Малькова Елена Ивановна.

Учитель начальных классов

МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа им. М.В. Захарова» Тверской области, Старицкого района, села Емельянова.

Урок окружающего мира в 4 классе.

УМК «Школа России»,

учебник «Мир вокруг нас» 4 кл. часть 1 автор:А.А. Плешаков.

При составлении урока были использованы материалы:

  • методическое пособие «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;

  • «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» http://www.km.ru/ .

Тема: Жизнь пресного водоёма.

Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в

работе ранее полученные знания.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

числе к водоёмам.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

  1. Проверка знаний и умений.

Тест «Лес и луг — природные сообщества». ( Слайды 2-5, каждый вопрос по щелчку.) Ученики работают на листочках, затем взаимопроверка — ключ дан на 5 слайде.

  1. Работа над новой темой.

Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

( Слайд 6.)

— Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете? ( Слайд 7.)

— Какой водоём изображён на плакате? (Слайд 8.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

— Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.

— Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.)

— Это ряска — крошечное растение, плавающее на поверхности воды.(Слайд 9)

— Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, тростник, камыш.)

( Слайд10.)

— Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. ( Слайды11, 12.)

— На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена — колючки, цепляющиеся за одежду.

— Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

( Слайд 13.)

— Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник? (Слайд 14)

— В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.

— Какую роль выполняют растения в водоёме? (Слайд 15.)

Физминутка

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз — водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

— Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадайте, о ком идёт речь.

( Загадки сопровождаются показом слайдов16-22.)

— Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)

— У родителей и деток вся одежда из монеток. ( Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете?

— На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. ( Сом.)

— Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука.) Щука — хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. (Слайд 19)

— У кого глаза на рогах, а дом на спине? ( Улитка.)

— Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)

— Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Существует много видов уток — вот некоторые из них. (Слайд 22)

— Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.

-Давайте вспомним какие животные обитают в пресном водоёме.

( Работа по слайду 23.)

Работа в парах по карточкам.

— В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, как они связаны между собой.

Карточка:

Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.

( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные.

Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука — карасиками.)

Зачитывание некоторых взаимосвязей.

— Как живут все обитатели водоёма?

( Они живут сообща.)

— Какой из этого можно сделать вывод?

(Пресный водоём — это природное сообщество.)

— Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Прочитайте об этом в учебнике.

( Чтение по цепочке.)

— Какие беды принёс человек водоёму?

-Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.

— Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

— Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.( слайд 24)

4.Закрепление изученного.

— Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме. ( Взаимопроверка в парах.)

5.Подведение итогов урока.

-О чём мы говорили на уроке?

Чтение вывода в учебнике:

В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём — это природное сообщество, которое необходимо охранять.

Домашнее задание.

  • приготовить сообщение о любом обитателе пресного водоёма.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here