Урок познания мира во 2 классе
Советова К.А., учитель начальных классов школы-гимназии №17 г.Актобе
Тема: Основные свойства воды.
Цель работы: исследовать некоторые свойства воды.
Тип урока: изучение новой темы на основе имеющихся знаний, умений и навыков и применение полученных знаний при заполнении таблицы.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с важнейшими свойствами воды и их применении в жизни человека.
-
Развивать исследовательские способности детей: умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать самостоятельные выводы.
-
Воспитывать коммуникативные способности детей в процессе исследовательской деятельности.
Оборудование:
Лоток с лабораторной посудой на один стол (4 стакана, стеклянная палочка, фильтр бумажный, воронка). Толчёный мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки, напиток в порошке или пищевой краситель.
Методические рекомендации к проведению урока: класс разбит на группы. В группе по 4 человека.
Один из них – консультант. Читают вопросы, записанные на доске. Отвечают в группе. Общее мнение выносят на доску. Проводят по группам эксперименты. Выводы выносят на доску.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Вступительная беседа о значении воды.
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскалённый солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несёт целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучит жажда. Буря усиливается. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Люди, тесно прижимаясь к верблюдам, окутывают голову одеждой. Буря затихла, и караван снова движется в путь. Но воды всё нет и нет. Один за другим падают верблюды и люди. Наконец остаётся один тощий верблюд с седоком. Вот и всё, что уцелело от каравана. Где нет воды, там и нет жизни.
4. Значение воды для организма
-Зачем пьют воду?
Кажется, вопрос простой. Почему нам хочется пить? Потому, что без воды нельзя жить. А жить нельзя потому, что мы воду постоянно расходуем, и нам надо пополнять её запас. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Столько же ему надо её выпить или съесть. А разве воду едят? Да, в мясе, овощах, хлебе есть вода.
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Ученые стараются разгадать их. А пока мы начнём
с простого. Постараемся заполнить таблицу, которую вы видите на доске.
Предполагаемые ответы | Ответ после эксперимента | |
Какие свойства воды вы наблюдали в жизни и где? | Вода не имеет формы. Вода прозрачна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода текуча.
|
|
Что произойдёт с кристаллами, если их бросить в стакан с водой? |
|
|
Что произойдёт с солью, если её бросить в стакан с водой? А если размешать? |
|
|
Что произойдёт, если сосуд с раствором соли поставить на огонь? |
|
|
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка? |
|
|
Вода не имеет формы.
Какова прозрачность воды?
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Какой можно поставить опыт?
В стакан с водой опустить предмет. Поставить стакан с водой на лист с рисунком или текстом, на полоски цветной бумаги и проверить прозрачность.
-Так определите прозрачность воды.
Какой вы сделали вывод?
Вода прозрачна.
(Этот же вывод на доске).
-Каков вкус воды?
-Знаете ли вы вкус соли? Сахара? Лимона? Лука?
Вам хорошо знаком вкус хлеба, молока, яблок.
-Можно ли воду назвать сладкой? Солёной? Кислой? Горькой?
Ни один из знакомых тебе вкусов нельзя отнести к воде.
Сделай вывод о вкусе воды.
Вода не имеет вкуса.
-Каков запах воды?
-Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
-А чем пахнет вода? Понюхай её и сделай вывод.
Вода не имеет запаха.
-Что происходит с водой, если её вылить из посуды?
-Наблюдайте, что происходит с водой, когда я несколько её капель вылью на ровную поверхность.
(Она растекается в разные стороны).
-Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность?
(Вода стекает под уклон).
-Возьмите пустой стакан и стакан с водой. Перелейте воду в пустой стакан.
-Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Какое?
(Вода течёт).
Вода текуча.
Вода-растворитель.
-Сейчас в ваши стаканы с водой я насыплю несколько кристаллов.
Наблюдайте, что будет происходить.
Учитель насыпает в стакан с водой:
1-я группа – медный купорос,
2 – марганцовку,
3 – напиток в порошке или пищевой краситель.
-Какого цвета была вода в ваших стаканах сначала? (Бесцветной).
-А какого цвета стала теперь?
1группа — синяя, голубая
2группа — сиреневая
3группа — оранжевая.
-О чём это говорит?
(вода растворила кристаллы).
-Таким образом, мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей, для дезинфекции ран и для употребления в пищу- напиток. Эти вещества у вас растворились полностью.
-А теперь я добавлю в другой стакан толченый мел. Размешайте. Что вы заметили?
-Когда мы растворили песок, растворилось не всё. Часть песка осела на дно. В воде растворяются не только твёрдые вещества, но и жидкости и газы. Например, животные, обитающие в водоёмах, дышат кислородом, растворённым в воде.
(Вода — хороший растворитель).
5. Самостоятельная работа в группах
Проведение опытов в группах, кроме нагревания соляного раствора (этот опыт выполняют дети под руководством учителя).
Вывод: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизни он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
От загрязнения воды страдает сё живое, она вредна для здоровья человека.
Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!
6. Выступление одного из консультантов с проектом «Как в домашних условиях можно экономить воду».
Проблема: « Принесли счёт за холодную воду по 200 тенге за человека и опять, наверное, придётся отложить поездку, о которой мечтала вся семья. Давайте попробуем решить эту проблему.»
Цель: сделать расчеты, сколько и для чего всей семье нужно воды, сколько это будет стоить.
В день на человека приходится:
— на мытьё рук – 6-8 литров;
— чистка зубов- 6-8 литров, не закрывая кран;
-споласкивание унитазов – 15 литров за один спуск;
-душ-15-20 литров в минуту;
-стирка-130-150 литров за один раз;
-принятие ванны-150 литров;
-стоимость 1 литра холодной воды – 9 тенге, горячей воды-103 тенге.
Если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы, тем самым вы экономите 4 литра воды. Если вы чистите зубы 2 раза в день, вы можете сэкономить 8 литров воды. Подумайте, сколько воды сэкономит семья из четырёх человек за год, если каждый будет закрывать воду, чистя зубы. Сколько человек может быть обеспечено этой питьевой водой, если минимальное количество для человека- 1,6 литра ежедневно.
7.Проверка домашнего задания
Подготовить доклады на тему «Вода в жизни человека».
1 ученица.
-Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Но вода не только поит, но ещё и кормит. По морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.
2 ученик.
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Моет всех людей, города, машины, дороги.
3 ученица.
А ещё вода-это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
4 ученица.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств – ничего не сделать без воды.
Учитель.
Вот она, какая вода!
Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.