Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе «Кто такие птицы»
Примак Тамара Михайловна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Тема: Кто такие птицы?
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, учить определять принадлежность животного к своей группе.
Задачи:
1) обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;
2) создать условия для развития у школьников умения работать в парах;
3) содействовать развитию у детей умений общаться;
4) воспитывать чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты учащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями ( это отличительный признак птиц) научиться определять птиц, описывать их.
Учебные материалы : иллюстрации с изображением птиц, различные перья птиц, презентация (слайды с фотографиями птиц, с изображением различных клювов, ног и т.д.)
Ход урока
I Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Создание благоприятной психологической обстановки)
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
II Актуализация знаний.
-
Посмотрите на рисунки
хвост плавники жабры боковая линия плавательный пузырь
— Каким животным необходимы перечисленные органы?
2.Выберите правильно ответы:
Благодаря чему рыбы плавают? (хвост, плавники)
Какой орган помогает чувствовать малейшие колебания? (боковая линия)
С помощью чего получает кислород? (жабры)
Что помогает нырять, всплывать? (плавательный пузырь)
Назовите главное отличие рыб от других животных? (чешуя)
2. Проверка самостоятельной работы дома. Выставка рисунков — рыбы.
-На какие 2 группы мы делим рыб? (Речные, морские)
Морские рыбы | |
|
|
|
|
|
|
|
|
(Дети проговаривают название рыб на рисунке, определяют в нужную группу. По желанию добавляют 2-3 предложения: сведения о данной рыбе.)
III Определение темы урока.
— Назовите 2 группы животных, с кем мы уже познакомились. (Насекомые и рыбы)
-Чем они отличаются от других животных? (6 ног, чешуя)
— Послушайте видеозапись ( пение птиц, голоса насекомых)
-Угадайте по голосам животных.
-О ком вы сможете дать более полные ответы. Почему?
-С какой группой животных познакомимся сегодня?
— Кто сможет сформулировать тему урока?
— Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». (Слайд 1.)
-Чему будем учиться?
-Какие задачи поставим перед собой? ( Составление плана на доске)
Задачи : выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных, познакомиться с многообразием птиц,
— А как отличить птиц от других животных? (Умеют летать)
Верно ли это?
Я предлагаю послушать рассказ Муравья Вопросика
Слайд 2
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“.
— А вы как думаете, ребята?»
4. Открытие новых знаний.
1)Действительно ли все они — птицы? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое.)
— Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
— Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А птица курица летает как раз очень плохо
Страус и пингвин- птицы. Но они не умеют летать.
Умение летать – это отличительный признак птицы? (нет)
-Будем наблюдать дальше.
2)Рассмотрим строение птицы:
Форма тела — помогает летать;
Клюв (нос и рот) -щипать, хватать, копать, долбить, плести гнёзда, чистить перья, кормить птенцов;
(Насекомоядные птицы имеют клюв тонкий и острый, зерноядные — толстый и тупой).
Ноги — ходить хватать, защищаться, нападать, держаться.
Крылья — подниматься в воздух.
Хвост — управлять полётом.
3) —Откройте учебник на с. 36. В паре с соседом рассмотрите ещё раз строение птицы.
— Дети изучают его на примере голубя по рисунку в учебнике, работая в парах.
_-Чем же птица отличается от других животных. (Имеет перья)
-Найдите на стр. 37 птиц. Назовём их.
–Чем они все похожи? (У птиц тело покрыто перьями)
Перья-спасают от ушибов, холода, жары, маскируют от врагов. Всё тело птицы покрыто перьями.
Обращается внимание на то, что у всех птиц есть перья.
«Тело летучей мыши покрыто шерстью, а крылья у нее перепончатые. Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит, они не птицы. Из всех животных, изображенных на рисунке, только курица — птица.
Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.)
— Не случайно птиц часто называют „пернатые“».
Чтение вывода по учебнику.
IV Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.
V. Практическая работа.
— Итак, мы узнали о птицах очень много.
— Посмотрите на Мудрую Черепаху, она украшена перьями. А чьи это перья?
Распустила хвост жар – птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес ………(павлин)
1)Рассмотреть перья.
-Необходимо исследовать перья.
-Что мы заметили?
Перья пуховые, мягкие — охранять тепло.
Перья жёсткие, упругие — маховые, полётные
По форме – одинаковые, у всех перьев стержень, бороздка.
По размеру — большие, маленькие.
По цвету — разные.
Яркое оперение помогает скрыться от врагов.
2) Самостоятельная работа. Зарисовать перья птиц. Рабочая тетрадь.
—Что изобразим на рисунке?
Выводы по итогам самостоятельной работы.
VI. Сообщения о птицах подготовленными детьми.
—Знания , полученные из рассказа детей, расширят наш кругозор.
Галка отличается размерами, она меньше грача и вороны. Крикливая, часто с воронами и грачами. Держится стаями.
Грач. Светлая голая кожа у клюва взрослых грачей. Молодые грачи похожи на чёрную ворону. Полёт легче, чем у вороны.
Ворона. Отличается серой окраской.
Чёрная ворона похожа на молодого грача, но у неё более толстый клюв.
Отгадайте, что за птица прилетела к нам на урок?
1) На дереве сижу, «Кар-кар» кричу. Окраской сероватая Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая – Известная персона. Так кто же я? (ворона)
2) Чернокрылый, красногрудый, И зимой найду приют: Не боюсь никак простуды
С первым снегом – тут как тут! Каждый год я к вам лечу- зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко- красный галстук мой.
-Кто это? (снегирь)
3) Красный берет, чёрный жилет. Все время стучу, деревья долблю,
но их не калечу, а только лечу. ( дятел)
— Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из — под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел — лесной санитар.
5) Я непоседа пёстрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
— Сорока — ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.- Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.
6) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
По дворам шныряю,
Крохи подбираю,
По полям ночую,
Зёрнышки ворую. (воробей)
Плакат «Домашние птицы».
— Почему это птицы? Птицы-животные, тело которых покрыто перьями.
VIII Рефлексия
— Выполнение какого задания вызвало затруднение?
— Ребята, какое задание выполнили без труда?
— Какое задание было самым интересным на уроке?
— Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?
— Урок окончен.
Учебник и учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2013. Ч. 1.
Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Просвещение, 2013.