Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Нижнекамска РТ»

Окружающий мир (1 класс)

тема: «Путешествие колобка»

Автор:

Агеева Елена Николаевна

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

г. Нижнекамск РТ, 2013 г.

Пояснительная записка.

В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.

Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.

Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.

Я работаю учителем двадцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

С появлением ИКТ в нашей школе я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.

Предмет – окружающий мир.

Тема: Путешествие колобка.

Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг» в 2-х частях. – М.: Баласс, 2010г.

Цель работы – предложить систематизированный электронный материал для организации работы на уроке окружающего мира по теме «Путешествие колобка».

Данная работа направлена на решение следующих задач:

  1. сформировать у учащихся представление о том, что каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений;

  2. познакомить с появлением хлеба, с профессиями причастными к выращиванию хлеба;

  3. воспитывать ценностное отношение к окружающему миру.

В работе представлено:

  1. Конспект занятия по теме «Путешествие колобка».

  2. Презентация к уроку.

Технические требования: операционная система Windows 7 64Bit: Ultimate; AMD/Athlon 3,0 МГц; 4 Гб оперативной памяти; разрешение экрана 1920х1080 с глубиной цвета 16 бит; видеокарта 1Гб; CDROM; MS Office 2003/2007, мышь.

Данные материалы могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня.

Окружающий мир.

Класс: 1

Программа: «Школа 2100»

Тема: Путешествие колобка.

Цель урока: развитие образного мышления, речи учащихся, умения сравнивать, делать выводы.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с тем , что каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений. Пронаблюдать вместе с учащимися путь появления хлеба на столе, выяснить , люди каких профессий причастны к появлению хлеба, научить различать зёрна пшеницы, овса, ржи.

  • Развивать умение устанавливать связи в природе, логическое мышление, внимание, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб, чувство патриотизма, формировать интерес к профессиям сельского хозяйства.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Оборудования:

  • Презентация.

  • Карточки с заданиями (для работы в группах).

  • Учебники, рабочие тетради для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». – М.: Баласс, 2010. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

  • Книги о хлебе , о профессиях.

  • Раздаточный материал для практической работы (семена пшеницы, ржи, овса в пакетиках).

  • Выставка рисунков «Все профессии важны, все профессии нужны».

  • Колоски пшеницы, ржи, овса из гербария.

  • Каравай.

Ход урока.

I.Орг. момент.

Прозвенел опять звонок.

Начинается урок.

Встали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 Ребята, проверьте, всё ли готово к уроку? Пожелаем друг другу удачи!

II. Актуализация знаний, активизация учащихся, пробуждение интереса.

-Ребята мы все с вами живём в городе.

-На прошлых уроках мы знакомились с профессиями людей. Давайте вспомним их(На доске рисунки детей о разных профессиях).

-Нас окружает много разных вещей. ( Слайд №2 )

-Как появились эти вещи? ( Их сделали люди разных профессий.)

— А могли бы мы прожить без этих вещей? Докажите.

-Представьте себе , что существуют профессии только врача , учителя. У нас были бы эти вещи?

III.Постановка проблемы, определение темы урока.

-Ребята , отгадайте загадку: (Слайд №3)

Пышный , мягкий , пропечённый,

Подрумяненный слегка.

Он с горбушкой золочёной

Шёл к тебе издалека.

-О чём идёт речь? (О хлебе) Кушаете ли вы хлеб? (Слайд №4)

— Сегодня мы буде говорить о хлебе, совершим путешествие. А путешествовать с нами будет герой сказки, которую мы все с вами хорошо знаем.

Отгадайте загадку:

Формой он похож на мяч

Был когда-то он горяч

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл.

У него румяный бок

Кто же это? (Колобок) (Слайд №5)

-Кто написал эту сказку? (Показываю книжку) ( Это русская народная сказка ) (Слайд №6)

IV. Открытие новых знаний.

1)Давайте вспомним , как появился на свет колобок в сказке. (Слушание сказки «Колобок» )

-Сегодня мы отправляемся в далёкое путешествие с колобком, проследим за тем как хлеб попал к нам на стол и люди каких профессий ему помогали. (Слайд №7)

— А как вы думаете , почему именно колобок отправляется с нами в путешествие? ( Колобок — это хлеб)

2. ) Подводящий к знанию диалог.

— Откуда хлеб к нам попал? ( Из магазина.) (Слайд №8)

— Кто его нам продал ? ( Продавец.)

— Как хлеб появился в магазине ? ( Привезли на машине.)

— Кто его привёз? ( Водитель.) (Слайд №9)

— А где взял хлеб водитель? ( На хлебозаводе.)

— Кто его пёк? ( Пекарь) (Слайд №10)

— Что можно ещё спросить? ( Из чего сделан хлеб? ( Из теста)

— Какой возникает следующий вопрос? Из чего получили тесто? ( Из муки) (Слайд №11)

— А из чего изготовили муку? ( Из зерна пшеницы.) (Слайд №12)

— Где смололи зерно? ( На мукомольном заводе.)

— Кто это сделал ? ( Рабочий — мукомол.) (Слайд №13)

— А как зерно попало к нам на мукомольный завод? ( Её привезли)

— Кто мог её привезти? На чём? ( Машинист, по железной дороге, в вагоне. )

— Откуда её привезли? ( С поля или с зернохранилища .) (Слайд №14)

— Как зерно попадает на поле? ( Его посадили . )

— Кто его сажает? ( Тракторист ( пахарь) сначала пашет поле, а затем засеивает поле семенами.) (Слайд №15)

— Кто ухаживает за посевами ( Полевод. А ещё в сельском хозяйстве есть очень важная профессия — агроном ) (Слайды №16,17)

В Толковом словаре Ожегова даётся следующее определение :
« Это профессия человека , который занимается земледелием и выращиванием сельскохозяйственных культур». Это самый главный специалист по выращиванию хлеба.

