Шетский отдел образования физической культуры и спорта

4 «Б» класс

Тема открытого урока:

«Понятие о космосе » (закрепление)

Провела учитель начальных классов: Досханина А.Н

2014-2015 уч.год

4 класс

Тема урока: Понятие о космосе

Вид урока: комбинированный

Формы работы: групповая

Цель: Показать обусловленность понятий космического пространства.

Задачи:

  • обобщить знания о разнообразии небесных тел, их расположении в космосе и взаимодействии;

  • формировать интерес к изучению Вселенной;

  • развивать познавательную активность, стремление узнать новое, сообразительность, быстроту мышления, навыки анализа и синтеза предложенного материала (работа с раздаточным материалом), кругозор, умение работать в микроколлективе.

  • воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.

Оборудование: презентация, музыка

Ход урока

I.Организация учебного процесса
1. Приветствие.

— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный урок! мы с вами совершим путешествие в космос! А пока наше путешествие не началось покажите мне своё настроение на начало урока.(красный отличное настроение! Зеленый цвет хорошее настроение, желтый плохое настроение.

-Ребята, как называется город в котором мы живем? Караганда. Этот город называют «Космической гаванью», т.к. космонавты совершают посадку в степи Карагандинской области. Предлагаю вам вспомнить, что было изучено по теме «Понятие о космосе».

  • У нас образовалось 2 команды, давайте определимся с их названиями. Я прошу выйти капитанов и вытянуть названия.(АСТРОНОМЫ и ЗВЕЗДОЧЕТЫ)

(слайд №2)

  • Давайте посмотрим на мир глазами астрономов и звездочетов предлагаю надеть шапочки и превратиться в астрономов и звездочетов на этот урок.

(повторить правила в группе)

Звучит музыка №1

  • Сегодня мы совершим с вами путешествие в космос.

На каком транспорте мы отправимся в космос, узнаем, отгадав загадку:

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на ….. (Ракете)

  • А теперь давайте построим свою ракету на которой мы отправимся в наше путешествие (слайд № 3)

Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас,

И вот мы готовы к полету сейчас.

«Внимание! Взлет!»

  • Мы летим вперед! Вперед к загадочным и далеким планетам и звездам!

Пока мы летим во Вселенную, подумайте, с чем связаны эти числа? С какими космическими датами и сведениями о Земле?

(слайд № 4)

  • 8 планет (вокруг солнца вращаются…)

  • 12 апреля 1961 полетел в космос Юрий Гагарин (Это дата… День космонавтики)

  • 20 июля 1969 посадка на Луну (Эта дата связана с американскими астронавтами — Эдвин Олдрин и Нил Армстронг)

  • 3 место планета Земля (это связано с Землей, ее расположением в солнечной системе)

  • 24 часа в сутки (Суточное вращение земного шара происходит за 23 ч 56 мин 4,1с.)

  • 365 дней в году (чему равен один год?)

(Слайд 5)

И вот мы в космосе (Слайд №6) (музыка № 1)

  • Что такое космос? (Ответы детей.)

(Это пространство вокруг земли)

— Правильно, ребята, нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос.

  • — А что находится в космосе? (звезды, планеты, галактика, остероиды, кометы, и наша Солнечная система – Млечный путь)

  • Каждая звезда, как и наше Солнце, имеет свою систему. Системы объединяются в Галактику.(Слайд № 7)

Галактики образуют Вселенную, или космос.

Солнечная система входит в галактику Млечный путь .

— А на что похожа полоса звезд галактики?(Полоса звезд галактики Млечный Путь похожа на след от пролитого молока, которое, по легенде, пролила богиня Гера, спускаясь с горы Олимп. В галактике Млечный Путь предположительно 100 миллиардов звезд!)

(Слайд № 8)

— Ребята, а давайте, определим место нашей любимой планете во Вселенной.

Место Земли во Вселенной можно представить в виде схемы:

Земля – Солнечная система – Галактика Млечный путь – Веселенная

(Слайд 9)

Задание № 1 отгадай планету:

(Слайд 10)

Крохотулечка-планета первой солнышком согрета,

и проворна – год на ней 88 дней. Меркурий

(Слайд 11)

  • Эта планета сестра-близнец нашей планеты, самая яркая, поэтому многие ошибочно называют ее звездой. Венера

(Слайд 12)

  • Пока известно, что жизнь есть только на этой планете. Третья планета от Солнца – это? Земля

(Слайд 13)

Эта красная планета в космосе летает где-то,

Мы пошлём туда ракету, чтоб самим увидеть это.

  • Эта планета ближайший сосед Земли. МАРС

(Слайд 14)

  • Пятая по расстоянию от Солнца и самая большая планета Солнечной системы. Больше Земли в 11 раз Юпитер

(Слайд 15)

Великан-тяжеловес мечет молнии с небес.

