Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»
3 класс
Урок окружающего мира
Тема: «Золотое кольцо России».
Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.
Задачи:
-
Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.
-
Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.
-
Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.
Формируемые метапредметные результаты:
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»
Ход урока:
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Контрольно-оценочная деятельность | |||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. | — Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”. — Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется? (Путешествие по городам и странам) -Изучая этот раздел чему мы будем учиться?( с. 85) — Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы) — И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.
Создание проблемной ситуации: 1) Выполните арифметические действия и составьте слово. Кот – т + крыльцо – кры = ? — Как вы понимаете, что такое кольцо? — Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?
— Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.) -А что это за самоцветы? Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор) «Золотое кольцо России» — тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. -Так какая тема сегодняшнего урока? — Золотое кольцо России
|
Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО. Отвечают на вопрос. Высказывают предположения. Слушают. Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности.. Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические…
Станции, остановки на маршруте, украшения, города….. | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. |
| ||||||||||||||
2. Целепологание | — Каковы же цели нашего путешествия?
-Какие города входят в состав Золотого кольца России? -Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города
| Принятие цели урока, планирование деятельности
|
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. |
| ||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. | В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. -Что вы знаете о Москве? Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.
| Отвечают на вопросы. | Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата |
| ||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) | Исследовательская работа с текстом -. Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах — Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы. Потом заслушаем отчеты групп | Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы.
| Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; извлечение необходимой информации из текста.
|
| ||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. | Организация самостоятельной работы Правила работы в группе и в паре 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2.Не согласен – объясни почему. 3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо 4. Говори только по делу 5.Работай дружно, помогай друг другу Гимнастика для глаз.
|
Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе.
| Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
| ||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54 Сколько городов входит в состав Золотого кольца?
| Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца. Оценивают свою работу | Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку. |
| ||||||||||||||
7. Самостоятельная работа (Тест). | Организация самостоятельной работы индивидуально Проверка по ключу.
| Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя. | Умение делать выводы, используя различные виды чтения. |
| ||||||||||||||
8 Рефлексия учебной деятельности.
Д.з | Организует игру «Выбери фразу». — Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же — кольцо? — Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо. — А кто может сказать, почему «золотое»? — Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.
— Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей. — Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд): Сегодня я узнал(а) … Было интересно … Было трудно … Я научилась(ся) … Я почувствовал (а) … Мне захотелось …
Формулирует домашнее задание.
| Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске. Слушают домашнее задание. | Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния. |
|