Открытый урок по окружающему миру в 3-А классе

на тему « Мир бактерий в жизни человека»

ЦЕЛИ:

1.Образовательная: познакомить учащихся с бактериями, их жизнедеятельностью и распространением на Земле.

2.Развивающая: развитие в учениках потребности знать больше.

3.Воспитывающая: 1.Гигиенические навыки.

2.Развитие социальной компетентности.

3.Развитие культуры дискуссии.

1.Организационный момент:

Прозвенел веселый звонок,

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

-По какому разделу мы сейчас работаем?

(Живые участники круговорота веществ)

-Давайте вспомним живых участников круговорота и их роль в нем.

а) РАСТЕНИЯ — производители, «кормильцы»

б) ЖИВОТНЫЕ — потребители, «едоки»

в) Грибы, микробы — разрушители, «мусорщики»

2.Актуализация знаний.

-Какие предметы «мусорщики» разрушат быстрее:

металлические, стеклянные или продукты?

(Дети выбрали рисунок с продуктами и пищей)

Наблюдение за испорченными продуктами

Давайте проверим ваши ответы.

-Посмотрите на результаты ваших опытов:

(Дети в течение недели проводили опыты с продуктами и принесли заплесневелые хлеб, кусочек мяса, молоко, банан, сливочное масло, сыр)

-Что произошло с этими продуктами?

(Они испортились)

— Как вы узнали?

(Изменился цвет, запах, вкус)

-Кто испортил ваши продукты?

(микробы, бактерии)

Во что постепенно бактерии превратят эти продукты?

(в воду, минеральные вещества)

-Проверьте себя, страница 124

(в углекислый газ, воду и минеральные вещества)

-Можно ли уберечь продукты от порчи?

Это очень жизненный вопрос, его задавали, задают и будут задавать многие люди, особенно в летний и осенний сезоны.

Давайте попытаемся на него ответить.

(Большинство ребят считают, что можно, пользуясь холодильником)

-А если холодильника нет?

(Ребята затрудняются ответить)

-Такой способ есть; послушаем выступление Алешковой Вики.

(Вика проводила опыт Луи Пастера с двумя сосудами; учебник, стр.124-125)

-Как называется способ Луи Пастера? (страница 124)

Вывод: способ Луи Пастера называется

ПАСТЕРИЗАЦИЕЙ

3.Постановка учебной задачи

-Кто догадался, какой будет тема сегодняшнего урока?

(Различные варианты названий темы урока)

-Подумайте, зачем нам надо знать эту тему?

-Сколько мнений в нашем классе?

(Два разных мнения)

-Встаньте, кто считает, что бактерии мешают нам жить.

-Почему вы так считаете?

( а) они портят продукты; б) могут вызвать болезни.)

-Послушаем мнение ребят, назвавших бактерии друзьями?

(а) полезные бактерии убивают опасных бактерий;

б) специальные полезные бактерии,

созданные человеком — в кефире)

-Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить?

(Бактерии – наши друзья или враги?)

4. «Открытие» учащимися нового знания

-Какие есть предложения?

(Надо побольше узнать о бактериях)

— Что вы хотите о них узнать?

(когда появились; где появились; кто первым их увидел;

какие они; какую роль играют; почему их так назвали;…)

ЗНАКОМСТВО С БАКТЕРИЯМИ:

-Почему их так назвали?

(Ответ детей по рисунку с опорными словами:

Бактерии настолько малы, что увидеть их можно только в микроскоп, поэтому их называют микробами или микроорганизмами)

2)-Когда и где появились бактерии?

— Я приглашаю вас совершить путешествие во времени.

Перевожу часы на машине времени на 3,5 млрд.лет назад

-Что мы можем увидеть в это время на «юной» Земле?

(Ответы ребят: большее пространство будет занимать вода;

суша — скорее камни; если нет растений, то и нет кислорода,…)

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ:

Физминутка (имитация движений). Встаньте, ребята,

«наденьте скафандры».

Включаем машину времени, она на экране; наберите код –готовность №1– Поехали!

-Мы переместились на 3,5 млрд лет назад.

-Что видите? Есть ли здесь жизнь? Где ее можно найти?

(Наши предположения подтвердились, очень много воды, камни

и нет растений, а значит и нет никакой жизни))

-Зачерпнем немного воды и вернемся в наше время.

-Ребята, вы действительно думаете, что нет никакой жизни

в воде ?

(Мнения ребят разделились)

-Как можем проверить, кто прав?

(Обратиться к науке, ученым)

Узнаем мнение УЧЕНЫХ:

а)90% биомассы в морях составляют микробы.

б)Бактерии живут в холодной, ледяной, горячей

соленой, кислой природной воде;

это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.

