ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ ДОМ — ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
«ЮЖНОЕ БУТОВО»
ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«ТО СНЕГ, ТО ЛЁД, ТО СОВСЕМ НАОБОРОТ»
cоставил и провел
воспитатель
Демидова Татьяна Александровна
МОСКВА 2013
Цель познакомить детей с различными состояниями воды в окружающей среде с помощью опытно – экспериментальной деятельности и применения метода ММЧ (моделирование маленькими человечками).
Задачи
Образовательные расширять знания и представления о воде, её состояниях (твёрдое, жидкое, газообразное);
формировать понятие о переходе воды из одного состояния в другое при воздействии окружающей среды;
познакомить с моделированием маленькими человечками при определении состояния воды;
закрепить понятие о круговороте воды в природе.
Коррекционно — развивающие коррекция внимания, логического мышления, умения устанавливать причинно – следственные зависимости.
Воспитательные воспитывать желание работать в коллективе, получать окончательный результат и делать выводы.
Возрастная направленность для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Оборудование по 3 стаканчика на каждого, по 1 воронке, марля и вата для фильтров, по 1 тарелочке и 1 баночке из стекла на каждого, термос с кипятком, зеркало, снег, лёд, листы бумаги (белого, серого, голубого цвета), цветные картинки на каждого, ветка дерева.
Наглядно – дидактический материал картинки с изображением льда, воды, снега, инея; картинка – схема «Круговорот воды в природе» (зимний вариант); альбом наблюдений с зарисовкой опыта «Как образуется иней», карточки с человечками для ММЧ (модулирование маленькими человечками).
Ход работы
Организационный момент
На столах тарелка со льдом, пластиковые стаканчики, термос, зеркало, салфетки.
— Посмотрите, ребята, как изменилась наша группа. Она снова превратилась в лабораторию. Значит, и мы сегодня будем не просто ребятами, мы будем…
— Кем мы будем? (лаборантами)
— Правильно, мы снова будем лаборантами, будем в этой лаборатории знакомиться со свойствами, точнее с состоянием воды (подходят к столам, одевают фартуки).
Коррекционно – развивающий блок
— А где же вода? Почему на столе снег и лёд? Мы же должны знакомиться с состоянием воды? (ответы детей).
— Снег и лёд это тоже вода? Давайте проверим.
Опыт 1. Лёд – твёрдая вода.
Тарелка с кусочками льда, стаканчики на каждого ребёнка.
Давайте возьмём по кусочку льда.
— Лёд какой? (холодный, твёрдый).
Положите его в стакан и посмотрите, что с ним происходит (он тает)
— Во что превращается лёд? (в воду)
— Можно ли утверждать, что лёд – это твёрдая вода? (да, можно)
Достаёт бутылку с водой.
— В бутылке какая вода? (жидкая)
— Так в каких состояниях может быть вода? (жидком, твердом)
На столе у нас термос с кипятком. Давайте докажем, что там тоже вода.
Опыт 2. Пар – это тоже вода.
Воспитатель открывает термос с кипятком и показывает пар детям.
— Что это? (пар)
— Пар – это ещё одно состояние воды. Когда появляется пар? (когда воду нагревают). Давайте поставим над паром зеркало и посмотрим, что произойдёт с паром.
— Что появилось на зеркале? (капельки воды).
— Можно ли утверждать, что пар – это вода? (можно)
— Почему? (потому что вода при нагревании превращается в пар,а когда пар охлаждается, то снова превращается в воду)
— Мы увидели ещё одно состояние воды – газообразное.
— Давайте ещё раз перечислим, в каком состоянии бывает вода? (жидкое, твёрдое, газообразное)
— В какое время года вода бывает в твёрдом состоянии? (зимой) Почему?
— Если снег и лёд бывают только зимой, значит они чем — то похожи? Как вы думаете? (они холодные, тают) Чтобы определить сходство или отличие льда и снега, проведём опыт.
Опыт 3. Определение цвета.
Детям раздают по два стакана: в одном лёд, в другом снег.
— Какого цвета снег? (белый)
— Какого цвета лёд? (бесцветный) /если дети называют серый, голубой или белый, то показать им бумагу этого цвета/
Опыт 4. Определение прозрачности.
Положить под стаканчик со снегом цветную картинку.
— Видна ли картинка? Почему? Что мы скажем о снеге, он прозрачный или нет?
То же самое проделать со льдом.
Вывод: лёд прозрачный, а снег нет.
— Одинаковые ли они? (разные).
— Снег и лёд бывают летом? Почему? Когда они бывают? (ответы)
Вспомните наш опыт с замерзанием воды. Вода замерзает только при минусовой температуре, то есть, когда на улице мороз.
