Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Нижнекамска РТ»
Окружающий мир (1 класс)
тема: «Путешествие колобка»
Автор:
Агеева Елена Николаевна
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
г. Нижнекамск РТ, 2013 г.
Пояснительная записка.
В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.
Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.
Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.
Я работаю учителем двадцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
С появлением ИКТ в нашей школе я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.
Предмет – окружающий мир.
Тема: Путешествие колобка.
Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг» в 2-х частях. – М.: Баласс, 2010г.
Цель работы – предложить систематизированный электронный материал для организации работы на уроке окружающего мира по теме «Путешествие колобка».
Данная работа направлена на решение следующих задач:
-
сформировать у учащихся представление о том, что каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений;
-
познакомить с появлением хлеба, с профессиями причастными к выращиванию хлеба;
-
воспитывать ценностное отношение к окружающему миру.
В работе представлено:
-
Конспект занятия по теме «Путешествие колобка».
-
Презентация к уроку.
Технические требования: операционная система Windows 7 64Bit: Ultimate; AMD/Athlon 3,0 МГц; 4 Гб оперативной памяти; разрешение экрана 1920х1080 с глубиной цвета 16 бит; видеокарта 1Гб; CD—ROM; MS Office 2003/2007, мышь.
Данные материалы могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня.
Окружающий мир.
Класс: 1
Программа: «Школа 2100»
Тема: Путешествие колобка.
Цель урока: развитие образного мышления, речи учащихся, умения сравнивать, делать выводы.
Задачи урока:
-
Познакомить учащихся с тем , что каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений. Пронаблюдать вместе с учащимися путь появления хлеба на столе, выяснить , люди каких профессий причастны к появлению хлеба, научить различать зёрна пшеницы, овса, ржи.
-
Развивать умение устанавливать связи в природе, логическое мышление, внимание, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
-
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб, чувство патриотизма, формировать интерес к профессиям сельского хозяйства.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Оборудования:
-
Презентация.
-
Карточки с заданиями (для работы в группах).
-
Учебники, рабочие тетради для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». – М.: Баласс, 2010. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
-
Книги о хлебе , о профессиях.
-
Раздаточный материал для практической работы (семена пшеницы, ржи, овса в пакетиках).
-
Выставка рисунков «Все профессии важны, все профессии нужны».
-
Колоски пшеницы, ржи, овса из гербария.
-
Каравай.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.
Встали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
—Ребята, проверьте, всё ли готово к уроку? Пожелаем друг другу удачи!
II. Актуализация знаний, активизация учащихся, пробуждение интереса.
-Ребята мы все с вами живём в городе.
-На прошлых уроках мы знакомились с профессиями людей. Давайте вспомним их(На доске рисунки детей о разных профессиях).
-Нас окружает много разных вещей. ( Слайд №2 )
-Как появились эти вещи? ( Их сделали люди разных профессий.)
— А могли бы мы прожить без этих вещей? Докажите.
-Представьте себе , что существуют профессии только врача , учителя. У нас были бы эти вещи?
III.Постановка проблемы, определение темы урока.
-Ребята , отгадайте загадку: (Слайд №3)
Пышный , мягкий , пропечённый,
Подрумяненный слегка.
Он с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
-О чём идёт речь? (О хлебе) Кушаете ли вы хлеб? (Слайд №4)
— Сегодня мы буде говорить о хлебе, совершим путешествие. А путешествовать с нами будет герой сказки, которую мы все с вами хорошо знаем.
Отгадайте загадку:
Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок
Кто же это? (Колобок) (Слайд №5)
-Кто написал эту сказку? (Показываю книжку) ( Это русская народная сказка ) (Слайд №6)
IV. Открытие новых знаний.
1)Давайте вспомним , как появился на свет колобок в сказке. (Слушание сказки «Колобок» )
-Сегодня мы отправляемся в далёкое путешествие с колобком, проследим за тем как хлеб попал к нам на стол и люди каких профессий ему помогали. (Слайд №7)
— А как вы думаете , почему именно колобок отправляется с нами в путешествие? ( Колобок — это хлеб)
2. ) Подводящий к знанию диалог.
— Откуда хлеб к нам попал? ( Из магазина.) (Слайд №8)
— Кто его нам продал ? ( Продавец.)
— Как хлеб появился в магазине ? ( Привезли на машине.)
— Кто его привёз? ( Водитель.) (Слайд №9)
— А где взял хлеб водитель? ( На хлебозаводе.)
— Кто его пёк? ( Пекарь) (Слайд №10)
— Что можно ещё спросить? ( Из чего сделан хлеб? ( Из теста)
— Какой возникает следующий вопрос? Из чего получили тесто? ( Из муки) (Слайд №11)
— А из чего изготовили муку? ( Из зерна пшеницы.) (Слайд №12)
— Где смололи зерно? ( На мукомольном заводе.)
— Кто это сделал ? ( Рабочий — мукомол.) (Слайд №13)
— А как зерно попало к нам на мукомольный завод? ( Её привезли)
— Кто мог её привезти? На чём? ( Машинист, по железной дороге, в вагоне. )
— Откуда её привезли? ( С поля или с зернохранилища .) (Слайд №14)
— Как зерно попадает на поле? ( Его посадили . )
— Кто его сажает? ( Тракторист ( пахарь) сначала пашет поле, а затем засеивает поле семенами.) (Слайд №15)
— Кто ухаживает за посевами ( Полевод. А ещё в сельском хозяйстве есть очень важная профессия — агроном ) (Слайды №16,17)
В Толковом словаре Ожегова даётся следующее определение :
« Это профессия человека , который занимается земледелием и выращиванием сельскохозяйственных культур». Это самый главный специалист по выращиванию хлеба.
