Малькова Елена Ивановна.
Учитель начальных классов
МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа им. М.В. Захарова» Тверской области, Старицкого района, села Емельянова.
Урок окружающего мира в 4 классе.
УМК «Школа России»,
учебник «Мир вокруг нас» 4 кл. часть 1 автор:А.А. Плешаков.
При составлении урока были использованы материалы:
-
методическое пособие «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;
-
«Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» http://www.km.ru/ .
Тема: Жизнь пресного водоёма.
Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.
Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.
2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в
работе ранее полученные знания.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том
числе к водоёмам.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
-
Проверка знаний и умений.
Тест «Лес и луг — природные сообщества». ( Слайды 2-5, каждый вопрос по щелчку.) Ученики работают на листочках, затем взаимопроверка — ключ дан на 5 слайде.
-
Работа над новой темой.
Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником
( Слайд 6.)
— Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете? ( Слайд 7.)
— Какой водоём изображён на плакате? (Слайд 8.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.
— Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.
— Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.)
— Это ряска — крошечное растение, плавающее на поверхности воды.(Слайд 9)
— Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, тростник, камыш.)
( Слайд10.)
— Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. ( Слайды11, 12.)
— На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена — колючки, цепляющиеся за одежду.
— Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
( Слайд 13.)
— Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник? (Слайд 14)
— В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.
— Какую роль выполняют растения в водоёме? (Слайд 15.)
Физминутка
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз — водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
— Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадайте, о ком идёт речь.
( Загадки сопровождаются показом слайдов16-22.)
— Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)
— У родителей и деток вся одежда из монеток. ( Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете?
— На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. ( Сом.)
— Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука.) Щука — хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. (Слайд 19)
— У кого глаза на рогах, а дом на спине? ( Улитка.)
— Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)
— Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Существует много видов уток — вот некоторые из них. (Слайд 22)
— Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.
-Давайте вспомним какие животные обитают в пресном водоёме.
( Работа по слайду 23.)
Работа в парах по карточкам.
— В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, как они связаны между собой.
Карточка:
Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.
( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные.
Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука — карасиками.)
Зачитывание некоторых взаимосвязей.
— Как живут все обитатели водоёма?
( Они живут сообща.)
— Какой из этого можно сделать вывод?
(Пресный водоём — это природное сообщество.)
— Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?
Прочитайте об этом в учебнике.
( Чтение по цепочке.)
— Какие беды принёс человек водоёму?
-Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.
— Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?
— Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.( слайд 24)
4.Закрепление изученного.
— Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме. ( Взаимопроверка в парах.)
5.Подведение итогов урока.
-О чём мы говорили на уроке?
Чтение вывода в учебнике:
В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём — это природное сообщество, которое необходимо охранять.
Домашнее задание.
-
приготовить сообщение о любом обитателе пресного водоёма.