Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
» Средняя общеобразовательная школа № 33″
Урок окружающего мира в 3 классе
(УМК «Перспективная начальная школа»)
учитель начальных классов
Горелова Ирина Аристарховна
Кемерово
2014г.
Урок окружающий мир
3 класс
Тема: Климат Кемеровской области
Задачи урока:
-
Продолжить формирование умения оперировать географическими понятиями; умения работать с географической картой.
-
Развивать пространственное мышление, внимание, наблюдательность.
-
Развивать любознательность, стремление к новым открытиям.
-
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение прийти на помощь.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, книга Л. Николаевой «Романовские странички»
Ход урока
1.Организационный момент. Создание хорошего рабочего настроения (саморефлексия).
-Много интересных мест на карте. И сегодня я бы хотела вас пригласить в удивительное место. Надеюсь, вы его любите так же как я. У каждого человека есть особенно дорогое, близкое и милое сердцу, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край.
— Как называется наш родной край?
(Свободные высказывания учащихся)
-Молодцы! Кузбасс, так предложил назвать его выдающийся русский ученый Петр Александрович Чихачев в 1842 году в честь первого города нашего края – Кузнецка.
2.Работа по климатической карте мира.
-Надеюсь, после сегодняшнего путешествия по малой родине вы сделаете много открытий.
-По климатической карте мира определите, в каком тепловом поясе расположена Кемеровская область, (в умеренном поясе северного полушария)
-Как вы думаете, ребята, то где расположена наша область, влияет на формирование климата?
(Высказывания детей)
-Да, ребята, на формирование климата оказывают влияние многие факторы, главным из них является наклон – угол падения солнечных лучей на земную поверхность, что зависит от географической широты местности, то есть удаленности от экватора.
(Обращение к карте)
-Что же позволило выявить характерные особенности климата нашей местности?
(Высказывания детей)
-В настоящее время такие наблюдения проводятся на научной основе с использованием достижений научно-технического прогресса.
-Как вы думаете, что это?
(Высказывания детей)
-В Кемеровской области метеорологические станции были созданы сравнительно давно: в Новокузнецке в 1894 году, а в Кемерово в 1933 году.
3.Самостоятельная работа. (карточка)
-Соедините стрелками показатели погоды и показатели климата.
температура воздуха | |
направление ветра | |
годовое количество осадков | |
показатели климата | среднегодовая температура воздуха |
атмосферные осадки | |
преобладающее направление ветров
|
4.Проверка (в парах)
-Какие же важнейшие показатели климата вы выделите?
(Солнечное тепло и влага, которую приносит или не приносит ветер)
5.Групповая работа.
-Вы заранее выбрали группу, в которой вы хотели работать и получили задание на дом. Совместно с родителями обсуждали, какая погода характерна для зимы, весны, осени, лета нашего родного края.
-Займите свои места.
(Каждая группа садится за свой стол)
ЕВСАН | ОЛТЕ | ИМЗА |
-Вы знаете, правила работы в группах, поэтому определите, кто от вашей группы будет отчитываться по итогам работы.
(Примерные, обобщенные ответы детей)
Зима
Зима в Кемеровской области-самое продолжительное время года. Она длится почти 5 месяцев, с низкими температурами воздуха(в Кемерово и поселке Крапивинский -57), частыми снегопадами, но одновременно могут быть и оттепели.
Весна
Весна в Кемеровской области наступает в конце марта – начале апреля. Погода весной непостоянная и очень изменчивая. Были годы, когда в апреле температура воздуха опускалась до -30, а в другие поднималась до +26. В горных районах во время снеготаяния наблюдаются сходы снежных лавин.
Лето
Лето короткое, но тёплое. Температура может достигать +38. Наибольшая часть осадков приходится на вторую половину лета.
Осень
Осень приходит в сентябре с началом листопада и ночными заморозками. Увеличиваются осадки. Устойчивый снежный покров устанавливается в конце октября, появляются плавучие льды, начинается шугоход.
-Выслушав интересные сообщения ребят, и проанализировав особенности климата Кемеровской области, какие выводы мы сделаем? (ответы ребят)
Появляется запись на доске
-
Климат области резко континентальный: зима холодная и продолжительная, лето короткое, но теплое;
-
Большая часть осадков выпадает в теплое время года;
-
Преобладают холодные ветра.
— Наблюдая за природой родного края можно сделать много удивительных открытий.
У писательницы – наше землячки Любови Николаевой в рассказе «Романовские странички» есть такие строчки: «Ровно час мы ехали от Романова до районного центра Ижморского (показ на карте Кемеровской области).
И мы увидели в это время скопление туч, ливень, солнце, две радуги, сумерки, месяц, звезду и созвездие. Нам выпало редкое счастье»
-О каком типе климата Кемеровской области говорят эти строки? (Резко континентальный, поэтому изменения погоды происходит резко не только по временам года, но даже и в течение суток)
6. Итог урока
-Вот и закончилось наше путешествие по родному краю.
-Какие «открытия» сегодня вы унесете с урока?
Литература
Баранник Л.П. Природа-наш дом. – Кемеровское кн.изд-во, 1984.
Кареев Н.Ф. 12 месяцев в году: Этюды о природе родного края. — Кемеровское кн.изд-во, 1986.
Николаевой Л.М. Романовские странички- Кемеровское кн.изд-во, 1996.