Открытый урок окружающего мира

«Растениеводство в нашем крае». 4-й класс

УМК «Школа России»

Подготовила учитель начальных классов

Андронова Т.В.

Цели:

  • сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;

  • познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;

  • развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;

  • иллюстрации растений, фотографии;

Ход урока

I. Организационный момент,

II. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким природным сообществом как водоём. Что нового Вы узнали о водоёмах?

Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

Расскажите о правилах поведения у водоёма.

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

  1. К искусственным водоёмам относятся:
    а) реки, моря, океаны;
    б) водохранилища, пруды, каналы;
    г) ручьи, реки, озёра, моря;

  2. Растения водоёма это:
    а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
    б) брусника, черника, мох;
    в) кувшинка, ряска, тростник;

  3. Санитарами пресных водоёмов считают…
    а) рака, беззубку;
    б) прудовика, катушку;
    в) клопа-водомерку, жука-плавунца;

  4. Живым фильтром называют:
    а) головастиков;
    б) раков;
    в) двустворчатых моллюсков;

Карточка 2

  1. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
    а) люди;
    б) ондатры;
    в) цапли;
    г) бобры;

  2. С водоёмами связана жизнь:
    а) зябликов, трясогузок, соек;
    б) цапель, уток;
    в) лебедей, тетеревов, сов;

  3. Хищниками пресных водоёмов являются:
    а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
    б) караси, мотыли, раки;
    в) циклопы, прудовики, головастики;

  4. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
    а) это плавает ряска;
    б) много микроскопических водорослей;
    в) на дне много ила;

IV. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай — дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

_ Как вы думаете , о чём мы с вами будем сегодня вести речь, что нового узнаем?

Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов?(Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)

Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство.

Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Карточка – помогай-ка.

Название группы растений по месту выращивания.

  1. Что получают из каждого растения.

  2. Чем отличаются зёрна.

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.)

Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки)

А изо льна? (Льняное масло)

Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни)

Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.

Овощеводство.

Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

Овощи играют огромную роль в питании человека.

Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

V. Физкультминутка.

VI. Работа по теме.

Плодоводство.

Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

Цветоводство.

О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради.

С. 68 № 1,2,3.

VII. Закрепление изученного.

Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

Какие отрасли развиты в нашем крае?

VIII. Игра «Узнай растение».

Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

  1. За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь очень гладкая
    ,
    На вкус, как сахар, сладкая.
    (Морковь, овощеводство)

  2. На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Слива, плодоводство)

  3. Удивительное солнце,
    В этом солнце сто оконцев.
    Из оконцев тех глядят
    Сотня маленьких галчат.
    (Подсолнечник, полеводство)

  4. Солнце жжёт мою макушку,
    Хочет сделать погремушку.
    (Мак, цветоводство)

  5. В поле – метёлкой,
    В мешке – жемчугом.
    (Рожь, полеводство)

  6. Расселась барыня на грядке,
    Одета в шумные шелка.
    Мы для неё готовим кадки
    И крупной соли полмешка.
    (Капуста, овощеводство)

  7. Низок да колюч,
    Сладок да не пахуч.
    Ягоды сорвёшь –
    Всю руку обдерёшь.
    (Крыжовник, плодоводство)

Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)

IX. Закрепление работы по теме урока.

Заполнение таблицы.

Работа с кроссвордом в парах.

X. Подведение итогов урока.

Назовите отрасли растениеводства.

Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207).

Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с. 68–70)

Подготовить сообщение о культурном растении нашего края.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here