Конспект урока по окружающему миру в 4-ом классе «Лес — природное сообщество».

Цели урока: 1. Дать детям представление о лесе как природном сообществе, познакомить их с ярусами леса. Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса. 2.Уточнить и расширить представления учащихся о животных леса. Раскрыть значение природы в жизни человека. 3.Формировать бережное ответственное отношение к природе, умение видеть её красоту, понимание экологических проблем своего края.

Оборудование урока: Слайды по теме урока. Аудиозапись голосов птиц. Перфокарты: «Ярусы леса». Толковый словарь русского языка авт.С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, Красная книга Республики Татарстан, журналы «Юный натуралист».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть! Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Начинаем урок. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Куда? А это пока секрет.

Ребята! Отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

(Лес.)

Правильно! Лес! Кто догадался, куда же лежит наш путь? (Сегодня мы отправляемся в лес.)

2. Актуализация знаний.

(Показ слайда №1 «Широколиственный лес. Хвойный лес. Смешанный лес.» ) Ребята! А какие виды лесов вы знаете?

Какие деревья растут в широколиственном лесу?

Какие деревья растут в хвойном лесу? А в смешанном? Ребята! А что такое лес?

Ответы учащихся: Лес-это дом для растений и животных.

Лес-это защитник водоёмов и почв.

Лес-это источник ягод и грибов.

Лес-это место отдыха человека.

Лес-это источник древесины.

3. Сообщение темы, цели урока.

А ещё лес называют природным сообществом. Показ слайда №2:

Лес — природное сообщество.

Что такое «сообщество»? Ответ на этот вопрос зачитывает в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова один из учащихся, которому это задание было дано на предшествующем уроке: «Сообщество-это группа растений и животных организмов, живущих вместе».

4. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Лес-это целый мир. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес-это дом для растений и животных. И этот дом — многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами.

Чтобы отгадать, какой самый высокий ярус, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Работа по слайду №3 «Кроссворд»:

1.Я из крошки-бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.

( Дуб.)

2. Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

(Берёза.

3.Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черёмуха.)

4.Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

(Лиственница.)

5.Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

И о чём она грустила,

Никому не говорила.

(Ива.)

6.Летом с него снег-

Просто смех!

Снег повсюду летает,

Почему же он не тает?

(Тополь.)

7.Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина.)

Итак, ребята, какой самый высокий ярус? ( Дети читают ключевое слово в разгаданном кроссворде: деревья.)

Кто догадался, как называется следующий ярус? (Кустарники.)

Работа по слайду №4 «Кустарники».

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Слоги.)

КА ПОВ

ЛЕ ЛИ НИК

КРУ РЕШ НА

МА ШИ

О ЩИ

ШИ

Используя эти слоги и соединив их стрелками, составьте слова, обозначающие названия кустарников. Запишите в тетрадях их названия. (Работа в тетрадях.)

А сейчас проверим. (Проверка проходит по слайдам. На слайдах изображены эти кустарники и записаны их названия: калина, лещина, крушина, малина, орешник, шиповник.)

Среди этих названий есть такие, которые обозначают один и тот же кустарник. Найдите их. (Лещина, орешник.)

Как называются в русском языке такие слова? (Синонимы.)

Ребята, а чем отличаются кустарники от деревьев? (Кустарники ниже деревьев и от корня растут в несколько кустов.)

Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы.) Травы -это уже следующий ярус.

Рассмотрим их, вспомним названия. (Показываю слайд №5 с изображениями растений: медуница, вороний глаз, земляника, ландыш, ветреница, купальница, учащиеся говорят их названия, сообщают краткую информацию о них.)

Остался ещё один ярус, самый нижний. Кто догадался, какой? Я, ребята, вам подскажу: это мхи, лишайники. (Показываю слайд №6 с их изображением.)

Итак, ребята, назовите ярусы леса. (Деревья, кустарники, травы и мхи, лишайники.)