  • Эта планета окружена кольцами, которые хорошо видны в телескоп в виде «ушек» по обе стороны диска. Вокруг нее вращаются кольца из осколков льда и камней. Сатурн

(Слайд 16)

  • В отличие от других планет вращается по часовой стрелке. Поэтому Солнце там восходит на западе, а заходит на востоке. Уран

(Слайд 17)

  • Это очень холодная планета, потому что находятся очень далеко от Солнца. Как называется восьмая планета? Нептун

(Слайд 18)

Посмотрите, как расположены планеты.

Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию?

  • (Парад планет)

Самое интересное, что 21 декабря 2012 года был парад планет. Сатурн, Юпитер, Марс и Земля выстроились в одну линию.

Задание №2

(Слайд 19)

Предлагаю выполнить следующее задание, которое называется «Парад планет».

Каждая группа получает лист с изображением планет. Ваша задача подписать их названия.

Давайте, осуществим проверку следующим образом, поменяемся работами. Обратите внимание на экран.

— Давайте поменяемся работами и проверим, все ли вы выполнили правильно?

(Слайд 20)

Физминутка (слайд 21) Космонавты находятся на орбите в состоянии невесомости, поэтому они регулярно тренируют свой вестибулярный аппарат. Сейчас и мы с вами попробуем выполнить несколько упражнений.

Включается видео (Бана -Мама)

(слайд 22-23)

А что это приближается к нам? НЛО! Не бойтесь, ребята, они очень добрые.

Это Альф, он исследователь! Живёт на плане Альфа-33 в Далекой Галактике. И теперь изучает Вашу планету – Земля. Хочет поделиться с маленькими астрономами новой для вас информацией:

(Слайд 24 )Дополнительная информация

    • Самолет облетит Землю за 2 дня

    • Пешеход будет идти 3 года

    • Автомобиль проедет это расстояние в течение месяца

    • Ю.А.Гагарин облетел Землю на космическом корабле за 108 минут

— Давайте поблагодарим Альфа за новую информацию о нашей планете.

— Так же Альф оставил нам несколько заданий:

(Слайд 25)

Задание № 3: Кластер «Представление о космосе» оценивание «Две звезды одно пожелание»

(пока дети выполняют задание включается музыка №2)

(Слайд 26)

Задание № 4: Следующее задание: нужно провести исследование – «Как отличить планету от звезды». Для этого задания вы получаете таблицу и конверт с карточками. На карточках написаны ответы. Ваша задача найти правильный ответ и расположить его в таблице. Каждый ответ приклеить.

Характеристика

Планеты

Звёзды

Определение

Размеры

Свечение

Как отличить на небе?

Характеристика

Планеты

Звёзды

Определение

Холодные космические тела.

Огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет.

Размеры

4 планеты близки размерам Земли,

4 планеты – гиганты,

1 планета – карлик.

Огромные шары.  Многие звёзды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца.

Свечение

Не излучают собственного света. Отражают солнечный свет.

Светятся! Цвет звезды зависит от температуры. Звёзды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – «холоднее».

Как отличить на небе?

Светят спокойным ровным светом. В бинокль планета видна как маленький светлый кружок.

Звёзды поблёскивают, мерцают. В бинокль звезда видна как всегда светящаяся точка.

(слайд № 27)

Команды снова меняются работами. Обратите внимание на экран. Я буду читать правильные ответы, а вы с помощью ручки зачеркиваете неправильный ответ. Затем мы считаем количество правильных ответов. Команда сделавшая наименьшее количество ошибок получает звезду.

— Наше исследование прошло успешно. Мы научились отличать планету от звезды.

Нам пора возвращаться домой.

(слайд № 28)

  • Полюбуемся из космоса красавицей Землёй. Почему она кажется голубой? Ученики: ¾ Земной поверхности занято водой.

  • А что мы еще видим? Правильно наш естественный спутник – Луну!

  • Она вращается вокруг земного шара, который в свою очередь вращается вокруг Солнца.

  • Что вы знаете о Луне? Можно ли жить на ней?

  • Сколько раз в месяц обходит Луна нашу Землю?

  • Кто первыми побывал на Луне?

  • Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Только вспыхнет и погаснет, так как на Луне отсутствует кислород)

(слайд №29 )

Задание №5 «кроссворд»

Рефлексия. Вопросы

-Итак ребята! Вот мы и совершили посадку.

— Сколько нам известно планет?

— Когда была открыта дорога в космос? (4 октября 1957 году)

— Назовите наших Казахстанских космонавтов? ( Мусабаев и Аубакиров)

— Сколько на земном шаре океанов (Тихий, Атлантический, Индийский, и Северный Ледовитый)

— Что такое глобус? (уменьшаемая модель земли)

-Наше путешествие подошло к концу (слайд № 30)

Д/З написать ЭССЕ на тему «Моя планета»

(слайд №31) и включается мелодия № 3

Звучит стихотворение Я.Г.Акима «Земля»

Есть одна планета — сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…

Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету!

Что мы можем сделать, чтобы сберечь нашу планету?

Итак, подведем итоги урока. Чья команда заработала большее количество звезд? Награждение.

VI. Эмоциональная оценка урока.

На столах у вас лежат карточки:

Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока.          

                                    

(слайд № 32)

Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний Вы получили.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here