Урок — исследование 3 класс окружающий мир УМК «Школа России» по теме «Мои пять чувств» составлен и проведен в соавторстве: Смолькова Елена Юрьевна (учитель начальных классов) и Иванова Наталья Валерьевна (учитель физики).

Иванова Наталья Валерьевна согласна на публикацию материала. Ее данные можно указывать при публикации на Вашем портале.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 9 имени В.Т.Степанченко города Ржева Тверской области

Урок — исследование

3 класс окружающий мир УМК «Школа России»

по теме

«Мои пять чувств»

Составили и провели:

Смолькова Елена Юрьевна учитель начальных классов,

Иванова Наталья Валерьевна учитель физики

Ржев 2014 год

Методические рекомендации

Учебно-исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе обучающихся. В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к знаниям превращает их в исследователей. Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции.

Урок — исследование по теме «Мои пять чувств» реализуется в 3 классе начальной школы в рамках курса «Окружающий мир» (раздел «Мы и наше здоровье»).

Особенность этого урока состоит в том, что нужно заблаговременно откорректировать расписание уроков для консультантов (старшеклассников) и данного класса или подготовить консультантов из этого же класса.

Урок-исследование по теме «Мои пять чувств» состоит из 5 этапов.

1этап – организационный.

На этом этапе учитель мотивирует детей на предстоящую работу.

2 этап урока посвящен анализу информации с целью открытия нового знания

На этом этапе учитель настраивает детей на предстоящее исследование, объявляет проблему, над которой предстоит работать учащимся. Выявляются известные и неизвестные знания об объектах наблюдения, полученные на предыдущем уроке, формулируются задачи предстоящего исследования.

3 этап. Планирование самостоятельного исследования учащихся.

Учитель отвечает на вопросы детей, направленные на понимание цели исследования, проводит краткое инструктирование по организации работы.

4 этап. Практическое осуществление исследования

Проводится поэтапное исследование совместно с обучающимися. Эксперименты проходят под руководством учителя физики и старшеклассников. Учитель начальных классов направляет работу в группах-лабораториях. Обсуждаются наблюдаемые явления. Фиксируются наблюдения (письменно). Делаются обобщения, выводы.

5 этап. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке.

Оценка выполненных работ проводится совместно с учащимися по следующим критериям:

  • качество проведённых исследований и наблюдений;

  • полнота и точность полученных результатов;

  • самостоятельность.

Тема урока: «Мои пять чувств».

Тип урока: урок – исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная

  • Групповая (по кафедрам).

Цель: Повторить и закрепить понятие «органы чувств», выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.

Задачи:

формировать и развивать у детей общепознавательные универсальные учебные действия, на основе овладения ими начальными формами исследовательской деятельности;
коммуникативные универсальные учебные действия на основе взаимодействия друг с другом, умения слушать одноклассников, вступать в диалог (работа в группах);
регулятивные универсальные учебные действия (постановка детьми темы и целей урока, прогнозирование, оценка своей деятельности на уроке).

Оборудование: итоговый лист по теме «Мои пять чувств», два карандаша, круглые шарики- 4 шт. (для исследования зрения и слуха), карточка из цветных точек, ксилофон (с разным количеством воды), стетоскоп, пинцет, черный пакет, ложка, апельсин, ключ, мельница, два стакана (холодная и горячая вода), пластиковые стаканчики, контейнеры с ватными шариками пропитанными запахами чеснока, лимона, кофе, контейнеры с корицей, огурцом, апельсином, кофе молотый, сок лимона, рассол (огурец), сироп, салфетка, воздушные шарики, наполненные гелием.

Роли на кафедрах были распределены следующим образом:

  • руководитель кафедры – обучающиеся 11 класса, организатор работы кафедры;

  • старший группы – обучающийся 3 класса, у которого находится маршрутный лист, координатор движения работы группы по кафедрам;

  • научные сотрудники – обучающиеся 3 «Б» класса, которые работают на каждой кафедре с определенной целью.

