Конспект урока «Почему Солнце светит днем, звезды- ночью, а на Луне не живут люди?»
Архипова Маргарита Валерьевна Учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 168 Центрального р-на Санкт-Петербурга
|
Цель урока: формировать представления о звездах, Солнце, Луне, как спутнике Земли.
Задачи урока:
-
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
-
Расширить и уточнить представления детей о Солнечной системе и других объектах вселенной.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, экран, проектор, презентация по теме, кроссворд.
Ход урока
Содержание | Примечание | |
Организационный момент | Отгадайте загадки:
Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся А едва появится – Взгляд отводим, прячемся: Уж больно оно яркое И жаркое-прежаркое.
Еще недавно К нам в окошко Светила белая лепёшка, А нынче вдруг Горят в окошке Бычка серебряные рожки.
Еще недавно К нам в окошко Светила белая лепёшка, А нынче вдруг Горят в окошке Бычка серебряные рожки.
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? |
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4 |
Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. | Сегодня на уроке мы должны выяснить:Почему Солнце светит днем, звезды- ночью, а на Луне не живут люди? (дети отвечают на вопрос, исходя из имеющихся уже знаний, и приходят к выводу: солнце не просто светит днем, оно – то и создает нам день) | Слайд №5 |
Работа над темой урока |
— Что же такое звезды? (огромные пылающие шары). — Почему они кажутся маленькими светящимися точками? (они расположены далеко от Земли) — Что можно сказать о звездах? (звезды отличаются по размерам и цвету) — Что такое Солнце? (это тоже огромный пылающий шар) — Значит, Солнце что это? (Это звезда)
Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца 20 млн. градусов. Оно в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, оно выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Солнце – это ближайшая к земле звезда, это центр Солнечной системы. Наша планета Земля – одна из 8 планет Солнечной системы. Звезды – громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
— Почему днем не видны другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, поэтому свет других звезд незаметен). — Кто изучает звезды? ( Астрономы.Раньше их называли звездочетами) — С помощью чего астроном изучает звезды? (с помощью телескопа)
Итак, наша планета вращается по своей орбите вокруг Солнца. Посмотрите на слайд. — Какой небесный объект мы видим рядом с нашей планетой? На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. На поверхности Луны днем стоит жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз в месяц. (на слайде «Луна — естественный спутник Земли») Разбор слов «естественный» и «спутник». Чтение текста с.24 учебника — Как изучают Луну? — Что по размерам больше: Земля или Луна? — Почему на Луне не живут люди?
— А мы с вами можем объяснить, почему Луна так меняет свой внешний вид? Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…
Рисунок с .24, чтение текста «Луна сама не испускает света, она, словно зеркало, отражает свет Солнца»
— Назовите космические объекты, которые находятся во вселенной.
Отгадайте загадку: Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это?
-Кто такие космонавты? -Для чего люди летают в космос? — Кто знает имя первого космонавта?
Просмотр фильма
| Слайд №6, 7
Слайд №8, 9, 10, 11
Слайд №12
Слайд №13, 14
Слайд №15, 16
Слайд №17, Слайд №18, 19
Слайд №20
Слайд №21, 22 |
Рефлексия. Графический диктант |
| Слайды №24. 25-32 |
Итог урока Кроссворд | Кроссворд «КОСМОС»
| Слайд №33 |