Тема: Кто такие звери?
Цель: познакомить с отличительным признаком зверей; учить определять принадлежность животного к определенной группе.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
определять принадлежность животного к группе зверей;
знать внешнее строение зверей;
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию.
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к животным.
Оборудование: таблица с изображением зверей; цветные изображения кузнечика, пчелы, карася, жука; цветные фишки; учебник; рабочая тетрадь; атлас-определитель «От земли до солнца».
Обучающие структуры:
КОНЕРС (Обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Направляясь к углам комнаты, ученики осознают, что существует разнообразие точек зрения по данной проблеме. Они понимают точки зрения, отличные от их собственных, и развивают свое собственное мышление.);
ТАЙМД ПЭА ШЭА (Обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени)
Мыслительные приемы: СИ-ФИНК-УАНДЭ
(1.Учитель представляет визуальный раздражитель классу
2.Ученики рассматривают раздражитель и описывают свои наблюдения в деталях
3.Ученики размышляют/приводят толкование того, что они видят, и делятся своими идеями с другими
4.Ученики углубляются в изучение темы, задавая вопросы по своим наблюдениям и интерпретациям этих данных)
Ход урока
1. Актуализация знаний и умений.
-На предыдущих уроках мы узнали много интересного из жизни животных.
-О каком животном вы хотели бы рассказать?
*Чтобы узнать это, мы используем структуру КОНЕРС.
*В углах класса видите 4 листа с названием животного.(кузнечик пчела карась жук)
*Послушайте еще раз вопрос: о каком животном вы хотели бы рассказать?
*Подумайте (5-10 секунд)
*По моей команде встаньте, задвиньте стулья и пройдите каждый в свой угол.
*Найдите в своей группе ближайшего партнера. Дайте «пять» своему партнеру.
*Слушайте следующий вопрос: «Почему вы хотите рассказать именно об этом животном?
*Будем обсуждать, используя структуру ТАЙМД ПЭА ШЭА.
*По моей команде первыми свое обсуждение начнут те, кто пониже ростом.
*Вам дается 30 секунд (таймер включаю)
*А теперь время 2 партнера (таймер на 30 сек)
*Кто хотел бы поделиться своими мыслями или мыслями своего партнера?
(3-4 ученика по желанию)
Вывод: каждое животное играет важную роль в жизни природы и в жизни человека тоже.
*Поблагодарите своего партнера.
*Пройдите на свои места.
2.Мотивация и целеполагание.
-Рассмотрите картину (таблица для уроков окружающего мира «Знаете ли вы животных»)
-Распределите их по группам. (Дети распределяют в три группы: насекомые, птицы, рыбы)
Проблема:— А к какой группе отнесем кабана? (высказывания детей)
Муравьишка-вопросик спрашивает у вас: кто же такие звери?
-Предположите, какой будет тема урока?
-Какие учебные задачи поставим перед собой?
(Узнаем, каких животных называют зверями. Научимся узнавать на рисунках, приводить примеры зверей)
—Вспомните, каких зверей вы знаете? (мозговой штурм)
(Записываю на доске ответы детей. Если пример приведен неверно, все равно записываю. Исправим ошибки в конце урока, когда познакомимся с особенностями зверей.)
3. Работа по теме урока.
1) Работа по учебнику, с. 38, первое задание.
Проблема
-Определите, какое из изображенных животных на рисунке — зверь. Закройте фишками тех животных, которых к зверям вы не отнесете.
(Сначала дети устанавливают, какие из этих животные точно не звери (жук — насекомое, щука — рыба; орёл — птица))
-Значит, на этом рисунке зверем может быть только мышь.
-Муравей Вопросик высказывает сомнение: «Обычно, когда говорят «зверь», представляют себе какое-нибудь крупное животное, например медведя или волка. А мышь, хотя и больше меня, Муравья, но все же такая маленькая. Можно ли ее назвать зверем?»
-Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери. Для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак.
2.Выполним следующее задание учебника (с.38): познакомимся с частями тела жирафа.(Дети по цепочке называют части тела жирафа)
—Чем покрыто тело рыб, птиц? А чем покрыто тело зверей? (Шерстью.)
-Какой же отличительный признак у зверей? (Их тело покрыто шерстью)
-Тельце мыши покрыто шерстью? Можно ли ее считать зверем? (высказывания детей)
— Вот видите, не все звери большие и зубастые!
(Обращаюсь к записи на доске)
-Скажите, кто из ребят ошибся, когда мы в начале урока перечисляли зверей? Докажите, что они неправы.
4.Физминутка
Использую русскую народную игру «Заинька, выходи!»:
Заинька, выходи, Заинька, повернись,
Серенький, выходи! Серенький, повернись!
(Повороты на месте.)
Вот так, этак выходи! Вот так, этак повернись!
Вот так, этак выходи! Вот так, этак повернись!
(Дети выходят из-за парт.)
Заинька, топни ножкой Заинька, руки в боки,
Серенький, топни ножкой Серенький, руки в боки!
Вот так, этак топни ножкой! Вот так, этак руки в боки!
Вот так, этак топни ножкой! Вот так, этак руки в боки!
Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!
Вот так, этак поскачи!
Вот так, этак поскачи!
5.Продолжение работы по теме урока.
1.Работа по фотографии. (Лисица кормит детенышей.)
Мыслительный прием «СИ-ФИНК-УАНДЭ»
Что видите?
Что об этом думаете?
О чем это заставляет задуматься? (высказывания детей)
Вывод: Все звери выкармливают детенышей молоком, поэтому их еще называют «млекопитающие».
2.Знакомство с многообразием зверей. Работа в парах.
-Выполним задание на с.39 учебника с использованием «Странички для самопроверки». Вы должны по очереди называть зверей. Если затруднитесь, обращайтесь к «Страничке для самопроверки».
Коллективное обсуждение результатов работы.
3.Работа в рабочей тетради ( с. 27-28, №3). (Ребята нумеруют зверей по мере увеличения размеров.)
4.Дидактическая игра (№4, рабочая тетрадь)
-Еще летом Муравьишка хотел узнать, кто такие звери, и стал в лесу их искать. А звери решили поиграть в прятки. Здесь спрятались четыре разных зверя. Найдите их и накройте фишками. Кто спрятался в нижнем левом углу рисунка? (Медведь.) Кого мы нашли в верхнем левом углу рисунка? (Белку.) Какой большой зверь спрятался в правой части рисунка? (Лось.) А кого мы нашли в нижнем правом углу рисунка? (Зайца.) (По ходу ответов детей вывешиваю на доске цветные изображения упомянутых зверей. Вывешивая изображения белки и зайца, поясняю, что летом белка одета в рыжую шубку, а заяц – в серую).
-А дома раскрасьте найденных на рисунке зверей.
6. Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке. (Показывают сигналы: зеленый круг – справился со всеми заданиями, красный – были затруднения)
7. Подведение итогов урока.
(На доске 15 изображений разных животных.)
— Нужно разложить карточки на 3 группы: звери, птицы, рыбы.
-Назовите основной признак зверей.
-Почему второе название зверей – млекопитающие?
Рекомендации для занятий дома.
Прочитать вместе со взрослыми информацию на страничках для любознательных в учебнике (с.41-42)