Поиск информации в детской справочной литературе
Синягина Алла Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУСОШ №1
г. Североморска Мурманской области
Урок “Окружающий мир”
Тема: Урок-исследование по теме «Пустыни» (4класс)
Цель: сформировать у учащихся понятие о природной зоне России – пустыне, её растительном и животном мире.
Задачи:
-
учить выделять характерные особенности природных объектов и их взаимосвязь.
-
воспитывать экологическую культуру, умение работать в группах.
-
развивать умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (справочников, энциклопедий).
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А.,
карта природных зон России,
карточки со словами-понятиями,
карточки-планы для работы в группах,
гербарий
видеофильм «Природные зоны России» (пустыня)
энциклопедии «Хочу всё знать. Животные», «Я познаю мир. Растения», «Что такое? Кто такой?».
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний.
— Перед тем как отправиться в путешествие по новой природной зоне, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
— Конечно же, это стихи о степи.
Ученики показывают зону степи на карте природных зон России.
— Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово, обозначающее главное богатство степи для человека.
1 |
|
|
|
|
| ||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
| |
4 |
|
|
|
|
| ||
|
| 5 |
|
|
|
| |
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
1. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва)
2. Самая ценная часть почвы, от которой зависит её плодородие. (Перегной)
3. Главный враг почвы. (Овраг)
4. Часть почвы, впитывающая воду и её не пропускающая. (Глина)
5. Это то, чего не хватает почве степи. (Вода)
6. Это то, что нужно для дыхания корней растений. (Воздух)
7. Часть почвы, легко впитывающая и отдающая воду. (Песок)
8. Твёрдые образования в почве, затрудняющие её распашку. (Камни)
Ключевое слово – чернозём.
— На чернозёмных почвах человек выращивает самые разнообразные растения.
Ученики называют культурные растения, которые выращивают в степной зоне.
3. Введение в новую тему.
Покинув бескрайние степные просторы, сегодня мы отправимся ещё дальше на юг России, точнее, на юго-запад. Там жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по нескольку месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. (Видеосюжет)
— Природу пустыни мы будем исследовать по плану:
1. Границы зоны на карте.
2. Поверхность пустыни.
3. Климат пустыни.
4. Растения пустыни.
5. Животные пустыни.
-
Изучение нового материала.
Работа с картой.
Определение границ зоны пустынь.
Вывод: в России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья реки Волги. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. На карте обозначена оранжевым цветом. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песчаные валы – барханы – постоянно передвигаются.
Работа с учебником.
— Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, сухо)
Учебник с. 123.
Вывод: климат пустыни суровый. Лето жаркое, длится 5 месяцев, мало осадков. Зима длится 2 – 3 месяца, температура опускается ниже 0 градусов.
— Но, несмотря на такие тяжёлые условия, пустыню нельзя назвать безжизненной, мёртвой. Животные и растения приспособились и к такому климату. (Видеосюжет).
Работа с дополнительными источниками информации
— Для того, чтобы исследовать особенности растительного и животного мира пустыни, работать будете в группах: 1 группа изучает растения, 2 и 3 группы – животный мир.
— Для исследования вам потребуется учебник, гербарий (для группы, изучающей растения), энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Хочу всё знать. Животные», «Что такое? Кто такой?».
— Для чего нужна энциклопедия?
— Как выбрать нужную энциклопедию? (Первая группа, исследующая растения, выбирает «Я познаю мир. Растения» — ключевое слово «растения»; вторая группа выбирает — «Хочу всё знать. Животные».
ключевое слова «животные», третья группа выбирает«Что такое? Кто такой?» — универсальная энциклопедия.)
— Как быстро и правильно найти нужную информацию в незнакомой энциклопедии? (Нужно определить, по какому принципу расположена информация в данной энциклопедии – в алфавитном порядке, по тематическим разделам, по видам растений или животных.)
Работа в группах.
Исследование растений идёт с опорой на иллюстрацию учебника (с.124) по плану (карточка):
-
Название растения.
-
Древесное или травянистое растение
-
Корень, стебель, лист.
-
Высота растения
-
Значение в природе
Исследование животных идёт с опорой на иллюстрацию учебника (с.126-127) по плану (карточка):
-
Величина животного.
-
Окраска, образ жизни (дневной или ночной)
-
Чем питается (хищное, всеядное, травоядное)
-
Приспособленность к природным условиям пустыни
-
Значение в природе.
Проверка выполнения задания.
1-я группа — исследователи растений – воспользовались энциклопедией «Я познаю мир. Растения».
— Информация в данной энциклопедии разделена на части. В части «В далёких жарких странах» мы нашли статьи про верблюжью колючку, колосняк, джузгун, саксаул (рассказ детей по заданному плану-карточке).
— Кроме того, на с.485 этой энциклопедии есть алфавитный указатель, который ускоряет поиск нужной информации.
2-я группа – исследователи животных – воспользовалась энциклопедией «Хочу всё знать. Животные».
— Все рассказы в ней распределены по видам животных. В разделе « Животные» мы нашли статьи про сайгака, песчанку, ушастого ежа. (Рассказы детей по плану-карточке)
3-я группа – исследователи животных – воспользовались энциклопедией «Что такое? Кто такой?».
— В этой энциклопедии статьи расположены в алфавитном порядке. Для упрощения поиска на первой странице с новой буквой написаны все слова данного раздела. Здесь мы нашли информации о верблюде, о тушканчике, о корсаке. (Рассказ детей)
Делается вывод об особенностях обитателей пустыни.
Учитель. Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Учащиеся отвечают и заполняют схему:
Учитель. Как приспособились к жизни в пустыне животные?
Учащиеся отвечают и заполняют схему:
— Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жару. По этой же причине в пустыне мало насекомых.
Перечислить насекомых (с. 126-127 учебник).
— Какие ещё животные обитают в пустыне? ( Змеи, ящерицы – иллюстрация)
В тех энциклопедиях, которыми вы пользовались на уроке, информации об этих животных не содержится.
Домашнее задание: найти дополнительную информацию о насекомых и пресмыкающихся пустыни и составить про одно из этих животных загадку-описание (по плану-карточке).
5.Самостоятельное применение и использование полученных знаний
Практическая работа в тетрадях на печатной основе с. 39 – 40
6. Итог урока. Выставление оценок.
— На этом уроке я узнал, что …
— Самый интересный рассказ был про …
— Больше всего мне понравилось …
— Работа с энциклопедией позволяет найти …