МОУ Серноводская средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» муниципального района Сергиевский
Самарской области
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
«Грибы»
подготовила
учитель начальных классов высшей категории
Визгалина Ольга Вениаминовна
Серноводск 2010
Урок окружающего мира с использованием технологии развития
критического мышления
Визгалина Ольга Вениаминовна
учитель начальных классов высшей категории
МОУ Серноводская средняя общеобразовательная
школа «Образовательный центр»
Сергиевского района Самарской области
Тема: Грибы
Цели: сформировать представление о грибах, как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений, животных;
познакомиться с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, трубчатые, пластинчатые, шляпочные;
продолжить развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;
воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: муляжи грибов, листы с таблицами, учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», тетрадь, смайлики
I. Вызов. Актуализация знаний. Мотивация уч-ся.
— Сегодня мы познакомимся с удивительным видом, который не относится ни к растениям, ни к животным. Догадайтесь, что же это? (Это грибы.)
— Отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной на ноге стою одной,
У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.
-Что это? (Это гриб)
— Оказывается, их на Земле очень много: 100 тысяч видов!
— Что вы знаете о грибах?
(Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибы растут в лесу, на лугу, в поле, на деревьях.) Назовите тему нашего урока.
(Тема нашего урока — грибы.)
— Как вы думаете, важна ли эта тема, может ли она пригодиться вам в жизни и в каких ситуациях? (Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами.))
— Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с видами грибов, запомнить, какие из них съедобные, научиться различать грибы.)
Прием «Верные и неверные высказывания»
— Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы, что…».
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …». Вы обсуждаете ответы в парах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
1. Верите ли вы, что грибы — это растения? (Нет)
-
Верите ли вы, что грибы бывают зеленого цвета? (Нет.)
-
Верите ли вы, что грибы могут, как растения, создавать питательные вещества? (Нет.)
-
Верите ли вы, что грибы бывают шляпочными? (Да)
-
Верите ли вы, что грибы бывают трубчатыми? (Да.)
-
Верите ли вы, что грибы бывают пластинчатыми? (Да.)
-
Верите ли вы, что грибы размножаются с помощью спор? (Да.)
-
Верите ли вы, что грибы бывают съедобными и несъедобными? (Да.)
-
Верите ли вы, что грибы полезны для здоровья? (Да.)
-
Верите ли вы, что нельзя рвать незнакомые грибы? (Да.)
-
Верите ли вы, что нельзя собирать грибы возле шоссе или
промышленных предприятий? (Да.)
II. Осмысление.
1. Прием «Инсерт», чтение с пометками.
— Давайте ознакомимся с материалом учебника с. 57- 59.
Уч-ся читают текст в учебнике «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, помечая на полях знаки:
«v»- то, что знаю
«+» — новая информация
« — « — думал иначе
«?» — есть вопросы
— Составьте в тетрадях таблицу.
2. Самостоятельная работа в тетрадях.
«+» — новая информация | « — » — думал иначе | « ? » — есть вопросы | |
|
|
|
|
3. Работа в парах. Обсуждение работы с таблицей.
Озвучивание результатов работы с таблицей. Фронтальная работа с классом.
-Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым является для него)
— Какие у вас возникли вопросы?
— Кто из вас сможет ответить на них?
Составление совместного рассказа в парах по вопросам:
Какие грибы называют шляпочными?
(Шляпочными грибами называют грибы, верхняя часть которых похожа на шляпу. Отсюда и название грибов — шляпочные. Это белый гриб, подберезовик, подосиновик.)
Какой гриб называют царем грибов?
(Царь грибов — белый гриб или боровик. Назван он так потому что его мякоть не темнеет при срезе и при сушке. Он очень вкусный и питательный. У народов Европы считается одним из самых благородных и ценных грибов.)
Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми?
(Шляпочные грибы ещё называют трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Опёнки называют пластинчатыми грибами.)
Как грибы размножаются?