По ходу заслушивания их ответов на экране появляется слайд №7:

ЯРУСЫ ЛЕСА:

деревья

кустарники

травы

мхи, лишайники

5. Физкультминутка «Ярусы леса».

Встаньте, поднимите вверх руки и посмотрите на ладошки, потрясите ладошками. Высоко вверху шумят листочками деревья. Это верхний ярус.

Опустите руки на пояс. Встаём на носочки, на пяточки. Снова на носочки, на пяточки. Это следующий ярус — кустарники.

Присядьте. Это какой ярус? (Травы.)

Встаньте! Посмотрите себе под ноги, там растут мхи — самый нижний ярус. Шагаем на

месте, высоко поднимая колено. Шагаем осторожно, чтобы не помять представителей нижнего яруса.

6. Работа с перфокартами «Ярусы леса». (Проверка усвоения нового материала.)

Работу провожу по двум вариантам:

Вариант 1.

ярусы

ветреница

шиповник

сосна

мох

ландыш

1

2

3

4

Вариант 2.

ярусы

клён

малина

папортник

тополь

ягель

1

2

3

4

7. Ребята, мы подробно поговорили о растительном мире леса. Но, если вы были внимательны на уроке, то о ком ещё нужно сказать, рассуждая о лесе как природном сообществе? (О животных.)

А на какие классы делится мир животных леса? (Насекомые, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные.)

Ребята, посмотрите на экран (Показ слайда №8 с изображением божьей коровки и пчелы). Представителей какого класса вы видите? (Насекомых.) Узнали их? (Божья коровка, пчела.) Что вы знаете о божьей коровке? О пчеле?

А каких насекомых вы ещё знаете? Ребята, а какие изменения произойдут в природе, если исчезнут насекомые?

А сейчас послушайте представителей следующего класса. ( Включаю аудиозапись с голосами птиц леса: кукушки, соловья, дятла.) Чьи голоса вы слышали? (Дети называют птиц.)

А вот и певцы. (Показ слайда №9 с изображением кукушки, соловья, дятла.)

Ребята, а видели ли вы эту птицу? (Показ слайда №10 с изображением тетерева.) Где вы с ней встречались? (В берёзовой роще.) Почему? (Тетерева питаются почками берёзы.)

Ребята, посмотрите на эту птицу- красавицу. (Показ слайда №11 с изображением филина.) Кто это? (Филин.) Что вы о ней знаете?

Дополняю ответы детей: Филин — самая крупная птица из семейства совьих, размах её крыльев достигает двух метров. Питается грызунами. Хочу заметить, что этой птице грозит исчезновение. В нашем Алексеевском районе было замечено лишь три особи. Филин занесён в Красную книгу. (Показываю изображение птицы в Красной книге.)

Ребята, составьте цепь питания, звеном которой является филин. (Дети работают в тетрадях, записывают цепь питания: семена растений — грызуны — филин — хищные животные) Что же произойдёт в природе, если исчезнут филины?

Далее идёт работа по слайдам №12, №13, №14 с изображением сороки, синицы, снегиря. Эти птицы хорошо знакомы детям. Ребята называют птиц и кратко рассказывают о них.

Ребята, а следующих представителей животного мира вы будете встречать аплодисментами, но только в том случае, если согласны поселить их в наших лесах. Называйте животное и громко хлопайте в ладоши. Но не забывайте об условии. (Идёт показ слайдов с изображением животных №15, №16, №17, №18, №19, №20, №21. Дети называют их и хлопают в ладоши. Среди животных лесной зоны детям встречается жираф. Невнимательные ребята правильно называют это животное, но его тоже встречают аплодисментами. Возникает проблема, которую дети решают сами, доказывая, почему это животное нельзя поселить в нашем крае.

Все ответы детей учитель дополняет интересными сведениями о животных.

Учитель: Ребята, о многих животных вы слышали, знаете их. А что вы можете рассказать о лосе?

