Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему

«Царство грибов»

Учительница начальных классов

Мамедова Эльвина Фератовна

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: Грибы

Цели урока:

  • дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы

  • познакомить со строением грибов

  • показать разнообразие грибов

  • учить бережному отношению к природе

Ход урока

1. Повторение.

— Назовите царства живой природы. «Царства живой природы»

Приведите свои примеры.

— Бактерии, животные, растения, грибы.

Боровик: Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три — и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду !

Подберёзовик: Не спорю – не белый.

Я, братцы, по проще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

Мухомор: Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красивой шапке модной

Никуда не годный.

— Назовите эти природные объекты, одним словом. К какому царству живой природы они относятся?

2.Сообщение темы урока.

Грибы. Царство грибов.

3.Работа с учебником. «Окружающий мир», с.112 «Выскажи предположение». Чтение статьи «Чем грибы отличаются от растений».

— Итак, чем же грибы отличаются от растений?

  1. Грибы не имеют зелёной окраски.

  2. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.

4.Новый материал.

Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

(Изображение «Строение гриба»)

-Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?

— Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.

Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе

шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. ( Изображение «Разнообразие форм грибов»)

Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы- трутовики, которые облюбовали себе «вид на жительство» на деревьях.

Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг).Дрожжевые грибки различи мы только под микроскопом.

Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки. (Изображение «Трубчатые»)

— Вы узнали? Этот гриб называют царём грибов.Это боровик.А если потрогать

эти грибы, на ножке могут появиться как бы чернильные пятна.Это подосиновики, или красные. Что общего у этих грибов? Рассмотрите гриб в разрезе. Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые.(Изображение «Пластинчатые»)

— А этих красавцев вы узнали? Рыжики – самые любимые грибы русского народа. А это лисички. Они не боятся червей. Это волнушки. Хороши для маринада. Что общего в строении их шляпок? У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры. Какое название дали бы вы этим грибам? Пластинчатые.

— Грибы можно разделить ещё на две группы. Вспомним 2 класс. (Изображение «Съедобные и несъедобные» ) Это съедобные и несъедобные, и даже ядовитые грибы.

А сейчас немного погуляем по лесу. Это грибная полянка. Но грибы на ней появляются только тогда, когда мы отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки.)Какие это грибы? Съедобные.

А это следующая полянка. Что же за грибы здесь спрятались? (Дети отгадывают загадки и узнают, что это ядовитые грибы.)

Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В её мякоти обнаружено сразу несколько токсичных веществ.

Мухоморы тоже не надо срывать. Ведь ими лечатся и животные, и человек. Для сорок, лосей это лекарство.

— Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.

Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник.

Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают древесину и очищают лес.

— А сейчас поиграем в игру «Что где растёт». Узнали грибы? А растения?

Отправьте гриб под нужное ему дерево. А сейчас проверим.

5. Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

6. (Изображение «Запомни правила») Эти нехитрые правила мы должны соблюдать, находясь в лесу. Постарайтесь их запомнить.

Отгадайте загадку. (Вторая загадка является подсказкой.) Это дрожжи, или дрожжевой грибок. (Появляется рисунок.) Они различимы только под микроскопом. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.

— А какие ещё микроскопические грибы вы знаете? ( Появляется рисунок – подсказка.) Узнаёте? Это кефир. Для его создания тоже нужен грибок, но уже

молочный.

— А эти грибы необходимы в медицине. В них обнаружены вещества, которые

мешают росту бактерий (например, туберкулёзной и кишечной палочки), а

также задерживают рост различных опухолей.

(Изображение «Красная книга грибов») – Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены. Почему они занесены в Красную книгу?

Знают грибные приметы настоящие грибники.

Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далёком от вредных веществ, выхлопных газов. Но лучше всего ими любоваться, не рвать их, пусть они украшают лес.

7. Итог урока.

— Вот и закончилось наше путешествие. В заключении предлагаю вам кроссворд.

1. Самый ядовитый гриб в мире.

2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей.

3. Этот гриб назван так за сходство с животным.

4. Гриб, который любит расти под берёзами.

5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными.

— Если вы отгадали все слова, у вас должно получиться ключевое слово. Это – грибы, тема нашего урока.

— Что же вы узнали сегодня о грибах?

8. Домашнее задание.

1. Прочитать статьи в учебнике на с.112-115.

2. Найти интересные сведения о грибах или найти загадки и нарисовать отгадки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here