Тема: Глобус- модель Земли

Задачи  урока:

  • Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.

  • Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.

  • Минимум: учащиеся должны знать, что глобус является моделью Земли, уметь объяснять раскраску глобуса, знать, что такое экватор, полюсы, полушария и уметь их показывать. Понимать, что это воображаемые линии.

  • Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, к Земле и ее богатствам, любознательность.

Ход урока

  1. Орг.момент

-каким бы вы хотели видеть урок?

  1. Проверка д/з:

1.Практическая работа

Положите перед собой половинку апельсина

-нарисуйте в тетради все тени, которые может отбрасывать половинка апельсина. Запишите вывод. Оцените свою работу по правильности.

Вывод: Земля имеет форму шара ( отбрасывает круглые тени)

2. Расскажите легенды, предания о форме Земли.

какой можно сделать вывод, о форме Земли?

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового:

отгадаете загадку

Шар не велик,
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажет целый свет. (Глобус)

что такое глобус? (модель Земли)

Тема урока: Глобус- модель Земли

— Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение — модель. Глобус — это модель Земли. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии. И создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

Посмотрите на глобус

— Похож ли глобус на Землю?

— Какие вопросы у вас возникают?

Вопрос урока: О чём может рассказать глобус?

  1. Физ.минутка

  2. Открытие нового:

Работа в группах

1 группа— Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

— Кто знает их названия?

— Можно ли, будучи на Северном полюсе, потрогать ось вращения Земли?

— Догадайтесь, как найти Южный полюс Земли на глобусе?

Подготовьте ответ.

Ключевые слова: глобус вращается вокруг оси, на глобусе два полюса.

— На какие части делит экватор глобус? Ключевые слова: экватор, полушария

2 группа— Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой.

— Наклейте другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь вращения?

— Наклейте метку так, чтобы ее путь был самым большим.

— Наклейте другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

Если вы выполнили задание правильно, то все эти метки окажутся на одной линии. Найдите на глобусе название этой линии.

Подготовьте ответ.

3 группа— На глобусе есть линии. Есть ли они на Земле?

— Какие же это линии?

— Как они называются и что обозначают?

— Одни из них соединяют Северный и Южный полюсы.

— А как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

— Найдите в учебнике их название на с. 42-44.

Подготовьте ответ. Ключевые слова: параллели, меридианы.

4 группа— Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет.

— А теперь попробуйте объяснить, почему на глобусе есть синий цвет и голубой? Есть бледно-коричневый и темно-коричневый? Есть даже белый. Какая поверхность Земли может быть белого цвета?

— Подготовьте ответ.

VI. Открытие нового: Отчёт групп

Стихотворение Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус — шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим — не солги,
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус — шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»

— Ребята, почему глобус просит беречь Землю?

Наша планета Земля — неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.

VII. Итог урока:

что нового для себя узнали?

-что предстоит вам узнать? Это и будет ваше домашнее задание

-рефлексия

«Сегодня на уроке я ….»

«Мне пригодится….»

«Мне было интересно…..»

-самооценка (красный, жёлтый, зелёный)

— А теперь я бы хотела увидеть самооценку каждого

-если урок понравился, я справился со всеми заданиями. Я доволен собой., то поднимите зелёный карандаш

-если настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился, то поднимите жёлтый карандаш

-если задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь, то поднимите красный карандаш

Задания для групп

1 группа-

— Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

— Кто знает их названия?

— Можно ли, будучи на Северном полюсе, потрогать ось вращения Земли?

— Догадайтесь, как найти Южный полюс Земли на глобусе?

— На какие части делит экватор глобус?

Ключевые слова: глобус вращается вокруг оси, на глобусе два полюса.

Ключевые слова: экватор, полушария

Подготовьте ответ.

2 группа

— Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой.

— Наклейте другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь вращения?

— Наклейте метку так, чтобы ее путь был самым большим.

— Наклейте другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

Если вы выполнили задание правильно, то все эти метки окажутся на одной линии. Найдите на глобусе название этой линии.

Подготовьте ответ.

3 группа

— На глобусе есть линии. Есть ли они на Земле?

— Какие же это линии?

— Как они называются и что обозначают?

— Одни из них соединяют Северный и Южный полюсы.

— А как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

— Найдите в учебнике их название на с. 42-44.

Ключевые слова: параллели, меридианы.

Подготовьте ответ.

4 группа

Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет.

— А теперь попробуйте объяснить, почему на глобусе есть синий цвет и голубой? Есть бледно-коричневый и темно-коричневый? Есть даже белый. Какая поверхность Земли может быть белого цвета?

Подготовьте ответ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here