Тема: Что такое природное сообщество.
Цель: — сформировать у учащихся общее представление о природном сообществе, — дать представление о луге как природном сообществе; — познакомить с растениями луга, показать их приспособленность к условиям жизни.
1. Орг момент.
2. Проверка д/з 1) — Пересказ.
2) — Почва имеет сложный состав: в ней содержатся песок, глина, вода, воздух, минеральные вещества и большое количество перегнивших остатков (перегноя). Перегной — главная основная часть почвы, от наличия перегноя зависит её плодородие. Плодородие — основное отличие почвы о горных пород: на тв. горных породах, н-р, граните, мраморе, растения жить не могут. В связи с разнообразием природных условий, образование почвы в разных районах нашей Родины происходит по-разному.
3) — Ответьте на вопросы учебника с. 52:
(Какие бывают почвы?)
№ 2 — чернозёмные, подзолистые, серые лесные почвы, торфяно-болотные, засоленные (соланчики)
(Как вода передвигается в почве?)
№ 6 (а) — Вода может передвигается не только вниз и в сторону — но и снизу вверх по мельчайшим промежуткам между частицами почвы- капиллярам.
(Как разные почвы удерживают воду?)
№ 6 (б) — Песчаная почва хорошо пропускает воду, глинистая удерживает
(На какой почве растения будут лучше расти без полива в засушливое лето, а на какой в дождливое)
№ 7 — В засушливое лето растения лучше будут расти на глинистой почве, в дождливое — на песчаной
№ 9 — Почва содержит всё необходимое для жизни растений. Растения служат пищей для многих животных, а в результате гниения остатков растений и животных в почве образуется перегной, от которого зависит её плодородие.
3. Объяснение нового материала
1) — Итак, мы сказали, что живая и неживая природа связаны между собой. Приведите примеры взаимосвязей в живой природе.
— Организмы в природе живут не поодиночке, а группами, часто образуя большие скопления. Однако вместе могут жить не любые организмы, а только те, которые нуждаются в сходных условиях (освещенность, влажность, состав почвы). Организмы, живущие вместе, связаны между собой, влияют друг на друга и на окр. среду. Такие группы организмов называют природными сообществами.
— Тема нашего урока природное сообщество
2) — Найдите определение природного сообщества на на 53 стр. учебника
3) — Рассмотрите рисунок, на с.53 расскажите о связях, кот. сущ. в ПС между раст. и животными.
4) — Откр. РТ выполните № 44 стр.22
5) — Начальным звеном в любом ПС являются растения: растениями питаются растительноядные, а ими, в свою очередь — плотоядные (хищные). В результате в сообществе возникают пищевые цепи, или цепи питания.
— Посмотрите на рис. с.54
2
— Мы видим, что цепь питания — это ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему. ФИЗМИНУТКА
Правила составления ЦП:
1. Цепь питания начинается с раст., а заканч. хищниками.
2. В ЦП — от 3 до 5 звеньев
3. Стрелки в ЦП ставятся в направлении от пищи к тому, кто её поедает.
6) — с.54 прочитаем два посл. абзаца
4. Закрепление изученного
— Отв. на вопросы с.54 № 1, 2, 3, 4
4вопр. — осина—заяц—волк
трава—мышь--лисица
осока—комар—лягушка—уж— орёл
— Сколько в ЦП может быть звеньев?
5. Дз. с. 53-56 пересказ, отв. на вопр.
РТ с. 22