Урок окружающего мира в 1 классе
по учебнику «Окружающий мир», авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.
Автор:
учитель начальных классов МБОУ «СОШ№6» г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Бердникова Ольга Владиславовна
Тема урока: Разнообразие животных.
Тип урока: Обобщение и систематизация полученных знаний.
Цели урока: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по нахождению способов определения местообитания животных.
Задачи урока:
Предметные: Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и разнообразии животных, выделив особенности их местообитания.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Формировать умение использовать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; контролировать свою речь, ее четкость и правильность.
Познавательные УУД: Развивать умение сравнивать и классифицировать объекты природы, выделяя их основные признаки.
Коммуникативные УУД: Создавать условия для того, чтобы учащиеся могли договариваться, находить общее решение, учитывая мнение других членов группы, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: Осознавать практическую важность изучаемого материала, красоту мира природы.
Оборудование:
-
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Учебник «Оружающий мир», 1 класс;
-
Набор изображений животных и макетов планеты для групповой работы;
-
Компьютер, проектор, презентация.
Технологии:
-
системно-деятельностный подход;
-
технология развивающего обучения; проблемное изложение материала;
-
элементы здоровьесберегающей технологии;
-
элементы информационно-коммуникационной технологии.
Ход урока
Действия учителя | Действия учащихся | Методы, приемы, средства обучения | |
Организа-ционный момент. | Прозвенел звонок, Начался урок, Приготовь скорей, дружок, Всё что надо на урок. -Что вы ждёте от урока? -Что хотелось бы узнать? -В ходе урока постараемся ответить на интересующие вас вопросы, разгадав тайны природы.
| Проверяют готовность к уроку. Ответы учащихся: -Получить новые знания. -Уточнить то, что мы изучали на прошлом уроке окружающего мира.
| Слушание; учебный диалог. |
Активизация мыслитель-ной деятельности. | -Рассмотрите кластер. -Что он сообщает? -Как бы вы его дополнили? (Слайд 1, приложение №1)
| Учащиеся дополняют кластер, называя классы животных. | Активизация познаватель-ного интереса учащихся. Работа с кластером — схемой.
|
Актуализация опорных знаний о животном мире. | На доске иллюстрации животных: пчела, морж, карась, сорока, коралл, осьминог, черепаха, паук (Приложение №2). — Что объединяет все изображенные объекты? -Докажите, что это представители животного мира. -Чем отличаются животные друг от друга? Признаки: Строение тела: лапы, крылья, клюв. Покров тела: перья, шерсть, чешуя. Температура тела: постоянная или непостоянная. Способ дыхания: легкие, жабры, кожа. (Слайд 2) Целевая установка: Назовите классы животных, дайте им краткую характеристику. Микроитог: — Мы сейчас с вами поработали как настоящие ученые и разделили животных на группы.
— На рисунки посмотрите: Лишний объект мне назовите. Это животное или растение? Ответ на вопрос дать поспешите. -Докажите, что это животные. -Куда же поместим коралл? Микроитог: -Коралл относится к классу полипов. (Слайд 3)
| Учащиеся рассматривают иллюстрации животных. Делают вывод.
Учащиеся еще раз называют классы животных, выделяя их основные признаки.
Подготовленное сообщение обучающегося: Коралл — особый класс животных — полипы. Большие скопления кораллов формируют коралловые рифы и коралловые острова. В природе известно свыше 3500 разновидностей кораллов, разных цветовых оттенков.
| Побуждаю-щий диалог на основе практичес-кого опыта.
Средство обучения: иллюстра-ции с изображе-нием животных.
Классифика-ция объектов; исключение лишнего, обобщение.
|
Определение темы урока. | -Определите тему урока исходя из задания. -Что мы уже знаем о животном мире? -Что можем узнать? -Какие знания можем получить? Целеполагание: Выяснить, как животные распределяются по планете. (Слайд 4) | Тема: «Разнообразие животных». Ответы учащихся: -Знаем виды животных. -Можем узнать, как животные распределяются по планете, где они обитают. | Определение темы и целей урока. |
Физминутка для глаз. | Точка, точка, Два крючка – Это лапки у жука. Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка, В чёрных крапинках бока. Я подую на жука – Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдёт. (Слайд 5) -К какому классу животных относится божья коровка? Обоснуйте свой ответ. |
-Божья коровка. Относится к классу насекомых, так имеет 6 лапок, 4 крыла и 2 усика. Обучающиеся следят глазами за движением божьих коровок на слайде.
| Элементы здоровьесбе-регающей технологии. |
Исследование Работа в группах.
| -Животных на планет очень много, их можно встретить везде: в воздухе, в воде и на земле. Одни живут на юге, а другие на севере. Проблема: “От чего зависит выбор места обитания животных?” (Слайд 6) Целевая установка: Чтобы решить эту проблему предлагаю сравнить животных, распределив их по планете (макет), подготовить ответ по данному плану. План: 1. Название животного. 2. Вид животного. 3. Место его обитания на планете. 4. Причина выбора места обитания. (Слайд 7)
| Обучающиеся в группах создают модель расселения животных по планете; находят особенности такого расселения. (Используют карту полушарий и иллюстрации 7 разных животных и 1 растения.) |
Частично- поисковый метод.
Создание проблемной ситуации с опорой на наглядность.
Работа в группе.
Коллектив-ная форма работы с элементами рассуждения
|
Представле-ние отчёта групповой работы. | Целевая установка: Представьте свою работу по плану. | Выступление представителей групп. | Взаимоконт-роль.
|
Обобщение. | Наш урок подходит к концу, подведём итог нашей работе: -Как распределяются животные по планете? -Какова причина такого расселения? Причины выбора места обитания: 1. Климат. 2. Окраска тела. 3. Пищевые предпочтения. (Слайд 8)
| Ответы учащихся.
| Обобщение полученных знаний. |
Рефлексия. | — Какие цели мы ставили в начале урока? — Достигли ли мы поставленных целей? -Каким образом? -Оцените свою работу на уроке (абаки):
— Что больше всего понравилось? -Вызвало трудности? -Что вас удивило?
| Ответы учащихся.
| Развитие умения анализиро-вать этапы работы на уроке.
|
Домашнее задание | -Как выдумаете, может ли пингвин побывать в гостях у белого медведя? -Предлагаю подготовить ответ на это вопрос к следующему уроку, выбрав задание: 1. Найти ответ в энциклопедиях или Интернете с помощью родителей. 2. Придумать сказку «Встреча пингвина и белого медведя». 3. Нарисовать самое интересное животное, о котором мы говорили на уроке. (Слайд 9)
| Предположения обучающихся.
| Информаци-онный поиск. Дифферен-циация заданий. |
Список литературы:
-
Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. «Окружающий мир», 1 класс. – Самара: «Корпорация Фёдорова», 2011 г.
-
Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1 – 2 класс. – М., 2000.
-
Г.В. Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира». – Самара: «Корпорация Фёдорова», 2000.
-
http://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение №1
природа
неживая живая
растения микробы грибы ….
деревья кустарники травы
паукообразные … … звери
… моллюски …
птицы
рыбы птицы
насекомые птицы
земноводные птицы
пресмыкающиеся птицы
животные
Приложение №2
Иллюстрации животных: