Конспект урока по окружающему миру 1 класс. УМК «Гармония»
Тема: «Млекопитающие».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с классом животных – млекопитающими, их существенными признаками и средой обитания.
Задачи:
-
учить выделять существенные признаки животных, входящих в одну группу;
-
познакомить со средой обитания млекопитающих;
-
показать разнообразие животных, входящих в данную группу;
-
развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать объекты; развивать речь учащихся;
-
воспитывать любовь к природе, чувство удивления от многоообразия представителей животного мира;
радость познания, уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Педагогические технологии:
— развивающая;
— ценностно-ориентированная (ценность знания);
-технология деятельностного подхода;
— здоровьесберегающая;
-ИКТ- технология.
Ожидаемый результат:
-путем наблюдения научится выделять существенные признаки млекопитающих, познакомятся со средой их обитания;
-научатся использовать в учебной деятельности различные источники знания;
-посредством организации групповой работы на уроке будут развиваться личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, используя правила делового сотрудничества.
Оборудование:
— интерактивная доска Activ Bord
— учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь для 1 класса, изд.-Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011;
-карточки с текстами о животных, карточки с изображениями животных.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
| Прозвенел звонок- Начинается урок. Ушки на макушке, Слушаем внимательно. Работаем, все понимаем, Ни минуты не теряем. Прочитаем план урока: План урока 1.Повторяем. 2. Проведем исследование. 3.Сделаем открытие. 4. Удивимся? 5.Подведём итоги. Что вас заинтересовало?
| Настраиваются на работу, садятся за парту.
Знакомятся с планом урока.
Отвечают на вопрос.
| Личностные: подготовка к дальнейшей работе. |
2. Актуализация знаний. Цель: повторить и проверить знания о диких и домашних животных.
| -Вспомним, о чем говорили на прошлых уроках. На флипчарте 1– кластер с закрытыми карточками: природа → (живая, неживая);
— как часть живой природы — →…( животные); — на прошлом уроке говорили о…→ (домашних и диких животных ) Флипчарт 2 Задание: Распределить животных на две группы (1 у доски, остальные работают с карточками на парте) проверка
|
Природа бывает живая и неживая.
-Частью живой природы являются животные.
-На прошлом уроке говорили о домашних и диких животных.
Работают с карточками. Соотносят выполненное задание с интерактивной доской.
| Коммуникативные: отвечать на вопросы
Регулятивные: оценивают свои знания
|
3. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация. Цель: сформулировать цели урока. | Флипчарт 1 Что видите на кластере? У вас возникли вопросы?
-Ответить на ваши вопросы за один урок невозможно. А вот открыть одну из этих карточек, познакомиться с одной группой животных – задача урока.
|
Какие группы животных будем изучать? По каким признакам разделили их на эти группы?
|
Регулятивные: понимать учебно-познавательную задачу. |
4. Введение в тему урока
5. Физминутка. | Отгадаем загадки. по мере отгадывания на слайде появляются названия животных (жираф, медведь, черепаха, зебра,змея, белка, олень, морж) Загадки («Рабочая тетрадь», с.12) читает учитель 1.Я заглядываю без труда В окна третьего этажа. 2. Лакомлюсь малиной И медком пчелиным. 3.На земле и под водой Меня спасает панцирь мой. 4. Небольшая я лошадка, Вся в линейку, как тетрадка. 5. Я шипя предупреждаю: Могу ужалить, проползая. 6. Словно рыжий огонек, Я по деревьям скок да скок. 7. Живу и в тундре, и в лесу На голове ношу красу. 8. На льдину влезаю, Клыками устрашаю.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки погреть. Зайку кто—то напугал, Зайка прыг и поскакал.
| Отгадывают загадки, называют по каким отличительным признакам узнали животного.
Выполняют движения, проговаривая слова. | Познавательные: выделение отличительных признаков животных.
Личностные: понимать важность здорового образа жизни.
|
6. Изучение нового материала. Цель: построение нового знания.
Наблюдение | По каким отличительным признакам удалось узнать животных? (Внешний вид, способ передвижения, окраска, что предпочитает есть). — Как много признаков! Как ученые объединили животных в группы? Это помогают сделать существенные признаки. Работа в группах Предлагаю вам стать учеными- зоологами и определить существенные признаки животных, изображения которых у вас на партах. Они все относятся к одной группе. (На партах у каждой группы иллюстрации с изображениями животных и небольшие тексты о них).
Рассмотрите внимательно иллюстрации, прочитайте тексты и определите, что объединяет этих животных.
Договоритесь, в каком порядке будете читать тексты. Проговорите вывод.
Что же удалось открыть нашим ученым-зоологам? Какие признаки повторялись? (На доске появляются карточки с существенными признаками млекопитающих).
Можете предположить, какой признак выбрали бы ученые для названия этой группы животных?
Млеко- молоко — Эту группу животных называют млекопитающими. Почему?
|
Предполагают, высказывают
Работают в группах,наблюдают, делают выводы. Приложения 1,2.
Отчет групп о своих наблюдениях (У всех животных 4 ноги, тело покрыто шерстью, детенышей выкармливают молоком).
Предполагают, делают вывод совместно с учителем.
Вскармливают детенышей молоком. |
Коммуникативные: строить речевое высказывание.
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группе, проявлять доброжелательность к партнерам.
Регулятивные: оценивать результаты решения поставленных задач.
Познавательные: наблюдать, сравнивать, описывать существенные признаки животных, установление причинно-следственнных связей.
|
7. Первичное закрепление. Цель: усвоение нового знания.
