Григорова Анжела Владимировна
МКОУ СОШ № 17 с. Сухая Буйвола
учитель начальных классов
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Гармония»
Тема: «Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубча-тые и пластинчатые)».
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Цели: продолжить изучение раздела «Разнообразие грибов», рассказать учащимся, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы, учить различать грибы, правильно их собирать, приводить примеры съедобных и несъедобных грибов; сравнивать грибы, объединять их в группы; способствовать проявлению учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формировать навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе; готовность оценивать свой учебный труд и труд других учеников, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; организовывать свою деятельность; действовать согласно плану, составленному учителем; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия; строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в паре, группе.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, тренажёр для учащихся «Съедобные – несъедобные грибы», презентация, учебники и рабочие тетради по окружающему миру часть 2, 3 одинаковых набора с картинками съедобных и несъедобных грибов, 6 конвертов, клей, смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационное начало.
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой класса.
3. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Фронтальный опрос:
-
О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?
-
А о каких именно грибах мы говорили?
-
Кто помнит, какого же строение гриба?
-
На какие две группы можно разделить все шляпочные грибы?
-
Какие условия необходимы для роста и развития?
-
Какой можно сделать вывод? Грибы являются живыми или не живыми существами?
III. Введение в тему. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.
Отгадывание загадки.
— Послушайте загадку:
— Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
— А как вы думаете, ребята, все ли грибы можно употреблять в пищу?
— А почему не все грибы можно есть?
— Так, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
— А какие мы себе поставим цели и задачи?
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
— Послушайте стихотворение Зои Александровой:
— Нам и лето,
Нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, —
Это чудо из чудес.
— О чём это стихотворение?
— Сегодня мы с вами отправимся за грибами.
— Знаете ли вы, какие грибы можно собирать?
— Как правильно их собирать?
— Что можно приготовить из грибов?
— Расскажите мне, пожалуйста, какие грибы вы собирали, что готовят из них в вашей семье и как заготавливают на зиму.
(Рассказы учащихся)
— А знаете ли вы, в какое время года появляются грибы?
(Ответы учащихся)
— Обычно в лес за грибами идут летом или осенью. Но есть и весенние грибы – это сморчки и строчки. Шляпки у них морщинистые, все в бороздках жёлто-коричневого цвета. У этих грибов есть вредная для здоровья человека кислота. Среди строчков есть и смертельно ядовитые, лучше их не собирать.
— Грибы – это полезный продукт питания. Их варят, жарят, солят, маринуют и сушат. Но при неправильном приготовлении они могут вызвать отравление.
— Собирать грибы нужно внимательно: распознавать съедобные, отличать их от несъедобных, ложных и ядовитых. При сборе грибов нельзя повреждать грибницу. Перезрелые, смятые, червивые грибы лучше оставить в лесу – они продолжат нужную ему работу.
— А сейчас кто-нибудь из ребят познакомит нас с секретами полного лукошка:
-
грибы хорошо растут после тёплого дождика;
-
грибная охота удачна ранним утром, когда солнце хорошо освещает шляпки грибов;
-
увидели белый гриб – ищите рядом второй, третий;
-
запоминайте место, где нашли грибы – они будут появляться там снова.
— А как вы думаете, о чём нужно помнить, отправляясь в лес за грибами?
— Главное – необходимо знать, какие грибы являются съедобными, а какие – ядовитыми.
2. Работа в парах по учебнику с. 19.
— Откройте учебники на с. 19. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Третий лишний», задание которой вы выполните в парах.
— Подумайте, посоветуйтесь, какой гриб в каждом ряду «лишний», и объясните своё решение.
(Ответы учащихся)
3. Электронная физминутка.
4. Работа по учебнику с. 20.
— Откройте с. 20 учебника и обратите внимание на зелёную рамку, в ней изображены грибы. Подумайте и объясните, почему ученик объединил эти грибы в одну группу и поставил знак опасности.
(Ответы учащихся)
— А кто догадался, какие признаки ядовитых грибов он указал?
(Ответы учащихся)
— Давайте прочитаем текст на с. 20 о несъедобных грибах.
(Ученик читает текст)
— Посмотрите на фотографии ложных грибов и запомните, их ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
— А как вы думаете, везде ли можно собирать съедобные грибы?
— А могут ли они стать ядовитыми?
(Ответы и предположения учащихся)
— А в нашей местности встречаются ядовитые грибы?
(Ответы учащихся)
— Учитывая, что сейчас воздух и почва сильно загрязнены, а грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества и даже ядовитые, нельзя собирать грибы в городе (на газонах, в парках, вдоль дорог).
5. Работа учащихся в группах.
— Ребята, вам надо распределиться на три группы. Каждая группа получает два конверта и набор разных грибов. Ваша задача как можно быстрее разложить все грибы на два конверта, положив в один конверт все съедобные грибы, а в другой – несъедобные, иными словами ядовитые. Та группа, которая выполнит задание быстро и правильно, получит карточки с пятёрками.
(Учащиеся выполняют задание.)
6. Работа в тетради на печатной основе с. 11, № 5.
— Откройте рабочие тетради на с. 11, найдите задание № 5. Помогите Незнайке найти белые грибы. Нарисуйте ему дорожку.
(Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)
7. Игра «Узнай гриб по описанию».
— Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай гриб по описанию». Я буду давать описание гриба, а вы должны узнать этот гриб и сказать его название.
-
Этот гриб названием схож с животным; обычно не растёт один, а старается быть рядом с сестричками. Эти грибы лучше жарить. (Лисички)
-
Этот гриб очень дружен с осиной. Его жарят, сушат и варят. (Подосиновик)
-
Начинается название гриба на букву «Р». Хороши эти грибы в засоле. На срезе у него появляется ярко рыжая полоска. (Рыжик)
-
Шляпки желтовато-бурые, в тёмных чешуйках. Пластинки у молодых грибов белые. Растут семьями на пнях. (Опята)
8. Обсуждение проблемного вопроса «Надо ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?».
— Ребята, как вы считаете, надо ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?
(Ответы учащихся)
— Несъедобные грибы уничтожать не следует, так как они лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.
V. Закрепление.
1. Применение тренажёра «Съедобные — несъедобные грибы».
(Несколько учащихся тренируются в распознавании съедобных и несъедобных грибов на интерактивной доске, раскладывая их в корзины разных цветов.)
2. Фронтальный опрос по изученной теме.
-
В какое время года появляются грибы?
-
Где чаще всего их можно найти?
-
Какое строение имеет тело шляпочного гриба?
-
Какие грибы называют трубчатыми, а какие — пластинчатыми?
-
В чём особенность строения большинства ядовитых грибов?
-
Какие грибы называют ложными?
-
Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?
2. Работа по рисунку с. 21 учебника.
— Рассмотрите рисунок на с. 21. Чем занимаются ребята?
(Ответы учащихся)
— Я предлагаю вам выполнить творческое задание: к следующему уроку подготовить работу в идее грибка, это может быть грибок из пластилина, природного материала, яичной скорлупы, аппликация из цветной бумаги, рваной цветной бумаги или любого другого материала. И мы в классе оформим выставку «Разнообразие грибов».
VI. Рефлексия (подведение итогов урока).
— Наш урок подходит к концу, и я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке смайликами, которые лежат у вас белых конвертах. Наклейте подходящий вашему настроению смайл в рабочей тетради на с. 10 в верхнем левом уголке.
— Благодарю за работу!
VII. Организация на перемену.
1. Уборка рабочих мест.
2. Готовность к следующему уроку.