( Грибы размножаются с помощью спор. Споры находятся в пластинках у пластинчатых грибов, в трубочках у трубчатых грибов. Споры прорастают и образуют грибницу — похожее на паутинку сплетение нитей. Из грибницы вырастают новые грибы.)
Заслушивание рассказов уч-ся. Обсуждение и дополнение примерами из жизненного опыта учеников.
4. Практическое применение знаний.
А) Ответы на вопросы учебника с. 59.
— Почему грибы трудно встретить в сухих местах? ( Грибы любят влагу.)
— Почему бывает мало грибов в засушливое лето? (Грибы не растут без достаточного количества воды.)
— Почему нельзя собирать грибы возле шоссе и предприятий? ( Если гриб вырос возле шоссе или промышленного предприятия, то впитал в себя вредные вещества, которые находятся в воздухе и в почве около шоссе и предприятий.)
— Какое значение имеет образование большого количества спор? (Они необходимы для того, чтобы образовалась грибница.)
Б) Игра «Съедобные и несъедобные грибы». В корзине лежат муляжи съедобных и несъедобных грибов.
— Посмотрите, ребята, в этой корзине много грибов. Но все ли они съедобны? Помогите, пожалуйста, малышу Вите, отложите из корзины несъедобные грибы. Проверка по таблице «Несъедобные и съедобные грибы».)
В) Работа в парах. Решение проблем.
— Сможете ли выбрать правильное решение в трудной ситуации, останетесь ли верными друзьями природе, не нанесете ли ей вред?
— В трудной ситуации мы обращаемся за помощью к другу. Обсудите ситуации в парах. (Детям раздаются карточки с ситуациями).
* Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил? (Нет, нельзя разрывать грибницу — не вырастут больше грибы.)
* Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать? (Верный ответ — 1.)
1) оставить его на месте;
2)срезать и взять с собой;
3) спросить у друзей;
4) попытаться определить на вкус;
5) сбить ногой.
* Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:
1) пройдете мимо;
2) уничтожите, так как они вредны для человека;
3) полюбуетесь, так как они очень красивы;
4) оставите, так как это лекарство для лосей;
5) оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому». (Верный ответ — 5.)
* Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать? (Ответ — 2.)
1) вырвать гриб с корнем;
2) оставить на месте;
3) сбегать за ножом;
4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;
5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб.
Проверка. Устные ответы уч-ся.
— Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы знаете? Запишите их в тетрадь.
Уч-ся записывают пословицы в тетрадь, затем озвучивают их и объясняют значение.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Без счастья в лес по грибы не ходи.
Затянули дожди – груздей не жди.
Человек не грибок, в день не вырастет.
Не поклонясь до земли и гриба не подымешь.
Лучше рыжик, чем ничего.
Грибы в деревне родятся, а в городе их знают.
Грибы – не хлеб.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
III. Рефлексия. Возврат к вопросам.
— А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
— Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
— По каким вопросам ваше мнение совпало?
— Объясните, почему вы так решили?
— По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
— Какие новые сведения вы для себя отметили?
— Все ли понятно?
— Какие появились вопросы?
— Рекомендую вам следующие источники, в которых вы сможете найти ответы на ваши вопросы:
А.А.Плешаков. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению. Изд. «Просвещение» 1998 г.
А.А.Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Изд. «Просвещение» 1998 г.
— Как вы думаете, всё ли о грибах мы узнали? (Нет, не всё.)
— На следующем уроке окружающего мира вы узнаете о необычных, причудливых грибах.
— Что вам понравилось? С каким настроением заканчиваете урок? Оцените свою работу. Покажите свои смайлики.
Домашнее задание.
— Напишите хокку, связанное с темой нашего урока. Составьте и напишите памятку для начинающих грибников.
Список использованной литературы
1. Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова, Окружающий мир. Москва изд. Центр «Вентана — Граф» 2005
2. А.А.Плешаков. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению. Изд. «Просвещение» 1998 г.
3. А.А.Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Изд. «Просвещение» 1998 г.