Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10
с. Солдато-Александровского Советского района».
Конспект урока для 9 класса
на тему:
«Определение расстояния до недоступного предмета»
Работу выполнила:
группа учеников 9 А,Б классов
Крутицкий Станислав
Загородников Никита
Спиваков Роман
Деруновский Владимир
Зданюкова Олеся
Плотникова Кристина
Научный руководитель:
учитель математики
Кобзев Дмитрий Александрович
2013 – 2014 уч. г.
(16.04.14г)
«Окружающий нас мир – это мир геометрии, чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг – геометрия».
Актуальность темы исследования.
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, полученные из наблюдений и опытов.
Тема нашей исследовательской работы актуальна тем, что принцип определения расстояний до «недоступного» предмета на земле, с одной стороны, лежит в основе определения расстояний до небесных тел, а с другой стороны, неоценим с точки зрения приложения его в практической жизни: на стройках, при геодезических работах, прокладке трасс, в военном деле и т. д.
Цель исследовательской работы: определить расстояние до недоступного предмета геометрическими способами без специальных приборов.
Задачи:
-
рассмотреть различные способы определения расстояния до выбранного недоступного предмета;
-
провести соответствующие измерения и вычисления;
-
оформить результаты.
Объект исследования: недоступные предметы на местности.
Предмет исследования: определение расстояния до недоступного предмета различными способами.
Гипотеза: можно ли определить расстояние до недоступного предмета на местности без специальных приборов.
Практическая значимость исследования состоит в получении знаний об измерительных работах на местности, изучении и применении полученных знаний на уроках геометрии, в повседневной жизни.
Методы исследования: знакомство и обработка литературных материалов, данных из Интернета, проведение экспериментальной работы, обработка результатов.
Этапы выполнения исследовательской работы:
-
Этап «Сбор данных».
Включает в себя: изучение поставленных задач, определение значимых понятий, подбор источников информации, сбор информации.
Для выполнения задачи было предложено пять геометрических способов (приведены их геометрические чертежи):
|
|
|
|
Источниками наших способов явились литература и сайты Интернет научно-
популярного характера.
-
Этап «Экспериментальная работа».
Включает в себя: включает в себя проведение эксперимента по определению расстояния до недоступного предмета на местности различными геометрическими методами. Каждый эксперимент представить в виде пошагового выполнения и измерительных расчетов.
Оборудование: : фотоаппарат, рулетка, товарищ или ты сам, планки фиксирующие положение.
1 способ: (с помощью равнобедренного прямоугольного треугольника)
Ход работы:
|
Измерения:
АС = 14,3 м
АВ = АС = 14,3 м
2 способ: (с помощью подобия треугольников)
Ход работы:
|
Измерения:
AC = 9,5 м; CE = 1,7 м; CD = 2,2 м
3 способ:
Ход работы:
|
Измерения:
AE = 5,5 м; AC = 2,2 м; EC = 6 м;
4 способ: (с помощью равенства треугольников)
Ход работы:
|
Измерения:
AC = CE = 2,5 м; EF = 14,5 м; AB = EF = 14,5 м
5 способ:
Ход работы:
|
Измерения:
AD = DQ = 2,5 м; AE = FQ = 2,2 м; ED = DF = 3,4 м
HQ = AB = 14,8 м
-
Этап «Анализ данных»
Мы рассмотрели несколько геометрических методов определения расстояния до выбранной нами недоступной точки. Все эти методы основаны либо на определении понятия длины отрезка и измерения, либо на свойствах равнобедренного треугольника, на свойствах равенства или подобия треугольников.
Эксперименты проводились в неблагоприятных условиях: пасмурная погода, холод, отсутствие опыта и сноровки.
Результаты различных экспериментов отличались.
Размах ряда:
разница между наибольшим и наименьшим значениями расстояний:
Среднее арифметическое:
Выводы:
Мы можем предположить, что расстояние до выбранной нами недоступной точки около 14,5 метров.
Самым простым методом мы считаем метод с помощью равенства треугольников.
Используя данные методы можно найти расстояние до любой недоступной (видимой) точки.
Список использованных источников и литературы:
1. Я.И.Перельман. Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 2005.
2. Л. С. Атанасян и др. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
3. http://piterhunt.ru/pages/nk-os/5/15.htm сайт «Питерский охотник»
4. http://www.scouts.ru «Центральный сайт скаутов-разведчиков России»