— Летом вода замерзает? (нет)
— Мы выяснили, что снег и лёд, а уж тем более вода не похожи. А знаете почему? (ответы принимаются все)
— Сейчас я вам объясню (подходят к доске).
— Вода, снег и лёд состоят из молекул, они очень маленькие и их не видно. А чтобы нам было понятно, мы обозначим молекулы маленькими человечками.
— Посмотрите, как выглядят человечки внутри льда: крепко держатся за ручки, жмутся друг к другу (показать на карточке).
— Человечки, находящиеся внутри воды, уже не держатся за руки, они, как бы отошли друг от друга.
— А вот как выглядят человечки пара: они так разогрелись, что далеко – далеко отошли друг от друга и не могут стоять на месте, а бегают и прыгают, они много и независимо друг от друга, путешествуют.
— Давайте посмотрим картинку с изображением круговорота воды в природе зимой / рассматривание/.
— Почему снег и лёд лежат на земле зимой? Потому что маленьким человечкам холодно, они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало жарко, и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держаться за руки – лед из твёрдого состояния перешёл в жидкое, получилась вода. А солнце греет всё сильнее, человечкам становится всё жарче и жарче. Они начали отодвигаться друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях – вода исчезла, превратилась в пар. Пар поднимался от земли всё выше и выше…
— И что же там с ним стало? (пар снова превратился в воду) Правильно, ведь на верху человечкам стало опять холодно, и они снова стали прижиматься друг к другу – образовался снег и выпал на землю. Так у нас и получился круг – круговорот воды.
Возвращаются к столам, на которых оставались стаканчики со льдом и снегом.
— Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканчиках. Что с ними произошло? (растаяли)
— Правильно, под воздействием тепла снег и лёд растаяли, превратились в воду.
Вывод: снег и лёд превращаются в тепле. А на морозе наоборот: снег и лёд образуются из воды.
В природе, зимой существует ещё одно состояние воды (показывает веточку).
— Вспомните наш опыт с веточкой (рассматривают альбом наблюдений за опытами с зарисовкой). Что на ней образовалось на морозе, когда мы держали её над ведром с горячей водой? (иней)
— Иней – это тоже состояние воды. Как вы думаете, какими человечками мы обозначим иней? Твёрдое состояние, как снег и лёд, жидкое как вода или как пар – газообразное? (ответы детей)
— Вы часто на прогулке хотите попробовать, а некоторые даже едят снег. Давайте посмотрим, что скрывает в себе белый и пушистый снег.
Опыт 5.
— Давайте возьмём тот стаканчик с водой, где был снег. Мы будем проводить опыт с талой водой и увидим, какой снег, чистый или грязный.
— Будем с вами фильтровать талую воду с помощью воронки и фильтра. Фильтр мы сделаем сами из ваты и марли: берём с вами марлю, заворачиваем в неё вату. Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку.
— Что мы с вами сделали? Через что прошла вода?
Достаньте фильтр и положите на тарелку, посмотрите.
— Что вы видите? (грязь)
— Какая вода в баночке? (чистая, фильтрованная)
— Что мы выяснили, когда провели опыт? Какой снег? (ответы)
Вывод: снег грязный.
— Можно есть снег? (нет)
Рефлексия
— Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии.
— В каких состояниях бывает вода? Что обозначают маленькие человечки, с которыми мы сегодня познакомились?
— Вам понравилось работать в лаборатории?
— Мы с вами ещё встретимся за этими столами и поговорим о свойствах снега и льда.
Приложение
Опыт 1 Замерзание воды.
Цель: подвести детей к пониманию связей между температурой воздуха и состоянием воды.
Налить воду в одинаковые ведёрки. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Одно ведёрко вынести на улицу, а другое оставить в помещении. Попросить детей объяснить, почему вода в одном ведёрке замёрзла, а в другом нет.
Вывод: вода превращается в лёд при низкой температуре.
Опыт 2 Образование инея.
Цель: дать представление о возможности перехода воды в разные состояния в зависимости от температурных условий.
Вынести на улицу ведро с горячей водой или чайник с кипятком при морозной погоде и подержать над ним ветку дерева. Попросить детей объяснить, что же происходит (пар из чайника поднимается вверх, охлаждается, кристаллизуется и оседает на ветках в виде инея).
Вывод: пары влаги при низких температурах замерзают и кристаллизуются.
Список используемой литературы
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. — Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2010.
2 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом занимательные опыты и эксперименты. – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
3 Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – Москва: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.
4 Козлова С.А. Мой мир.- Москва: Линка-Пресс, 2000.
5 Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование —
Москва: пед.общество России, 2003.