-Как вы думаете, бактерии живут только в воде?

(Наверное, не только, потому что они очень маленькие

и могут жить везде)

-Проверьте себя (Сверка со слайдом)

— Вам интересно мнение ученых по этому вопросу?

МНЕНИЕ УЧЕНЫХ:

Бактерии живут везде,

где накапливается органическое вещество

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Бактерии очень древние организмы;

они заняли все среды обитания.

-Продолжим знакомство с бактериями. Следующий вопрос:

-Кто первым увидел бактерии?

(Показ слайда, объяснение учителя)

Первым из людей их увидел голландский ученый Левенгук

с помощью самодельного увеличительного прибора в 17 веке.

Посмотрите на этого ученого.

-Давайте узнаем, что написал Левенгук в своем дневнике наблюдений:

«Я посмотрел на воду и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ».

-Можем ли мы доказать, что бактерии – это живые существа?

(Да, можем; если проверим на них все признаки живых организмов)

-Назовите признаки живых существ:

(Живые существа дышат, питаются, размножаются, состоят из клеток, растут)

(Доказательства детей идет на слайдах)

-Продолжим знакомство с бактериями и постараемся вместе ответить на сложный вопрос:

На какие группы можно разделить бактерии?

Левенгук первым описал формы бактерий.

Давайте с ними познакомимся:

1.В виде шара

2.Палочкоовидная форма

3.Извилистая форма

4.Форма в виде запятой

Ученые – микробиологи научились определять

виды бактерий по их формам. ——-

— А как еще можно разделить?

(роли бактерий в жизни человека)

«Кирилл и Мифодий»: Урок № 10, слайд №

-Можете назвать новые роли бактерий?

-«кормильцы» — молочнокислые бактерии;

-«едоки» — «кишечная палочка»

-«болезнетворные» вредители, паразиты

-Мы познакомились с новыми ролями бактерий.

Вспомните, на какой вопрос нам нужно было ответить.

(Бактерии – это наши враги или друзья?)

-Кто из вас готов ответить на главный вопрос урока?

(Бактерии могут быть как врагами, так и друзьями,

все зависит от самого человека)

Чтение таблицы «Бактерии – друзья; бактерии – враги»

-Подумайте, а что нужно делать, чтобы микробы

не попали в наш организм?

-К этому вопросу мы вернемся после музыкальной паузы.

ФИЗМИНУТКА (1-2 мин)

5 Включение нового знания в систему знаний

(меры профилактики)

Что же нужно делать, чтобы микробы не попали в наш организм?

(Ответы детей)

-Проверим себя, как бороться с микробами и быть здоровыми.

а ) ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(хоровое чтение учащимися)

СОБЛЮДАЙ … (чистоту )

ПРАВИЛЬНО … (питайся)

СОЧЕТАЙ ТРУД И … (отдых )

БОЛЬШЕ … (двигайся )

НЕ ЗАВОДИ ВРЕДНЫХ … (привычек)

б ) ВИКТОРИНА «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

(Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону))

1.Как передаются болезнетворные микробы?

а) через воду;

б) через пищу;

в) воздушно-капельным путем;

г) через рукопожатие.

2.Как предупредить инфекционные болезни?

а) сделать прививку;

б) закрывать рот при кашле;

в) есть овощи и фрукты;

г )принимать витамины.

3. Во время болезни врачи советуют пить чай:

а) с лимоном;

б) с сахаром;

в) с бутербродом;

г) с медом;

е) с малиной.

4. При первых признаках заболевания необходимо:

а) вызвать врача;

б) лечь в постель;

в) идти в школу;

г) принять лекарство.

САМОПРОВЕРКА:

1. а, б, в, г;

2. а, б, в, г;

3. а, г, е;

4. а, б.

-Что еще помогает человеку быть здоровым?

(юмор, шутки, …)

-Послушайте частушки на тему урока, в исполнении наших учеников:

в ) ЧАСТУШКИ:

Чистота – залог здоровья,

Чистота нужна везде:

Дома, в школе, на работе,

И на суше, и в воде.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

Всякий раз, когда едим,

О здоровье думаем:

Мне не нужен жирный крем

Лучше я морковку съем.

Если слушаете вы

Нас очень внимательно,

То узнали вы сейчас,

Что грязнули нет средь нас.

Итог урока:

Какое «открытие» вы сегодня сделали для себя?

(Что бактерии могут быть и друзьями, и врагами;

очень важно соблюдать правила гигиены)

-Все ли мы узнали о бактериях?

(Нет, мы не говорили о жизни бактерий в природе)

Домашнее задание:

-Найти интересные факты о жизни бактерий в природе; стр. 124-127

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here