-Кто собирает зерно с поля? ( Комбайнёр) (Слайд №18)
-Так откуда начал своё путешествие хлебушек ? ( С зерна)
3) Практическая работа.
— Ребята, у вас на партах семена зерновых культур: пшеницы, ржи, овса..
Сравните их и определите , где какие зёрна.
— Посмотрите какое зерно у пшеницы. Какое оно по форме? По размеру? По окраске? (Слайд №19)
— Покажите зерно ржи. Какое оно по форме ? По размеру?По окраске?(Слайд №20)
— Покажите зерно овса. Какое оно по форме ? По размеру? По окраске?(Слайд№21)
— Почему же зёрна такие разные ? ( Чтобы выпекать различные вида хлеба: белый , ржаной и т.д.)
— Как вы думаете , из какой зерновой культуры получили пряники, баранки, бублики? (Слайд №22)
— А вот что получают из ржи. (Слайд №23)
-Эти продукты получают из овса? (Слайд №24)
4) — Итак , кто запомнил, как путешествует хлеб , прежде чем попасть к нам на стол? (Слайд №25)
Весной , как растаял снег, приехал тракторист на поле, он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне — собрал колоски , пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там рабочий — мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб и другие хлебобулочные изделия. Водитель отвёз их в магазин, а продавец продал его нам.
— Кажется ли вам этот путь коротким?
— Людям каких профессий мы должны сказать спасибо за то, что каждый день кушаем хлеб?
( Полевод, комбайнёр, машинист, водитель, рабочий — мукомол, пекарь, продавец.)
Вот видите , сколько людей трудятся не покладая рук, чтобы вырастить хлеб.
— Значит , как нужно относиться к хлебу? ( Бережно)
— Есть очень мудрые слова о хлебе. Давайте их прочитаем.Как вы их понимаете?
5).Пословицы. (Слайд №26)
Хлеб — всему голова.
Пот на спине — так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
6) Стихи о хлебе рассказывает ученица ( с караваем на руках)
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
(С. Погореловский)
7).Вывод.
-Ребята, прежде чем стать какой либо вещью , каждый предмет, как и хлеб преодолевает большой путь превращений.
— Кто совершает эти превращения ?
— Могут ли они обойтись друг без друга?
Чтение вывода в учебнике на стр. 19
( Каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки, проделывает долгий путь превращений. Эти превращения совершают люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга)
V.Первичное закрепление.
— Посмотрим , какую дорожку проделал стол, чтобы попасть к нам в класс.
Дети составляют рассказ по картинкам ( на стр. 20 учебника)
— Люди каких профессий помогли совершить это превращение?( Лесоруб, деревообделочник, работающий на деревообрабатывающем станке на деревообрабатывающем заводе, столяр , продавец. ) (Слайд №27)
— Могут ли они обойтись друг без друга?
— Докажите.
VI. Самостоятельная работа.
-
Работа в рабочей тетради с. 44. ( в парах)
— Соедини стрелками рисунки, изображающие путешествие свитера. Назовите профессии людей. (Слайд №28)
VII.Повторение.
— Составить цепочку превращений ( работа в группах)
1)Подсолнух, семечки, масло. (Слайд №29)
— Как называется профессия человека, который
делает масло?( Маслодел) (Слайд№30)
2)Корова, молоко, сыр. (Слайд №31)
-Какие профессии задействованы в этом? ( Доярка, сыровар.) (Слайд №32,33)
3)Цветок, пчела, мёд. (Слайд №34)
-Кто помогает получать мёд? ( Пчеловод) (Слайд №35)
VIII.Итог урока.
—Что нового узнали на уроке?
—Как хлеб доходит до наших столов? Труден ли этот путь?
IX.Рефлексия.
Вспомните тему нашего урока.
Вспомните , к какому выводу мы пришли, рассматривая путь появления хлеба на
столе. Для чего мы составляли цепочки превращений из других предметов.
-У вас на партах лежат колобки (вырезанные)
-
Если вы поняли тему урока , нарисуйте румяного улыбающегося колобка.
-
Если у вас небольшие затруднения , нарисуйте колобка не очень румяного, который не улыбается.
-
Если вы не поняли тему урока, нарисуйте грустного, белого колобка.
X. Домашнее задание (по выбору детей)
1. Прочитать статью в учебнике по теме.
2. Подготовить сообщения о людях различных профессий, о профессиях родителей.
3. Прочитать книги о хлебе , найти стихи, пословицы , поговорки.
XI. Окончание урока
Литература:
1.Книги детских писателей о хлебе .
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник для 1-го класса
«Окружающий мир. Я и мир вокруг» в 2-х частях. – М.: Баласс, 2010.
3.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь для 1-го
класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». – М.: Баласс, 2010.
4. Иллюстрации – ресурсы Internet
Рекомендации по использованию презентации
к уроку «Путешествие колобка»
Презентация выполнена в программе MS Power Point. Переход между слайдами осуществляется по щелчку мыши.
4 слайд – использована анимация на надпись (выцветание всего текста);
7 слайд – анимация (сжатие), по щелчку;
8 слайд –анимация (увеличение и уменьшение);
10 слайд – анимация на надпись (колесо);
12 слайд -движение по эллипсу;
13 слайд -движение по эллипсу;
25 слайд – выцветание по очереди иллюстраций;
28 слайд – появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;
29 слайд- появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;
31 слайд-появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;
34- слайд-появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;