Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

» Средняя общеобразовательная школа № 33″

Урок окружающего мира в 3 классе

(УМК «Перспективная начальная школа»)

учитель начальных классов

Горелова Ирина Аристарховна

Кемерово

2014г.

Урок окружающий мир

3 класс

Тема: Климат Кемеровской области

Задачи урока:

  • Продолжить формирование умения оперировать географическими понятиями; умения работать с географической картой.

  • Развивать пространственное мышление, внимание, наблюдательность.

  • Развивать любознательность, стремление к новым открытиям.

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение прийти на помощь.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, книга Л. Николаевой «Романовские странички»

Ход урока

1.Организационный момент. Создание хорошего рабочего настроения (саморефлексия).

-Много интересных мест на карте. И сегодня я бы хотела вас пригласить в удивительное место. Надеюсь, вы его любите так же как я. У каждого человека есть особенно дорогое, близкое и милое сердцу, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край.

— Как называется наш родной край?

(Свободные высказывания учащихся)

-Молодцы! Кузбасс, так предложил назвать его выдающийся русский ученый Петр Александрович Чихачев в 1842 году в честь первого города нашего края – Кузнецка.

2.Работа по климатической карте мира.

-Надеюсь, после сегодняшнего путешествия по малой родине вы сделаете много открытий.

-По климатической карте мира определите, в каком тепловом поясе расположена Кемеровская область, (в умеренном поясе северного полушария)

-Как вы думаете, ребята, то где расположена наша область, влияет на формирование климата?

(Высказывания детей)

-Да, ребята, на формирование климата оказывают влияние многие факторы, главным из них является наклон – угол падения солнечных лучей на земную поверхность, что зависит от географической широты местности, то есть удаленности от экватора.

(Обращение к карте)

-Что же позволило выявить характерные особенности климата нашей местности?

(Высказывания детей)

-В настоящее время такие наблюдения проводятся на научной основе с использованием достижений научно-технического прогресса.

-Как вы думаете, что это?

(Высказывания детей)

-В Кемеровской области метеорологические станции были созданы сравнительно давно: в Новокузнецке в 1894 году, а в Кемерово в 1933 году.

3.Самостоятельная работа. (карточка)

-Соедините стрелками показатели погоды и показатели климата.

показатели погоды

температура воздуха

направление ветра

годовое количество осадков

показатели климата

среднегодовая температура воздуха

атмосферные осадки

преобладающее направление ветров

4.Проверка (в парах)

-Какие же важнейшие показатели климата вы выделите?

(Солнечное тепло и влага, которую приносит или не приносит ветер)

5.Групповая работа.

-Вы заранее выбрали группу, в которой вы хотели работать и получили задание на дом. Совместно с родителями обсуждали, какая погода характерна для зимы, весны, осени, лета нашего родного края.

-Займите свои места.

(Каждая группа садится за свой стол)

СОЕЬН

ЕВСАН

ОЛТЕ

ИМЗА

-Вы знаете, правила работы в группах, поэтому определите, кто от вашей группы будет отчитываться по итогам работы.

(Примерные, обобщенные ответы детей)

Зима

Зима в Кемеровской области-самое продолжительное время года. Она длится почти 5 месяцев, с низкими температурами воздуха(в Кемерово и поселке Крапивинский -57), частыми снегопадами, но одновременно могут быть и оттепели.

Весна

Весна в Кемеровской области наступает в конце марта – начале апреля. Погода весной непостоянная и очень изменчивая. Были годы, когда в апреле температура воздуха опускалась до -30, а в другие поднималась до +26. В горных районах во время снеготаяния наблюдаются сходы снежных лавин.

Лето

Лето короткое, но тёплое. Температура может достигать +38. Наибольшая часть осадков приходится на вторую половину лета.

Осень

Осень приходит в сентябре с началом листопада и ночными заморозками. Увеличиваются осадки. Устойчивый снежный покров устанавливается в конце октября, появляются плавучие льды, начинается шугоход.

-Выслушав интересные сообщения ребят, и проанализировав особенности климата Кемеровской области, какие выводы мы сделаем? (ответы ребят)

Появляется запись на доске

  • Климат области резко континентальный: зима холодная и продолжительная, лето короткое, но теплое;

  • Большая часть осадков выпадает в теплое время года;

  • Преобладают холодные ветра.

— Наблюдая за природой родного края можно сделать много удивительных открытий.

У писательницы – наше землячки Любови Николаевой в рассказе «Романовские странички» есть такие строчки: «Ровно час мы ехали от Романова до районного центра Ижморского (показ на карте Кемеровской области).

И мы увидели в это время скопление туч, ливень, солнце, две радуги, сумерки, месяц, звезду и созвездие. Нам выпало редкое счастье»

-О каком типе климата Кемеровской области говорят эти строки? (Резко континентальный, поэтому изменения погоды происходит резко не только по временам года, но даже и в течение суток)

6. Итог урока

-Вот и закончилось наше путешествие по родному краю.

-Какие «открытия» сегодня вы унесете с урока?

Литература

Баранник Л.П. Природа-наш дом. – Кемеровское кн.изд-во, 1984.

Кареев Н.Ф. 12 месяцев в году: Этюды о природе родного края. — Кемеровское кн.изд-во, 1986.

Николаевой Л.М. Романовские странички- Кемеровское кн.изд-во, 1996.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here