Окружающий мир «Обитатели Земли» (3-й класс)
Урок 21.
Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Тема: Маленькие рыцари
Цели:
-
ознакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков;
-
уметь перечислять особенности насекомых и пауков.
Оборудование: коллекции насекомых, пауков, ракообразных, плакат «Маленькие рыцари» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | ||||||||||||||||||||||
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| 1 3 Учитель: Чтоб окружающий мир изучать, Нужно уметь наблюдать, Признаки предметов любых выделять, Их общие и различные свойства отмечать! — На какие слова обратили внимание? ( Дети: изучать, наблюдать, выделять, отмечать) 3 — Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с обитателями нашей Земли, будем работать с научной информацией, делать выводы в результате совместной работы, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. — Начнём работу с планирования нашей деятельности, с контроля знаний, полученных на предшествующих занятиях, так как они нам будут необходимы для изучения новой темы. Итак, давайте составим план урока: 1.Актуализация знаний 2.Создание проблемной ситуации 3.Работа по учебнику (в группах) 4.Работа в тетради 5.Домашнее задание 6.Итог урока – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? — Последние наши темы «Растения-производители» и «Животные маленькие и большие». Давайте проверим, как вы усвоили материал. 1. Тест по карточкам «Растения-производители» (2 варианта) с последующей взаимопроверкой. ( Материал взят из тетради Проверочные и контрольные работы к учебнику « Окружающий мир» (Обитатели Земли) авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина) 2.Тест (вопросы о животных)
Ребята, давайте обобщим наши знания. (Наземные растения состоят из листьев, стебля, корня. Животные бывают одноклеточными и многоклеточными. Все они – потребители). Презентация – Прочитайте диалог наших героев на с. 90. О чём они рассуждают? (Они рассуждают о размерах насекомых, об их возможностях.) – Какой у вас возникает вопрос? Как устроены мелкие наземные животные? – Для чего нужен скелет? (Скелет создаёт опору, защита, возможность двигаться.) – С какими трудностями сталкиваются морские организмы на суше? Составьте небольшой рассказ. Представляют свои рассказы. – Как преодолеть эти трудности? (Нужны конечности для передвижения, органы для дыхания на суше, защитный покров.)
– Давайте проведём исследование и посмотрим, какое строение у мелких наземных животных.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | |||||||||||||||||||||
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
| 4 3 2 4 3 Работа в учебнике. Работа в группах. – Учёные называют их членистоногими. Как вы думаете, что скрывается за этим названием? Рассмотрите коллекции. Что вы заметили в их строении? Какую роль играет этот панцирь? Это их скелет. Какой он? Если животное выросло, то как поступить со скелетом? (Наверно, у этих животных расчленённые ноги. Всё их тело состоит из разного размера члеников. Соединяются эти членики подвижно, создают плотный покров. Защищает животное. Скелет наружный: лёгкий и прочный. Если животное выросло, то такой скелет будет ему мешать, его надо менять.) – Определите для членистоногих плюсы и минусы наружного скелета. (Плюсы: прочная защита органов, защита от высыхания. Минусы: неудобства при росте.) – Какие членистоногие встречаются на нашей планете? Давайте познакомимся с ними. Работа в группах: насекомые, пауки, ракообразные. — А сейчас, мы с вами тоже познакомимся с некоторыми представителями животных, относящимися к членистоногим. Работать вы будете в группах. Выполняя задание, вы будете работать с научной информацией. Отвечая на вопросы, прислушивайтесь к мнению каждого члена группы, не забудьте выбрать того, кто будет вашу группу представлять.
Задание группе 1. (ракообразные) Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы. Вопросы: Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных. Чем известны дафния и циклоп? Какие формы ног у ракообразных?
План ответа. 1.Представителями являются…………. 2.. Они живут……………….. 3. У них ……. ног. 4.Дышат ракообразные ………. с помощью………… Сообщение о креветках Задание группе 2.(пауки) Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите, ученика, кто будет отвечать от вашей группы Вопросы: Зачем нужна паукам паутина? Хищники ли пауки? Как они охотятся? Опасны ли они для человека? В чём особенность пауков? (у них паутинная железа) Для чего она нужна? (строят дом, ловят добычу и даже летают на ней)
План ответа. 1.Представителями являются…………. 2.. Они живут……………….. 3. У них ……. ног. 4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)…………………… Сообщение о пауке-крестовике Задание группе 3. (насекомые) Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы. Вопросы: Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных. Опасны ли они для человека?
План ответа. 1.Представителями являются…………. 2.. Они живут……………….. 3. У них ……. ног. 4.Питаются они……………. – Каких членистоногих больше всего? Используя текст, определите, в чём причины такого многообразия? (Вопросы к рисункам на с. 91, 92, 93, 94.) (Больше всего насекомых. Причины их многообразия: разные способы питания, разная пища, разные способы развития, разные способы защиты, разный образ жизни.) – Как ответим на вопрос урока? (Членистоногие имеют наружный скелет, живут в воде и на суше, имеют разное количество ног: у насекомых – 6, у пауков – 8.) – Как ответим на вопрос урока? Сделайте вывод.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |||||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Самостоятель — ное применение знаний. |
2 2 3 1 1. Работа в учебнике. – Вопросы на с. 95. – Задания из рабочей тетради № 2, 4 стр.46. 2. Проверочная работа. Вариант 1. Необходимый уровень. Животное: дыхание, заглатывание пищи, рост, размножение, чувствительность и движение. Растение: дыхание, фотосинтез, рост, размножение. Повышенный уровень. Бабочка и гусеница. Максимальный уровень. Простейшие – инфузория, кишечнополостные – актиния, черви – дождевой червь, моллюски – улитка, ракообразные – рак, пауки – паук, насекомые – бабочка.
Вариант 2. Необходимый уровень. Слева растение, справа – животное. К растению можно добавить поглощение углекислого газа и воды, чувствительность, к животному можно добавить выделение углекислого газа. В любом случае важно не написать полный перечень свойств, а дать правильный ответ. Повышенный уровень. Яйцо – гусеница – куколка – бабочка. Максимальный уровень. Верхний ряд (слева направо): простейшие, моллюски. Средний ряд (слева направо): членистоногие, черви. Нижний ряд (слева направо): ракообразные, насекомые. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Воспитательный момент (просмотр фрагмента мультфильма о том, как зайчик поймал бабочку, закрыл в банке и забыл про неё)
Стихотворение «Не хочу» Нет, не хочу за бабочкой гоняться! За ней и ты с сачком н мчись, постой! Пусть крылышки цветные не бояться Порхать в лугах на радость нам с тобой. Нет, не хочу цветку лесному зла я! Я не сорву его, не унесу! Ему ведь в доме, стол наш украшая, Уж не качать шмеля, не пить росу… Ни муравья, ни ветку, ни травинку Обидеть не хочу: ведь это грех! Стараюсь разглядеть в них ту живинку, Что доверяет всем и любит всех. А. Костецкий | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ | |||||||||||||||||||||
ΙV. Домашнее задание. | Чтение текста темы 21 (стр.90-95), задание №1,3 стр.46 из рабочей тетради.
|
| |||||||||||||||||||||
V. Итог урока. | 4 – Почему членистоногие такая многообразная группа животных? – Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились? – Кто справлялся легко? Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
|