Конспект урока «Почему Солнце светит днем, звезды- ночью, а на Луне не живут люди?»

Архипова Маргарита Валерьевна

Учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 168

Центрального р-на Санкт-Петербурга

Цель урока: формировать представления о звездах, Солнце, Луне, как спутнике Земли.

Задачи урока:

  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

  • Расширить и уточнить представления детей о Солнечной системе и других объектах вселенной.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, экран, проектор, презентация по теме, кроссворд.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Примечание

Организационный момент

Отгадайте загадки:

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое-прежаркое.

Еще недавно

К нам в окошко

Светила белая лепёшка,

А нынче вдруг

Горят в окошке

Бычка серебряные рожки.

Еще недавно

К нам в окошко

Светила белая лепёшка,

А нынче вдруг

Горят в окошке

Бычка серебряные рожки.

— О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Сообщение темы и целей урока.

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы должны выяснить:Почему Солнце светит днем, звезды- ночью, а на Луне не живут люди?

(дети отвечают на вопрос, исходя из имеющихся уже знаний, и приходят к выводу: солнце не просто светит днем, оно – то и создает нам день)

Слайд №5

Работа над темой урока

  1. Работа по учебнику с.22-23 (чтение текста)

— Что же такое звезды? (огромные пылающие шары).

— Почему они кажутся маленькими светящимися точками? (они расположены далеко от Земли)

— Что можно сказать о звездах? (звезды отличаются по размерам и цвету)

— Что такое Солнце? (это тоже огромный пылающий шар)

— Значит, Солнце что это? (Это звезда)

  1. Рассказ учителя о Солнце.

Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца 20 млн. градусов. Оно в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, оно выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Солнце – это ближайшая к земле звезда, это центр Солнечной системы. Наша планета Земля – одна из 8 планет Солнечной системы.

Звезды – громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.

  1. Чтение текста с.22 и ответы на вопросы.

— Почему днем не видны другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, поэтому свет других звезд незаметен).

— Кто изучает звезды? ( Астрономы.Раньше их называли звездочетами)

— С помощью чего астроном изучает звезды? (с помощью телескопа)

  1. Работа над вопросом «Почему на Луне не живут люди»

Итак, наша планета вращается по своей орбите вокруг Солнца.

Посмотрите на слайд.

— Какой небесный объект мы видим рядом с нашей планетой?

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. На поверхности Луны днем стоит жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз в месяц.

(на слайде «Луна — естественный спутник Земли»)

Разбор слов «естественный» и «спутник».

Чтение текста с.24 учебника

— Как изучают Луну?

— Что по размерам больше: Земля или Луна?

— Почему на Луне не живут люди?

  1. Сказка «Почему у Месяца нет платья»

— А мы с вами можем объяснить, почему Луна так меняет свой внешний вид?

Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…

  1. Работа по учебнику с.24-25

Рисунок с .24, чтение текста «Луна сама не испускает света, она, словно зеркало, отражает свет Солнца»

  1. Другие космические объекты

— Назовите космические объекты, которые находятся во вселенной.

  1. Изучение космоса.

Отгадайте загадку:

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?

-Кто такие космонавты?

-Для чего люди летают в космос?

— Кто знает имя первого космонавта?

Просмотр фильма

Слайд №6, 7

Слайд №8, 9, 10, 11

Слайд №12

Слайд №13, 14

Слайд №15, 16

Слайд №17,

Слайд №18, 19

Слайд №20

Слайд №21, 22

Рефлексия.

Графический диктант

  • Луна больше Земли

  • Луна сама не испускает свет, а отражает свет от Солнца

  • Люди уже несколько раз бывали на Луне

  • Солнце – самая большая звезда

  • Звезды – огромные пылающие шары

  • На Луне есть воздух и вода

  • Луна — естественный спутник Земли

  • Солнце – ближайшая к Земле звезда

Слайды №24. 25-32

Итог урока

Кроссворд

Кроссворд «КОСМОС»

  • Космическое тело, оставляющее за собой яркий светящийся хвост

  • Ближайшая к нашей планете звезда

  • Человек, наблюдающий и изучающий звезды

  • Название нашей планеты

  • Путь, по которому вращается наша планета вокруг Солнца

  • Осколок от большого космического тела, путешествующий в космическом пространстве.

Слайд №33

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here