Урок окружающего мира «Лес и его обитатели». 2-й класс по программе «Начальная школа XXI века»
Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания детей о царстве живой природы.
Задачи урока:
Образовательные
-
Раскрыть и объяснить связи между жителями лесного сообщества
-
Организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества;
-
Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу
Развивающие
-
Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы
-
Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся
-
Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения
-
Развивать логическое мышление.
-
Развивать навык работы на компьютере
-
Развивать у детей чувство уверенности в своих возможностях.
Воспитательные
-
Воспитать детей бережному отношению к лесу
-
Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
– Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)
– Учитель:
Много на нашей земле разных чудес:
И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!
Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько же всего услышишь и увидишь!
Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит
Сколько же здесь всяких тайн!
«Лес его обитатели»
Учитель: Быть сегодня сказке, чуду!
Трели, лёгкий щебет птиц :
Пеночек, щеглов, синиц,
Дятла слышен лёгкий стук.
Вдруг раздался гулкий звук,
Он доносится из леса…
Тайны приоткрыть завесу
Нам поможет зимний лес,
Полный сказочных чудес.
– Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!
II. Актуализация знаний
Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.
Физкультминутка для глаз
III. Работа над новым материалом
Переходим к следующему этапу игры. Он называется – лесные цепочки.
Американский учёный сформулировал один из законов экологии .
Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка.
IV. Проектная работа в группах «Лесное сообщество»
Учащиеся в течение 10 минут работаю над составлением экологической цепочки. Далее представитель группы защищает проект, а остальные ребята оценивают.
После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом
V. Физкультминутка
Учитель: Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимаете руки, если деревья и кустарники – поворачиваете головой по сторонам, если грибы – приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!
(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) – МОЛОДЦЫ!
VI. Что дает нам лес?
Учитель: Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов – ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.
(просмотр презентации « ЧТО даёт нам лес?»)
Учитель: Возьми-ка скорей карандаш и тетрадь – тоже сделанные из дерева! – и запиши всё, чем тебя одаривал лес.
VII. Работа в рабочих тетрадях
VIII. Составление правил поведения в лесу
Ситуации.
-
Ребята отдыхали в лесу. Кто-то заметил «ТИХО» , очень даже птицы, не поют. Скучно. Давайте включим музыку.
-
Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который остался у них после отдыха
-
На земле валялась бумага, мятые пакеты. Всё это сожгли на костре.
Учитель:
– Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.
– Так ли это?
– Кто может уничтожить лес?
– Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).
– Какие вы знаете правила?
-
Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
-
Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
-
Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
-
Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
-
Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
VIII. Подведение итогов
Нарисуйте запрещающие знаки ,которые рассказывают о том, как нужно вести себя в лесу.
Выводы:
– Что запомнили?
– Что узнали нового?
– Что было самым интересным?
«Музыка леса»