Романенко Наталья Петровна

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Воспитатель

Воспитательский час

по экологическому направлению

в 1 классе коррекционной школе VIII вида.

Тема: Перелетные птицы.

Цель: Формирование знаний об экологических связях в природе, жизни насекомых и птиц.

Задачи:

-Познакомить обучающихся с некоторыми перелетными птицами, их голосами, образе жизни ;

-Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, развивать речь, обогащать активный словарь.

-Развивать мыслительные навыки: обобщение, систематизация; мелкую моторику;

-Воспитывать любовь и сострадание к птицам, желание проявлять о них заботу.

Предварительная работа: работа по карте мира, экскурсия по экологической тропе, развешивание кормушек для птиц; рассматривание различных изображений птиц.

Планируемые результаты: ученики знают перелетных птиц, понимают взаимосвязи между птицами и насекомыми, а так же сезонными изменениями; дети стали более отзывчивые к птицам — осознанно подкармливают птиц в холодный период, делают кормушки.

Материалы и оборудование: картинки с изображением перелетных птиц: кукушка, скворец, мухоловка, ласточка, чайка, журавли; аудиозаписи с голосами птиц; карта мира; раскраска-воробей; пуховые перышки птиц.

П/П

Ход занятия

1.

Организационный момент

-Быстренько проверь, дружок

«Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Руки на месте, ноги на месте

Локти у края, спина – прямая.

2.

Сообщение темы и задач занятия

— Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии, нужно отгадать загадку:

Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

А кого червяк боится? Угадали? Это… (птица)

-Правильно. Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах, с некоторыми из них мы познакомимся и даже услышим их пение.

Постановка проблемного вопроса.

-В конце занятия вам нужно будет ответить на вопрос: «Почему птиц называют перелетными»?

3.

Разминка

  • Упражнение на коррекцию дыхания «Лебединые перышки» (Используется пуховое перо птицы или воображаемое).

-Над лесом, где мы гуляем, сегодня пролетела стая лебедей и обронила перышки. Давайте на них подуем, чтобы они плавно закружились в воздухе. (Вдох должен быть медленным, плавным, не поднимать плечи.)

  • Упражнение на мышление «Какая картинка лишняя?» (Картинки: цапля, грач, курица, аист)

-Как выдумаете, какая картинка здесь лишняя? Объясните, почему.

4.

Основное содержание занятия

  1. Знакомство с другом.

-Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите? (Аудиозапись чириканье воробья).

«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».

-Ребята, вы наверняка видели его на улице, когда гуляли. Как вы думаете, что это за птичка? (Дети высказываются)

-Послушайте, что он говорит о себе:

«Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. А вот ходить не люблю и не умею.  У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее, чем ходить».

-Догадались, что это за птичка? Еще нет?

  1. Отгадывание загадки

-Про него даже загадку сочинили:

Озорной мальчишка в сером армячишке,

По двору шныряет, крохи собирает.

Чик-чирик, не робей, я бывалый… (воробей)

— Догадались, кто это?

Это маленький Воробышек. Когда он вырастет, его будут звать «воробей». А пока он маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют его ласково — «воробышек».

3. Речевое упражнение «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Когда воробышек вырастет, у него будут крылья. А пока у него маленькие … ? (Крылышки).

Когда он вырастет, у него будет клюв. А сейчас у него маленький …? (клювик).

Когда он станет взрослым воробьем, у него будут большие глаза, а сейчас у него маленькие… ? (Глазки). У него будут большие перья, а сейчас у него маленькие… ? (Перышки)

Когда он станет большим, у него будет голова, а сейчас у него… ? (Головушка, головка).

Когда он станет большим воробьем, у него будет большой хвост, а сейчас у него маленький… ? (хвостик)

4. Воробышек и перелетные птицы.

-Мой друг очень любит придумывать разные сказки. Вот одна из сказок о его чик-чиричьей воробьиной жизни.

Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! (Работа по карте мира — оказать Африку).

Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю:  дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.

Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы  (Появляется картинка с изображением скворца и слышится аудиозапись его пения) в стаю собрались, что-то обсуждают,  улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно  друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!

«Возьмите меня с собой в Африку!»,  — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:

— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся (показать на карте Туркменистан).

Там тоже тепло зимой.  Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть, кто-то из них в Африку летит?

 — А зачем Вы на зиму улетаете?

-Ребята, как вы думаете, что ответил старый скворец?

— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.

— А как же мы — воробьи зимой жить  будем?

-Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.

«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть, еще кого-то из попутчиков найду».

Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.

Кто это на ветке сидит? Кукушка! (Появляется картинка с изображением кукушки и слышится аудиозапись ее голоса).

Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!

— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел?  Я ведь уже в Африку улетать собралась.

— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!

— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся —  их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.

— А откуда кукушата узнают дорогу?

— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.

А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки.( Появляется картинка с изображением пеночки или мухоловки и слышится аудиозапись голоса).

Уж они точно в Африку летят.

— Куда путь держите?

— В Африку.

— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?

— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.

— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?

— А ты ночью летать умеешь?

— Нет, ночью я сплю.

— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я.  Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка?  И где они зимой греются и кормятся?

— А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу, отдохнем, а потом посмотрим, какие еще птицы перелетные,  как и куда они путешествуют.

Физминутка: «Перелетные птицы»

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

И присели в полюшке.

Водички попили, перышки помыли,

В стороны посмотрели, и прочь улетели.

  1. Разгадывание загадок о перелетных птицах

Отгадайте загадки:

Закурлыкали вдали,

Улетая… (журавли)

Угадайте, что за птичка

-Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)

Эта птица любит море. Жить привыкла на просторе

В море синее нырнет-рыбку в клюве принесет. (чайка)

(Поочередно появляются картинки с изображением птиц, закрепляются на доске рядом с другими перелетными птицами. Дети слушают аудиозаписи их голосов)

— Ребята, а наш друг Воробышек так никуда и не улетел, значит, он какая птица, зимующая или перелетная?

Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг —
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
— Мама, где Африка наша с тобой?
— Африка?.. Тут — за печною трубой! (Г. Васильев)

Так и остался воробей жить вместе с вами, ребята. Он говорит: «Спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик! А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима близко, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания»».

А на прощание воробышек хочет подарить вам раскраски – особые, воробьиные – со своим портретом.

Для того, чтобы хорошо получился его портрет, давайте подготовим наши пальчики.

Гимнастика для пальцев:

Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей,

Это птичка — совушка, сонная головушка,

Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.

Это — зяблик, это — стриж,

Это — развеселый стриж.

Ну а это — злой орлан,

Птички, птички, по домам!

  1. Работа с раскрасками

5.

Подведение итогов.

-Вспомните, на какой вопрос вы должны ответить в конце занятия.

-Почему птиц называют перелетными?

-Каких перелетных птиц вы запомнили? Назовите их (Используют картинки с изображением птиц, закрепленные на доске).

-Почему среди этих птиц нет воробья?

-Почему птицы улетают в теплые края?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here