1. Максимова Лариса Васильевна.

  2. г.Абакан МОУ «СОШ №20».

  3. Окружающий мир.

  4. 3 класс.

  5. Природная зона – тундра.

  6. Урок изучения нового материала.

Цель: формирование знаний учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире.

Задачи: — формировать умение определять природную зону по основным признакам;

— развивать любознательность и интерес к изучению природы;

— воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: карта природных зон; гербарий, рисунки животных и растений тундры, схема «кластера», памятка по составлению «синквейна».

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!

  1. Вызов:

Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие за знаниями. А куда, догадайтесь сами: На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Необъятный простор!

Учащиеся: Степь, пустыня, тундра (в этих природных зонах похожий рельеф).

Учитель: Выберите из всех названных природных зон «лишнюю» на ваш взгляд.

Учащиеся: Тундра, так как в двух других можно проследить больше общих признаков.

А еще тундра потому, что те природные зоны мы уже изучили, а тундру еще нет.

Учитель: Я думаю, что вы уже догадались, какой будет тема нашего урока. Сформулируйте её, пожалуйста.

Учащиеся: Природная зона – тундра.

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить, на какие вопросы мы должны обращать внимание при изучении природной зоны.

Учащиеся предлагают варианты, а учитель закладывает основу «кластера» на доске, а учащиеся в тетрадях: ТУНДРА

расположение

климат

экологические проблемы

растительный

мир

животный

мир

занятия

населения

3. Осмысление:

а).Учитель: Слово «тундра» произошло от финского tunturi, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова «бесплодная или враждебная территория». Оправдывает ли это слово своё значение, мы узнаем позже. А сейчас, у меня в руках волшебный цветик — семицветик. Я отрываю лепесток и произношу:

Лети, лети лепесток.

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

В тундре быть ты нам вели!

б). Использование приёма «инсерт»:

— Чтение с пометками текста в учебнике на с.173-174 (шаг 1).

«V»


поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

    «+»


 поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

«?»

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

— Заполнение таблицы (шаг 2):

Уже знал «V».

Узнал новое «+».

Думал иначе «-».

Не понял. Есть вопрос.

— А теперь расскажите друг другу, что нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле. (Дети работают в парах.)

— Первоначальное разрешение возникших вопросов организуйте в группах. Если же вопрос не разрешен, то будем озвучивать всему классу. ( Если не находится на него ответ, то помогает учитель.)

— Что же вы узнали о расположении тундры и её климатических условиях? (Работа с картой: дети показывают местонахождение тундры и поясняют её цветовую гамму.)

в). Практическая работа с рисунками растений и животных. Детям необходимо удалить рисунки и гербарии тех растений и рисунки тех животных, которые обитают в природных зонах, ранее изученных.

Всё что останется и будут представители флоры и фауны тундры.

Учитель: А теперь внимательно рассмотрите эти рисунки. Какие особенности вы заметили? Обменяйтесь своими мнениями с соседом по парте.

г). Физминутка:

В тундре нету берез:

Не пускает мороз.

И до тундры ветла

По снегам не дошла.

Едут в тундру дрова

На платформе сперва,

А потом на барже

Вдоль крутых берегов,

И на нартах потом

В царство белых снегов.

Привезли. И пили

Зазвенела у юрт.

И дрова расколол

Бородатый каюр. (Слова сопровождаются движениями).

— Какую проблему тундры подтверждает даннаяфизминутка? (Отсутствие обычных деревьев).

д). Использование приёма «инсерт»:

— Чтение с пометками текста в учебнике на с.175-176 (шаг 1).

«V»


поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

    «+»


 поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

«?»

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

— Заполнение таблицы (шаг 2):

Уже знал «V».

Узнал новое «+».

Думал иначе «-».

Не понял. Есть вопрос.

— А теперь расскажите друг другу, что нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле. (Дети работают в парах.)

— Первоначальное разрешение возникших вопросов организуйте в группах. Если же вопрос не разрешен, то будем озвучивать всему классу. ( Если не находится на него ответ, то помогает учитель.)

— Наблюдая за вашей работой, я сделала вывод, что каждый из вас сегодня открыл для себя ещё одну страничку в познании окружающего мира. Сейчас в группах обсудите и внесите свои предложения для заполнения «кластера».

е). Заполнение «кластера»:

представители

песец, олень, лемминг, сова, казарка, чайка, тундровая куропатка

особенности

маскирующая окраска, толстый слой подкожного жира, густой мех

ТУНДРА

расположение

( в северном полушарии, севернее тайги)

климат

(летом +4…+11, облачно, зимой -40,-60, ветры, пурга(6-8 месяцев). Вечнаямерзлота.

экологические

проблемы

занятия

населения

растительный мир

животный мир

особенности

короткие корни, низкорастущие, стелющиеся, мелкие листья

представители

карликовая береза, полярная ива, мох, ягель, морошка, клюква

Учитель: Я хотела бы отметить вашу дружную и слаженную работу по составлению «кластера».

4.Рефлексия:

Учитель: А теперь, я предлагаю каждому из вас вспомнить, о чём мы говорили на уроке и обобщить это при составлении «синквейна». Сначала каждый работает самостоятельно, затем в паре с соседом вы из двух «синквейнов» составляете один и его озвучиваете. Рекомендации по составлению «синквейна» находятся у вас на партах. Желаю всем удачи!

Лучший вариант я размещаю на доске:

ТУНДРА

Холодная, суровая.

Приспосабливаются, выживают, развиваются.

Условия для жизни живых организмов имеются, но ограниченные.

ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

Учащиеся: Мы узнали о жизни растений и животных в тундре, а люди там живут?

Учитель: Очень хороший вопрос! Люди там живут, а вот как, об этом мы поговорим на следующем уроке. А сейчас нам пора возвращаться. Я отрываю следующий лепесток цветика — семицветика и произношу:

Лети, лети лепесток.

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Снова в классе быть вели!

5. Домашнее задание: прочитать еще раз текст учебника и составить по нему тестовые вопросы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here