Подготовить интересную информацию об этом животном было предложено одному из учащихся на предшествующем уроке как домашнее задание (Сведения из журнала «Юный натуралист»): «Рога лося очень похожи на соху, поэтому лося называют сохатым.

Лосиные рога — прекрасное средство для защиты от врагов. А их у лося в природе немало: это волк, медведь. Для борьбы за свою жизнь у лося есть ещё одно оружие — длинные сильные ноги с большими острыми копытами. Удары их смертельны не только для волков, но и для медведей. От человека лось уходит тихо и незаметно.

Весной у лосихи появляется один или два лосёнка. При защите маленького лосёнка лоси очень агрессивны. Встреча человека с ним в это время опасна.

Лосиный корм — молодые побеги, листья деревьев и кустарников.

Летом в жару лоси забираются в озеро или реку по самую голову, где спасаются от кровососущих насекомых. Там они поедают сочную водную растительность.»

Дополнение учителя: Во многих хозяйствах нашей страны проводились эксперименты по одомашниванию лося и использованию его в качестве ездового животного. Организовывались лосиные фермы, где животных доили и получали очень питательное молоко. Как ездовое животное лось имеет ряд преимуществ по сравнению с лошадью. Он намного выносливее, бег его быстр. И самое главное: лось не нуждается в тёплом помещении и для него не нужно запасать корм. Он без труда разжёвывает мёрзлые ветки кустарников и деревьев в палец толщиной!

Ребята, есть ли в лесу вредные и полезные животные?

Учитель, обобщая ответы детей: В природе не существует полезных и вредных животных. Все жители леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других!

8. Физкультминутка «Медвежонок».

Медвежонок долго спал, (Головы опущены на столы.)

Свою лапочку сосал.

А весною он проснулся (Потягиваясь, встают на носочки.)

И в реке он окунулся. (Приседают, руки впереди на уровне плеч.)

— Очень долго я спал (Повороты туловища влево, вправо, руки на поясе.)

И бочок свой отлежал.

Раз, два, три, четыре, пять, (Шагают, высоко поднимая колено.)

А сейчас пойду гулять.

9. Работа с учебником.

Ребята, а что такое «лесная подстилка» и какую роль она играет в жизни животных? Растений? Ответы на эти вопросы вы найдёте, прочитав текст на странице 126 учебника. (Дети молча читают текст, отвечают на вопросы.)

Во время самостоятельной работы учащихся учитель делает проверку выполненных заданий учащимися по перфокартам, делая проколы с помощью шила.

10. Итог урока.

Итак, ребята, экскурсия наша по лесу закончилась. Что нового вы сегодня узнали о лесе и его обитателях? Почему же лес называют природным сообществом?

Учитель: В природе и растения, и животные существуют не сами по себе. Можно сказать, что они как бы соединены невидимыми нитями. Если разорвать нить, нарушится вся цепочка, т. е. природное равновесие. А кто может нарушить природное равновесие? (Человек.) Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её? Нет, не должен, жизнь в лесу идёт по законам природы.

11. Выставление оценок детям за ответы на уроке и работу по перфокартам.

12. Задание на дом.

Первой группе учащихся: Составить правила поведения в лесу. Изучить материал учебника на странице 122-127.

Второй группе учащихся: Подготовить рассказы о жизни животных леса из рубрики «Это интересно» по материалам журнала «Юный натуралист».

Использованная литература:

1. Толковый словарь русского языка авт. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова.

2. Красная книга Республики Татарстан.

3. Журналы «Юный натуралист» №2, №8, №11 (2003г.);

1, №3, №4, №5, №10 (2007г.)

4. Ю. Г. Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. 1990г.

5. А. А. Плешаков. Природоведение. Учебник для 4-го класса. 2002г.

Билярская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района РТ

Урок — экскурсия по окружающему миру (четвёртый класс)

Тема:

«Лес — природное сообщество»

Хлопунова Н. П.

2008 год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here