Удивимся? Цель: познакомить с интересными сведениями из жизни разных животных.
8. Итог. Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности. | Млекопитающих еще называют по-другому. Как? Узнаете, когда разгадаете кроссворд. («Рабочая тетрадь», с.13, № 3). Что удалось узнать?
Эта группа достаточно многочисленна. Из приложения «Рабочей тетради» добавьте карточки с изображениями млекопитающих. Флипчарт 3. А я бы добавила еще …(тюленя, дельфина, летучую мышь). Вас что-то удивляет?
Что надо узнать об этих животных, чтобы отнести к изучаемой группе?
Млекопитающие отличаются по внешнему виду, размеру, окраске. У них по-разному появляются детеныши. Утконос откладывает яйца, кенгуру донашивает детеныша в сумке. Но все они – млекопитающие.
Где обитают млекопитающие? Приведите примеры.
О каких группах животных мы говорили на прошлых уроках?
Можно ли млекопитающих разделить таким образом? Докажите.
Флипчарт 4. Самое крупное млекопитающее — … (кит).
Самый быстроногий зверь на земле –( гепард). Правда, чемпионом по скорости он является только на коротких дистанциях – до 500м.
У носорога рог на голове представляет собой не костяной вырост, как у других животных, имеющих рога. Его рог состоит из плотно склеенных волосков. Кенгуру – великолепный прыгун, способный одним прыжком перепрыгнуть на 9 – 12 метров. Наряду со страусом изображен на гербе Австралии. След медведя похож… на след человека. Хотите больше узнать о животных? Читайте книги В.Бианки, И.Акимушкина, С.Юнатова, Г.Снегирева.
Выставка книг.
С какой группой животных мы сегодня познакомились? Открывается карточка флипчарт 1 МЛЕКОПИТАЮЩИЕ — Что узнали о млекопитающих? — Что показалось наиболее интересным? — Есть ли у вас вопросы, на которые сегодня мы не ответили? — Почему мы смогли за урок узнать так много? Что помогло? Как оцените свою работу? На следующем уроке мы продолжим разговор о млекопитающих. — Прочтите в энциклопедии о своем любимом млекопитающем и поделитесь своими знаниями на следующем уроке.
| Разгадывают кроссворд.
Млекопитающих еще называют зверями.
Работают с карточками
У этих животных нет четырех ног: у тюленя и дельфина ласты, тело обтекаемое.
Чем питаются?
На суше, в воде, в воздухе.
О диких и домашних.
Доказывают, приводят примеры.
С группой млекопитающие.
Отвечают на вопросы.
Работали в группе, помогали друг другу. «Я понял…», «Я узнал…», «Я работал…»
|
Познавательные: логические умения, осуществлять поиск информации в рабочей тетради.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные: построение логических цепочек рассуждений, доказательство.
Регулятивные: оценивать результаты решения поставленных задач.
Коммуникативные: строить речевое высказывание. |
Приложения.
1.Иллюстрации к текстам.
1гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр.
2.Тексты к иллюстрациям для работы в группах.
В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Медвежата питаются молоком матери. | |
Выдра прекрасно плавает и ныряет. Живёт по берегам лесных рек. Детёнышей вскармливает молоком.
|
Заяц живёт в норах. Передвигается вприпрыжку. Детёнышей выкармливает молоком. |
Весной пятнистые олени ослаблены зимовкой. У оленихи появляются оленята. Мать кормит их молоком. На оленят часто нападают лисы, рысь, тигр.
|
Щенки собаки появляются на свет слепыми, беззащитными. Мать кормит их молоком, согревает их своим теплом. |
У белки пушистый хвост и кисточки на ушах. Хвост служит ей рулём и парашютом. Детёнышей мать кормит молоком, согревает, укрывает мягкой подстилкой.
|
Бурундук живёт в лесу. Он хорошо лазает по деревьям. У него на спине чёрные полоски. Детёныши питаются молоком матери. |
Рысь – опасная лесная кошка. Логово она устраивает в сухом месте – в дупле, под корнями упавшего дерева. Детёнышей рысь кормит молоком, согревает теплом своего тела.
|
Куница ловко передвигается и по земле, и по деревьям. Этот лесной хищник выкармливает своих детёнышей молоком. |
Осел – отличный помощник человека. Он перевозит грузы, пашет землю. Ослица – отличная мать. Она кормит детёныша молоком, оберегает его.
|
Лесная кошка очень пуглива. Она не подходит к жилью человека. Охотится на мелких животных. Когда появляется детёныш, мать кормит его молоком. |
Зебра вскармливает детёныша молоком. Малыш узнаёт свою мать по полоскам.
| Крот живёт под землёй. Мощные когти помогают ему рыть землю. А малышей мать кормит молоком. |
У мыши детёныши появляются в тёплое время года. Мать кормит их молоком.
| Овца – домашнее животное. Она даёт человеку шерсть, мясо, молоко. И детёнышей овца кормит молоком.
|
Кабан – дикая свинья. Поросята у кабанов полосатые. Мать кормит малышей молоком. |
Хомяки живут в степи. Они – грызуны. Но малышей мать кормит молоком.
|
Осел – отличный помощник человека. Он перевозит грузы, пашет землю. Ослица – отличная мать. Она кормит детёныша молоком, оберегает его.
|
У белки пушистый хвост и кисточки на ушах. Хвост служит ей рулём и парашютом. Детёнышей мать кормит молоком, согревает, укрывает мягкой подстилкой.
|
Щенки собаки появляются на свет слепыми, беззащитными. Мать кормит их молоком, согревает их своим теплом.
|
|