Познание мира 4-3-1
Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»
Тема урока: Растения и животные горных районов.
Цель урока: сформировать представление учащихся о растительном и животном мире гор, об их приспособленности к разным условиям жизни.
Задачи урока:
1 . Учить устанавливать взаимосвязь растительного и животного мира, познакомить с горами Казахстана.
2. Развивать умение работать по карте, умение размышлять.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
4. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО:
Этапы и структура урока.
Базовые знания: Условия жизнедеятельности горной местности, многообразие животного мира; горы — ценное богатство природы страны.
Опорные знания: Знания об отдельных растениях, животных, климатических условиях горной местности.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |||||||
| Почему так говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…».
| ||||||
2. | Сообщение темы и целей урока. | ||||||
| — Сегодня мы отправимся в горы, но сначала давайте посмотрим на карту Казахстана и скажем, каким цветом изображены на карте горы. Дети вспоминают названия уже знакомых гор, отмечают на контурной карте. Работа с учебником стр. 57 Только в горах, стоя на одном месте, можно увидеть сразу и тундру, и степь, и лес, и пустыню, и даже вечные снега. Они расположены поясами, окружающими горы на определенной высоте, — высотными поясами Слайд Высотные (горные) пояса. В степной зоне подножье гор занято степями, а в лесной — лесами. При подъёме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов. Слайд Альпийские луга.
| ||||||
3. | Актуализация знаний | ||||||
| Слайд Назвать основные горные цепи | ||||||
| С помощью учителя ученики вспоминают различные климатические условия гор. Затем задумываются над вопросом: «Что бы вы рассказали о животном и растительном мире горной местности?»
| ||||||
4. | Знакомство с новой темой. | ||||||
| Какие условия жизнедеятельности в лесах? Какие виды растений произрастают в лесах? Какие похожие условия есть в горах? Могут ли деревья, растущие в степях, произрастать в горах? В основном климатические условия горных поясов повторяют климатические условия других природных зон, поэтому в горах есть местности, повторяющие жизнедеятельность и лесов, и лугов, и степей, и пустынь. | ||||||
| Слайд Содержание подтем «Растения гор», «Животные гор». При изучении этих подтем необходимо больше использовать рисунки учеников, знания, полученные на предыдущих уроках (например, смешанные леса, деревья, виды кустарников, плодовые кустарники, виды животных и растений, соответствующие горным местностям). В подтеме «Охрана растений и животных гор» дети не только делают обзор природы гор, видов растений и животных с помощью рисунков, но и говорят о их красоте, величии. И они представляют «горы, вершины которых покрыты вечным льдом, а на склонах растут пушистые ели», «невозможно отвести глаз от звенящих прозрачных ручьев и густых лугов, голубых елей», «грациозных маралов, сильных архаров и горных козлов, величественных барсов». После этого можно предположить, что каждый ученик придет к выводу о необходимости рационального использования природных богатств гор, но и о необходимости защиты этого природного богатства. | ||||||
| Подумайте! — Зависят ли жизненные условия животных от разнообразия растительности? Составьте таблицу. Сравните условия жизни животных.
Далее говорится о том, что человеком были истреблены почти все барсы за удивительно красивый мех. Они занесены в Красную книгу Казахстана. На данном этапе урока учитель формирует личностные отношения к окружающему миру, прививает этические и нравственные нормы поведения.
Работа в группах будет детям интересна, если ее правильно распределить: 1-я группа — рассказывает о лесной зоне. 2-я группа — о субальпийских лугах. 3-я группа — об альпийской зоне. 4-я группа — о горных пастбищах. 5-я группа — о птицах и т.д. Зоологи из каждой группы рассказывают об условиях жизни и повадках животных в вертикальной поясности. Здесь же в группах может пройти дискуссия об изменениях в жизни животных из-за похолодания.
| ||||||
5. | Итог урока. | ||||||
| — Вспомните, что называется вертикальной поясностью, как происходит смена растительности в горах. Почему? Чем вызвана необходимость вертикальной кочевки животных? — Подумайте и выскажите свою точку зрения друг другу: какие знания вы приобрели в процессе работы? Пятистишие. Горы Высятся, обитают Красивые, высокие, цветущие В горах живут животные. Дом (Жизнь)
| ||||||
6. | Домашнее задание. | ||||||
| Стр.59 ответить на вопросы | ||||||
7. | Рефлексия | ||||||
| Урок:
|