Конспект открытого урока по природоведению для учащихся 4-го класса по теме «Путешествие по природным зонам России. Тундра»

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

  • Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животном миром, значением природы данной зоны для человека, ее использование.

  • Учить использовать современную технику на уроке.

  • Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать изученный материал, работать с дополнительной литературой.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • презентация » Природная зона — тундра»;

  • видеофильм «Тундра»;

  • аудиозапись «Увезу тебя я в тундру»;

  • кроссворд «Арктика»;

  • схема изучения природной зоны;

  • учебник «Мир вокруг нас», 4 класс, автор А.А. Плешаков;

  • карточки для игры.

Ход урока.

1.Организационный момент

— Посмотрите друг другу в глаза ,улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю отличного настроения и интересной работы на уроке.

2.Сообщение темы урока

В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас —
И опять в путешествие отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.

    арк т ика
       т у пик
тюле н ь
     ль д а
          р ачки
    Вр а нгеля

  1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)

  2. Птица с необычным красным клювом. ( Тупик)

  3. Близкий родственник моржа. (Тюлень)

  4. Арктика — царство снега и : (Льда)

  5. Пища рыб северных морей. (Рачки)

  6. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)

Итак, цель нашего путешествия — тундра. Поможет совершить нам это путешествие — современная техника. В путь!(1 слайд)

-Изучать тундру будем по плану(2 слайд)

  1. Название, изображение на карте.

  2. Особенности природы: климат, растительный и животный мир.

  3. Население, деятельность людей.

  4. Охрана природы.

  5. Экологические проблемы.

Посмотрите на карту:

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. Расположена она на материке Евразия.

В переводе с саамского означает «безлесная равнина».

В переводе с финского языка «Бесплодная, враждебная».

Звучит песня»Увезу тебя я в тундру»

-Давайте же узнаем как выглядит тундра подробнее

(3 слайд)

Климат.

Суров климат тундры: уже в сентябре здесь начинается зима, которая длится дольше, чем учебный год, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 — градусов ниже нуля. Под снегом замерзшая земля, которая даже летом оттаивает на 10-15 см, а ниже вечная мерзлота. Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

-Что такое снежная часть года, это я думаю, понятно всем.А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предложения.

Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота ,и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остается.

По этим причинам в тундре много озер и болот

Мы с вами выяснили ,какие здесь природные условия, составим небольшую схему и запишем ее в тетрадь.

  1. Тундра

  2. Равнина

  3. Вечная мерзлота

  4. Суровая зима

  5. Прохладное короткое лето

  6. Что же растет и кто живет в таких суровых условиях?

-А сейчас мы узнаем ,что же растет и кто живет в таких суровых условиях

(4 слайд)

Сообщение.

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

-Итак ,в тундре растут :карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, мхи и лишайники

(5 слайд)

-Как приспособились растения?

(6 слайд)

-Сообщение

Листья некоторых растений расположены розеткой – так полнее используются солнечное тепло и свет.
Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу.
Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Уже на глубине 10 см температура её не более +10оС. Следовательно, хотя в тундровых почвах много воды, она малодоступна растениям, т.к. с трудом поглощается корнями из-за низкой температуры. Кроме того, в тундре часты сильные иссушающие ветры, поэтому у многих тундровых растений имеются приспособления, уменьшающие испарение в летнее время: листья часто мелкие, их испаряющая поверхность невелика; они часто покрыты густым опушением; у некоторых растений края листьев заворачиваются вниз, и сам лист имеет вид не полностью замкнутой трубки, устьица оказываются внутри неё; часто листья плотные, покрыты восковым налётом.

(7 слайд)

-А сейчас мы узнаем ,каких животных можно встретить в тундре.

(8 слайд)

Сообщение.

Обитатель тундры — песец. Отряд:

хищные. Масса тела не более 10

кг, длина тела около 100 см, из

них 30 см приходится на хвост. В

меню песца на территории России

ученые насчитали 125 животных,

25 растений. В среднем у песцов

рождается до 9 детенышей.

Обитает в тундре, на берегах

Ледовитого океана, однако

зимой он часто кочует на юг

Финляндии. Встречается

разновидность с голубоватым мехом.

(9 слайд)

Лемминги — трогательные мохнатые зверьки,

высотой около 13 см. Они, в основном,

коричневого цвета. Некоторые виды леммингов

меняют зимой шкурку с коричневой на белую,

что делает их незаметным на снегу.

О леммингах рассказывают всякие небылицы,

например, что они совершают массовые

самоубийства, бросаясь в воду. На самом деле

это вполне процветающий зверек, хотя

численность его колеблется год от года.

Когда леммингов становится слишком много,

им не хватает мха, их становится меньше

Зимой они не впадают в спячку и даже выводят

под снегом потомство.

(10 слайд)

Длина тела до 2 метров, высота до 150 см ,

масса до 200 кг. Рога очень большие, они

есть как у самцов, так и у самок, этим

северный олень отличается от других оленей.

Копыта очень широкие и изогнуты, как

подкова. это позволяет оленям легко

раскапывать снег. Они очень точно находят

под снегом не только ягель, но и ягодные

кустарники и грибы. В день проходят до ста

километров.

ФИЗМИНУТКА

-Каких птиц можно встретить в тундре? Открыли учебники на странице 91 ,3 абзац.

(11 слайд)

-Как животные приспособились к жизни?

(12 слайд)

-Как взаимосвязаны растительный и животный мир?

(13 слайд)

-Давайте попробуем восстановить цепь питания.

(14 слайд)

-Запишите ее в тетрадь

(15 слайд)

В тундре живут издавна ненцы и чукчи

Чем же они занимаются?

  • оленеводством

  • рыболовством

  • охотой

  • добывают полезные ископаемые

(16 слайд)

Природные богатства взяты под охрану, созданы заповедники, например Таймырский. Под особую охрану взяты редкие животные: стерх, тундровый лебедь, кречет, краснозобая казарка

(17 слайд)

(18 слайд)

-Какие возникли в тундре экологические проблемы? Ответ на этот вопрос вы должны найти дома

-А теперь давайте посмотрим небольшую видеозарисовку природной зоны тундра.

(ВИДЕО)

  • Путешествие в тундре закончилось

  • -Спасибо за работу

  • -Д/з стр. 87-97

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here