Работа на кафедрах, согласно регламенту (5 минут).

Сценарий урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организаци

онный момент

(учитель начальных классов)

Прозвенел для нас звонок,

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нем узнать.

Мы о нашем организме

Будем знания получать.

Читает стихотворение

Желает учащимся удачи на уроке.

2. Актуализа

ция знаний

(учитель начальных классов)

— А наш урок мы начнём со стихотворения.

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик — запах различать, 
Руки — чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

— О чём говорится в этом стихотворении? (органы чувств)

— Человек видит предметы, различает цвета, получает сведения об окружающем виде с помощью … (глаза). Глаз – орган …. (зрения).

-Слышит звуки, речь человека …. (ухо). Уши – орган …. (слуха).

— Способность человека чувствовать запахи … (нос). Нос – орган …. (обоняния).

— Различает вкус пищи ….. (язык). Язык – орган …. (вкуса).

— Помогает человеку рассказать, что его окружает … (кожа). Кожа – орган … (осязания).

— Сегодня мы продолжаем свою работу над своим паспортом. Этот этап работы пройдет в лаборатории «Пять чувств».

— В любой лаборатории есть кафедры —объединение специалистов, ведущих научно-исследовательскую работу в какой-нибудь отрасли науки.

— Оглянитесь вокруг, какие кафедры входят в нашу лабораторию?

— Тема нашего урока «Мои пять чувств».

— Попробуйте сформулировать цель нашей работы ……исследование своих органов чувств (в рамках проекта «Мой паспорт»).

Организует повторение изученного.

С помощью подводящего диалога подводит к формулировке темы и цели урока.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Формулируют тему урока и цель.

3. Работа по теме урока.

4.Выводы.

(учитель физики)

— Вы работаете на кафедрах по группам, согласно регламенту (5 минут). На каждой кафедре есть руководитель (Ученицы 11 класса)

— Группы у вас уже сформированы, в каждой группе есть старший научный сотрудник, у которого ваш маршрут.

— Итак, начинаем свою работу. Прошу группы займите свои места согласно маршрутному листу.

Лаборатория начинает работу.

Кафедра «Зрение».

1. Доказательства бинокулярного зрения (изображение предмета).

2. Основной глаз.

3. Цветовосприятие.

Кафедра «Слух»

1. Исследование распространения звука.

2. Наличие вибрации гортани при говорении.

3. Звук ксилофона: одинаковый, разный? Почему?

4. Стетоскоп (пульс).

Кафедра «Обоняния»

1. Ощущение запаха.

2. Усталость от запаха.

3. Память на запах.

Кафедра «Вкус»

1. Вкус.

2. Роль слюны.

3. Роль температуры.

Кафедра «Осязание»

1. Чувствительность. Участки тела.

2. Чувствительность. Тепло/холод.

3. Чувствительность. Ощупь.

Работа наша по кафедрам завершена. Сядьте за парты.

— Пройдя все кафедры нашей лаборатории, используя результаты своих исследований. К какому выводу вы пришли?

-У каждого из вас есть пять чувств, но они у каждого свои.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром.

Представляет руководителей кафедры.

Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Мотивирует

учащихся, создаёт ситуацию успеха.

Подведение учащихся к формулировке вывода.

Работа в группах.

Обучающиеся под руководством старшеклассников проводят эксперименты.

Участники

группы поочередно выполняют задания и записывают результаты в свой бланк отчета о проделанной работе.

Обучающиеся формулируют вывод и записывают его в бланк отчета о проделанной работе.

5. Домашнее задание.

— Дома поделитесь своими знаниями со своими близкими, если будет желание проведите понравившиеся опыты со своими родными.

Рекомендует провести опыты дома.

6. Рефлексия.

Урок сегодня был удачный?….
Не прошёл для вас он зря?….
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?….

— Возьмите свой паспорт и добавьте туда отчет о проделанной работе.

Предлагает проиллюстриро

вать наглядно эмоциональный настрой от урока Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока

Выбирают смайлик прикрепляют его к шарику.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here