-Кто собирает зерно с поля? ( Комбайнёр) (Слайд №18)

-Так откуда начал своё путешествие хлебушек ? ( С зерна)

3) Практическая работа.

— Ребята, у вас на партах семена зерновых культур: пшеницы, ржи, овса..

Сравните их и определите , где какие зёрна.

— Посмотрите какое зерно у пшеницы. Какое оно по форме? По размеру? По окраске? (Слайд №19)

— Покажите зерно ржи. Какое оно по форме ? По размеру?По окраске?(Слайд №20)

— Покажите зерно овса. Какое оно по форме ? По размеру? По окраске?(Слайд№21)

— Почему же зёрна такие разные ? ( Чтобы выпекать различные вида хлеба: белый , ржаной и т.д.)

— Как вы думаете , из какой зерновой культуры получили пряники, баранки, бублики? (Слайд №22)

— А вот что получают из ржи. (Слайд №23)

-Эти продукты получают из овса? (Слайд №24)

4) Итак , кто запомнил, как путешествует хлеб , прежде чем попасть к нам на стол? (Слайд №25)

Весной , как растаял снег, приехал тракторист на поле, он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне — собрал колоски , пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там рабочий — мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб и другие хлебобулочные изделия. Водитель отвёз их в магазин, а продавец продал его нам.

— Кажется ли вам этот путь коротким?

— Людям каких профессий мы должны сказать спасибо за то, что каждый день кушаем хлеб?

( Полевод, комбайнёр, машинист, водитель, рабочий — мукомол, пекарь, продавец.)

Вот видите , сколько людей трудятся не покладая рук, чтобы вырастить хлеб.

— Значит , как нужно относиться к хлебу? ( Бережно)

— Есть очень мудрые слова о хлебе. Давайте их прочитаем.Как вы их понимаете?

5).Пословицы. (Слайд №26)

Хлеб — всему голова.

Пот на спине — так и хлеб на столе.

Доплясались, что без хлеба остались.

6) Стихи о хлебе рассказывает ученица ( с караваем на руках)

Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.

В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!


В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!


Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.


У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.

(С. Погореловский)

7).Вывод.

-Ребята, прежде чем стать какой либо вещью , каждый предмет, как и хлеб преодолевает большой путь превращений.

— Кто совершает эти превращения ?

— Могут ли они обойтись друг без друга?

Чтение вывода в учебнике на стр. 19

( Каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки, проделывает долгий путь превращений. Эти превращения совершают люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга)

V.Первичное закрепление.

— Посмотрим , какую дорожку проделал стол, чтобы попасть к нам в класс.

Дети составляют рассказ по картинкам ( на стр. 20 учебника)

Люди каких профессий помогли совершить это превращение?( Лесоруб, деревообделочник, работающий на деревообрабатывающем станке на деревообрабатывающем заводе, столяр , продавец. ) (Слайд №27)

— Могут ли они обойтись друг без друга?

— Докажите.

VI. Самостоятельная работа.

  • Работа в рабочей тетради с. 44. ( в парах)

Соедини стрелками рисунки, изображающие путешествие свитера. Назовите профессии людей. (Слайд №28)

VII.Повторение.

Составить цепочку превращений ( работа в группах)

1)Подсолнух, семечки, масло. (Слайд №29)

— Как называется профессия человека, который

делает масло?( Маслодел) (Слайд№30)

2)Корова, молоко, сыр. (Слайд №31)

-Какие профессии задействованы в этом? ( Доярка, сыровар.) (Слайд №32,33)

3)Цветок, пчела, мёд. (Слайд №34)

-Кто помогает получать мёд? ( Пчеловод) (Слайд №35)

VIII.Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Как хлеб доходит до наших столов? Труден ли этот путь?

IX.Рефлексия.

Вспомните тему нашего урока.

Вспомните , к какому выводу мы пришли, рассматривая путь появления хлеба на

столе. Для чего мы составляли цепочки превращений из других предметов.

-У вас на партах лежат колобки (вырезанные)

  • Если вы поняли тему урока , нарисуйте румяного улыбающегося колобка.

  • Если у вас небольшие затруднения , нарисуйте колобка не очень румяного, который не улыбается.

  • Если вы не поняли тему урока, нарисуйте грустного, белого колобка.

X. Домашнее задание (по выбору детей)

1. Прочитать статью в учебнике по теме.

2. Подготовить сообщения о людях различных профессий, о профессиях родителей.

3. Прочитать книги о хлебе , найти стихи, пословицы , поговорки.

XI. Окончание урока

Литература:

1.Книги детских писателей о хлебе .

2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник для 1-го класса

«Окружающий мир. Я и мир вокруг» в 2-х частях. – М.: Баласс, 2010.

3.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь для 1-го

класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». – М.: Баласс, 2010.

4. Иллюстрации – ресурсы Internet

Рекомендации по использованию презентации

к уроку «Путешествие колобка»

Презентация выполнена в программе MS Power Point. Переход между слайдами осуществляется по щелчку мыши.

4 слайд – использована анимация на надпись (выцветание всего текста);

7 слайд – анимация (сжатие), по щелчку;

8 слайд –анимация (увеличение и уменьшение);

10 слайд – анимация на надпись (колесо);

12 слайд -движение по эллипсу;

13 слайд -движение по эллипсу;

25 слайд – выцветание по очереди иллюстраций;

28 слайд – появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;

29 слайд- появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;

31 слайд-появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;

34- слайд-появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here