Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 “Хрусталик” города Белово Кемеровской области
Конспект урока окружающего мира для 1 класса « Перелётные и зимующие птицы»
Подготовила дефектолог
Аптина Лариса Юрьевна
г. Белово, 2011г
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Но с каждым годом увеличивается количество детей рождающихся с глазными патологиями.
По скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека.
С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир — форма, величина, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения. Устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.
Наш детский сад для детей с нарушением зрения. Группу, в которой я работаю, посещают дошкольники с амблиопией и косоглазием, характеризующиеся разной степенью снижения остроты зрения.
Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Поэтому имеет большое значение правильная организация занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте. Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время непосредственно образовательной деятельности, а поэтому контроль длительности и рационального построения образовательной деятельности очень важен. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.
Прежде всего, следует ограничить длительность заданий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 15—20 минут в подготовительной к школе группе. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (рассказ, беседа, дидактические игры и др.), чередовать задания с фиксацией взора вблизи – вдали, использовать на занятии специфические методы и приемы обучения детей.
В образовательную деятельность обязательно должны включиться такие компоненты, как зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, зрительная релаксация,
Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании занятия подойти к окну и в течение 2—3 минут смотреть вдаль.
Задачи:
1. Образовательные:
Закрепить и расширить знания о перелётных птицах и зимующих птицах.
Учить выделять характерные особенности птиц.
Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелётных птиц
2. Коррекционно-развивающие:
Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», чучело птицы.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует”, чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.
Ход.
-
Организационный момент.
( Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)
Учитель:
Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.
(первый день недели, второй и т. д. Первый месяц осени, второй и т.д.)
II. Работа по теме:
1. Беседа:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это всё когда бывает? (Осенью).
Дефектолог:
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Дети:
Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.
Дефектолог:
А как называются птицы, которые улетают в тёплые края и которые остаются?
Дети: Перелётные птицы улетают в тёплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.
Дефектолог:
Назовите перелётных птиц?
Дети:
Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
На доске таблица «Птицы».
Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Учитель дополняет, помогает.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пёструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьёт гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнёздах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить.
Ласточка — небольшая птица у нее белая грудка и чёрный фрак, острые крылья, поэтому её называют острокрылая.
Игра «Отгадай и присядь».
(Дети выходят и становятся в круг)
-Ребята, сейчас я буду называть перелётных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелётной, то машите руками, как будто мы провожаем перелётных птиц в путь.
— Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Демонстрация чучела птицы.
Дефектолог демонстрирует чучело птицы. Дети встают вокруг чучела птицы.
Дефектолог: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Покажите.
Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.
— Чем покрыто тело птицы?
Дети: Тело птицы покрыто перьями.
Дефектолог: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине.
Физкультминутка «Осень».
Мы бежали по дорожке, Дети бегут друг за другом.
Промочили свои ножки, Трясут ногами.
Потом сели, посидели. Приседают.
Смотрим: птицы полетели. Машут руками.
Ветер сильный вдруг подул, Качают руками влево–вправо.
Мы испугались: «Караул!» Дети убегают и садятся за столы
Дидактическая игра «Кто лишний».
На магнитной доске иллюстрации птиц.
Дефектолог:
Ребята, назовите, кто лишний.
— Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы — домашние.
— Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?
Дети: Воробей. Он не перелётная птица, живёт у нас зимой. А остальные птицы перелётные.
-Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.
-Ворона, синица, воробей, соловей;
Дети: Соловей – перелётная птица.
Зрительная гимнастика.
Дефектолог: Ребята, снимите очки, сядьте правильно.
Птичка польку танцевала, взгляд вверх, вниз (3раза)
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, хвост направо,(3раза) взгляд налево, направо
Это полька Карабас.
Звучит грамзапись — пение птиц.
Дефектолог: А теперь закрыли все глаза, слушаем аудиозапись и выполняем упражнения:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Всё чудесно расслабляется…
-Хорошо нам отдыхать!..
Но пора уже вставать…
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И встать.
-Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
Д/игра «Найди тень птицы».
Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица, а внизу строчкой даны разнообразные тени птиц. Надо обвести нужную тень птицы.
Дефектолог: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, найдите и обведите тень изображённой птицы.
Дефектолог: Ребята, а почему птицы улетают в тёплые края?
Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Дефектолог: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. В полёте они ориентируются на звёзды, а если небо затянуто облаками и звёзд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Пальчиковая гимнастика.
(Загибаются пальцы обеих рук).
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развесёлый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. /руки за спину/
Д/игра «Составь целое из частей».
Составь из разрезных картинок птицу.
Дефектолог: Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.
III. Итог:
Д/игра «Продолжи, найди причину».
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьёт себе гнезда/.
После окончания образовательной деятельности учитель предлагает детям подойти к окну и посмотреть вдаль, постараться увидеть птиц, живущих у нас.
Список используемой литературы
1. Вегнер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,Просвещение,1986.
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя.: Просвещение, 1990.
3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М.: Город, 1998.
4. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. Из опыта работы. Под ред. Земцовой. М. И. М.: Просвещение, 1978.
5. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., « Нар. асвета», 1976.
Использованные материалы и интернет-ресурсы
1. Аудиозапись «Пение и голоса птиц»
2. Компакт-диск «Весёлые прописи», издательство Учитель, 2010.
3. perel-ptitsy.ra