МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1»

Г.ЖИЗДРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

1 КЛАСС

УМК «Перспективная начальная школа»

подготовила Зубарева Татьяна Ивановна

учитель начальных классов

Урок. Окружающий мир. 1класс.

Тема: Зеленая аптека.

Задачи урока: познакомить учащихся с лекарственными растениями; рассказать о целебной силе растений; обучить правилам сбора целебных трав; воспитывать бережное отношение к зеленым растениям; продолжить формирование навыков чтения на материале урока; закрепить умение работы в парах.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Долгожданный звонок-

Начинается урок.

  1. Проверка знаний по теме «Зима».

Какую большую тему по предмету «Окружающий мир мы с вами прошли на предыдущих уроках?

Сегодня посмотрим, как вы запомнили то, что мы говорили о зиме. Отгадайте кроссворд. В помощь вам я повесила картинки-отгадки на сенсорный крест.

1.Из куста шипуля, за ноги кусуля.

Лежит веревка, шипит плутовка.

Брать ее опасно-

Укусит. Ясно? (Змея)

2.Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего что плод мой мелок. (Дуб)

Как можно узнать дуб зимой среди других деревьев? (По корявым веткам)

3.Что за стол среди берез.

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

Зачем люди делают кормушки? (Чтобы птицы не умерли с голода)

4.Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь.

-Как зовут тебя? (Снегирь)

Какие птицы остаются у нас на зиму? (Вороны, сороки, синицы, воробьи)

5.Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

Что происходит с водой в водоемах зимой? (Замерзает0

6.Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Какие еще знаете зимние месяцы? (Январь, декабрь)

7. Два коня у меня, Два коня,

По воде они возят меня,

А вода тверда,

Словно каменная.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки)

Какие еще зимние развлечения и забавы вы знаете? (Лыжи, санки)

8.Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

Две сестрички, две плетенки,

Из овечьей шерсти тонкой,

Как гулять – так надевать

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Как мы стали одеваться с приходом зимы? (Тепло)

3.Сообщение темы урока.

Какое слово получилось в выделенных клетках? (Здоровье)

-Что такое здоровье? (Когда люди не болеют)

— Что надо делать людям, чтобы быть здоровыми и сохранить свое здоровье? (Заниматься спортом, соблюдать правила гигиены)

-Ну а если все-таки заболели, что тогда делаем, чем лечимся? (Идем в больницу, пьем лекарства)

-Сегодня тема нашего урока «Зеленая аптека», на нем мы узнаем о лекарственных растениях, об их целебной силе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Откройте учебник на стр.60-61 рассмотрите изображенные там растения. Прочитайте их названия

-Какие из этих растений вам знакомы? Где вы их видели? (Зверобой, подорожник, чабрец, крапива. В поле, огороде)

4.Работа по теме.

У вас на партах стоят тарелочки с лекарственными растениями нашего края. Внимательно изучите их по размеру, запаху, цвету, по форме листьев. И попробуйте правильно назвать каждое растение.

-Это задание будем выполнять в парах. Перед тем как начать работу, вспомните правило работы в паре.

-Если какое-нибудь растение вам покажется незнакомым – не расстраивайтесь. Мы обязательно узнаем сегодня на уроке, что это за растение.

— Какие же знакомые растения узнали? А остались незнакомцы? (Зверобой, мята, липа, шиповник, чабрец, тысячелистник, подорожник)

— Об этих и других лекарственных растениях мы узнаем с вами из слайдов. Если встретите там своего незнакомца, то запомните его.

Просмотр слайдов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Отсюда и пошло название растения. Еще в старину знали, то она останавливает кровь и заживляет раны.

Если надломить стебель чистотела, то на месте излома покажется оранжевое молочко -ядовитый сок. Но в народе заметили, что сок растения обладает лечебными свойствами(очищает кожу). В Самаре есть специальная клиника, где с помощью лекарства, изготовленного из чистотела. Помогают людям, которые страдают кожными заболеваниями.

Липа получила свое название из-за липкого лыка. ЛЫКО, внутренняя (лубяная) часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы. Из лыка плетут корзины и другие изделия, раньше — лапти. Жаропонижающим свойством обладают цветки липы.

У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из многих небольших листиков – пушинок. Чай из него повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь, заживляют раны. За это тысячелистник назвали «солдатской травой».

А вот у зверобоя название хотя и грозное, но не верное. Животных он не убивает, а лишь вызывает у них зуд. Но на вредных микробов он действует губительно.

Из него делают лекарство от самых разных болезней, в том числе и от ожогов.

Подорожник — дикорастущее растение Смесь свежего сока применяется при заболеваниях желудка и кишечника.

— Я вам рассказала о происхождении названий не всех растений. Откройте листочки, которые лежат у вас на партах и попробуйте сами догадаться, почему так называются растения с соседом по парте.

Подорожник (растёт по дороге). Чистотел (делает тело чистым).

5.Закрепление изученного.

Откройте учебник и рассмотрите на левой стороне учебника рисунки. Подумайте и обсудите в парах, какие из лекарственных растений надо использовать пострадавшему в каждом из случаев.

Ранку на пальце заживляют тысячелистник, подорожник, крапива, кошачья лапка.

При простуде помогают цветы липы, календулы.

К месту укуса насекомого можно приложить лист подорожника, ломтик огурца, а к месту ушиба или ожога размятые листья зверобоя.

Во всех случаях лекарственные травы тщательно промываются.

Знакомство с правилами сбора лекарственных растений

Дети рассматривают в учебнике рисунки с правой стороны и составляют правила сбора целебных трав.

Затем дети читают в учебнике советы по сбору лекарственных трав, которые дают Маша и Миша.

Дополнение к сказанному детьми. (Показ слайда)

6.Итог урока.

С чем мы с вами познакомились сегодня на уроке? (С лекарственными растениями)

Что каждый из вас узнал нового о лекарственных растениях? (Какую они приносят пользу)

Литература:

  1. Круглов Ю. Г «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, 1990г.

  2. Менькова Е.В. «Наш мир» Волгоград «Корифей» 2009г.

  3. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» Москва 2006г. «Просвещение»

  4. Резникова А.С. «Лекарственные растения» Тула «Приокское книжное издательство»1990г.

  5. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками» Волгоград «Учитель»2007г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here