Методическая разработка урока окружающего мира (2 класс)
УМК `Перспективная начальная школа».
Акимова Ирина Павловна
МАОУ СОШ №40 г. Томск
учитель начальных классов
Тема: Грибы. Можно ли вырастить плесень на кусочке хлеба?
Класс: 2
Цель: познакомить с новой категорией грибов — плесневые (мукор).
Задачи:
1. На примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах;
2. Доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы;
3. Расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.
4. Формировать исследовательские навыки;
Ожидаемый результат:
-
Понимание обучающимися определения – гриб;
-
Усвоение основных свойств отличий шляпочного гриба и плесневого;
-
Умение грамотно строить свои высказывания.
Оборудование: микроскопы, большие лупы, ТСО, запись «Звуки леса», плакаты солнышка (грустное и весёлое), учебник «Окружающий мир», презентация.
Выставка «Грибная полянка»: аппликации шляпочных грибов из бумажных салфеток.
Ход урока:
Цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | |
I Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | — Долгожданный дан звонок, Начинается урок. — Но сегодня мы проведём необычный урок. На фоне песни Улыбка говорит учитель. — Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Улыбка может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, разогнать серые тучки, поднять настроение. Только это настроение понадобится для работы. Пусть у вас на уроке будет такая же очаровательная улыбка, как у этого СОЛНЫШКА. (слайд 1) | Дети улыбаются, настраиваются на работу. |
II. Актуализация опорных знаний.
| Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | На фоне мелодии «Леса» говорит учитель: — Посмотрите на экран. Представьте, что вы оказались в этом замечательном уголке природы. — Какой это уголок?
(слайд 2) |
Это ЛЕС.
— Животных, насекомых, растения, цветы, грибы.
— Шляпочные грибы относятся к живой природе. Грибы дышат, питаются, растут и размножаются спорами. Тело гриба спрятано в земле: на поверхности выступает только плодовое тело гриба, в котором созревают споры. Среди грибов есть съедобные и несъедобные |
|
| Игра «Съедобные и несъедобные». — Разделить на ИД грибы на две группы (съедобные и несъедобные). (слайд 3) | Два ученика выполняют задание у ИД. |
|
| А каково строение гриба? Давайте вспомним. (на ИД собрать гриб из частей).
(слайд 4) | — Гриб состоит из грибницы, ножки, шляпки.
— Это отдельное царство природы). |
III Открытие нового знания. |
| — А кто может сказать, чем питаются грибы?
(слайд 5)
— Правильно. Главное отличие растений от грибов способ питания. (слайд 6) | — Грибы могут расти на пне, на стволе дерева, на почве, в листьях растений. Грибница шляпочного гриба срослась с корнями дерева. Грибы питаются с помощью деревьев. |
IV. Работа по учебнику |
| — Прочитайте в учебнике текст на стр.110 — 111 до вопроса.
(слайд 7)
| — Тонкие нити грибницы добывают пищу из находящихся в почве остатков погибших растений и животных |
|
| — Некоторые грибы растут на стволах деревьев, эти грибы не помогают деревьям, а сами едят деревья и разрушают их кору. — Какие это грибы?
— Любой гриб добывает себе питание не так, как добывает его зелёное растение, поэтому выделяют грибы в отдельное царство. (слайд 8) |
— Грибы трутовики. |
V.Физми нутка. | Формирование двигательной активности обучающихся, здоровьесбережение. | — Игр немало есть на свете, поиграть хотите, дети!
| Дети выполняют движения «Хлопай-топай» под музыку. |
VI. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. |
| — Посмотрите и скажите, что у меня в руках? — Причем здесь хлеб, когда речь идет о грибах?
(слайд 9)
— А можно ли вырастить плесень на кусочке хлеба? — Дома вы тоже проделали такую работу. — Как появилась плесень на ваших кусочках хлеба? (слайд 10) | — Хлеб плохой,
— Что такое плесень, или доказать, что плесень тоже грибы плесень. |
VII. «Открытие нового знания». | Решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения. | Обучающиеся класса делятся на группы: 1 Группа — Исследуют плесень через лупы;
— Исследуйте в своей команде с помощью лупы и микроскопа эту загадку. Рассмотрите внимательно, что находится на тарелке. — Итак, что вы увидели? (слайд 11) | Дети исследуют с помощью микроскопа и лупы кусочки хлеба с плесенью, принесённые из дома0.
Каждый рассказывает своему соседу, что он увидел |
|
| Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба это тоже грибы. — Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? — А с помощью чего эти грибы появились у меня в блюдце? Учебник с. 112 -Прочитайте. (слайд 12) — А откуда взялись эти споры? — Что ещё вы увидели через лупу?
— На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздуха разнесли эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в невымытой кастрюле. |
— Нет. У неё нет шляпки
Дети читают вывод в учебнике.
— Чёрные точки, это споры
|
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Соотнесение области знания и незнания.
| — А встречали вы такие же грибы дома? — Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах. Учебник с.112 (прочитайте).
(слайд 13) | — Да, в банке с вареньем, на трубе и т.д
Дети читают вывод в учебнике.
|
IX. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
| Поиграем в игру Да или нет
— Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? — МОЛОДЦЫ! |
— Да
-Да
— Нет
— Да
Нет
-Да.
-Да.
— Нет. |
X. Рефлексия деятельности |
| — Какую ставили учебную задачу? (слайд 14) | — Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы — это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут |
XI .Итог занятия. |
| — Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха. Возьмите картинку с изображением СОЛНЫШКА по своему настроению и покажите. (слайд 15) | Дети показывают в своей команде своё настроение (картинка солнышка – грустное или весёлое). |
|
| -Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем за урок спасибо. |
|