она похожа на инструкцию №1? Порядок ваших действий изменится? Лаборант 6 выполняет опыт, вы все вместе делаете выводы.
— Теперь расскажите о результатах опыта. Сделаем общий вывод.
— Снова проконтролируем результаты наших действий на материале учебника с..53. Ваши выводы? |
-Алёна Жданова: Дети называют вещества: вода; поваренная соль; речной песок; глина. — Пробирки, стаканы, воронки, фильтры. (Если дети затрудняются в названиях, помочь)
Алёна Жданова: — Проводить опыты мы будем по инструкции. Опыт проводит в группе лаборант 1. Записывает результаты лаборант 2. Озвучивать результаты будут лаборанты 3 и 4. (Дети берут инструкции у учителя)
— Пронаблюдать растворяется вещество или нет?
— В колонку «Наблюдения»
— В колонку «Вывод».
Озвучиваются выводы Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов.
Далее дети заполняют общие выводы. — Вычитыванием из статьи учебника. Наш вывод и вывод учебника совпали. Дети выдвигают свои предположения. Приходят к выводу о фильтре.
— Я озвучиваю действия, лаборант 5 их выполняет, а вы наблюдаете и помогаете, не мешая его деятельности. Приступаем: 2. Теперь при помощи ножниц скруглим края салфетки.
Озвучиваются выводы Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов. Далее дети заполняют общие выводы.
| На основе опытов получить новые знания о воде. Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий
См. Приложение 3
На доске по мере выполнения работы появляются (слайд 5) выводы: Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в воде. Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается. С помощью фильтра такую воду
см. Приложение 3 |
V. Домашнее задание. | — Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет в выполнении домашнего задания? Найдите в учебнике эти задания. С.58 учебника – выполнить задания. (Слайд 6) | — Учебник.
Дети находят в учебнике вопросы и задания. | Выработка умения оперировать полученными знаниями. |
VI. Итог урока. Рефлексия. | -Итак, что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели? -Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его. |
Слайд 7
Слайд 8
См. Приложение 4 |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |