Урок окружающего мира в 1 классе

по учебнику «Окружающий мир», авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Автор:

учитель начальных классов МБОУ «СОШ№6» г. Нижневартовск ХМАО-Югра

Бердникова Ольга Владиславовна

Тема урока: Разнообразие животных.

Тип урока: Обобщение и систематизация полученных знаний.

Цели урока: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по нахождению способов определения местообитания животных.

Задачи урока:

Предметные: Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и разнообразии животных, выделив особенности их местообитания.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Формировать умение использовать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; контролировать свою речь, ее четкость и правильность.

Познавательные УУД: Развивать умение сравнивать и классифицировать объекты природы, выделяя их основные признаки.

Коммуникативные УУД: Создавать условия для того, чтобы учащиеся могли договариваться, находить общее решение, учитывая мнение других членов группы, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Осознавать практическую важность изучаемого материала, красоту мира природы.

Оборудование:

  • Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Учебник «Оружающий мир», 1 класс;

  • Набор изображений животных и макетов планеты для групповой работы;

  • Компьютер, проектор, презентация.

Технологии:

  • системно-деятельностный подход;

  • технология развивающего обучения; проблемное изложение материала;

  • элементы здоровьесберегающей технологии;

  • элементы информационно-коммуникационной технологии.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Методы, приемы, средства обучения

Организа-ционный момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок,

Приготовь скорей, дружок,

Всё что надо на урок.

-Что вы ждёте от урока?

-Что хотелось бы узнать?

-В ходе урока постараемся ответить на интересующие вас вопросы, разгадав тайны природы.

Проверяют готовность к уроку.

Ответы учащихся:

-Получить новые знания.

-Уточнить то, что мы изучали на прошлом уроке окружающего мира.

Слушание; учебный диалог.

Активизация мыслитель-ной деятельности.

-Рассмотрите кластер.

-Что он сообщает?

-Как бы вы его дополнили?

(Слайд 1, приложение №1)

Учащиеся дополняют кластер, называя классы животных.

Активизация познаватель-ного интереса учащихся.

Работа с кластером — схемой.

Актуализация опорных знаний о животном мире.

На доске иллюстрации животных: пчела, морж, карась, сорока, коралл, осьминог, черепаха, паук (Приложение №2).

— Что объединяет все изображенные объекты?

-Докажите, что это представители животного мира.

-Чем отличаются животные друг от друга?

Признаки:

Строение тела: лапы, крылья, клюв.

Покров тела: перья, шерсть, чешуя.

Температура тела: постоянная или непостоянная.

Способ дыхания: легкие, жабры, кожа.

(Слайд 2)

Целевая установка: Назовите классы животных, дайте им краткую характеристику.

Микроитог:

— Мы сейчас с вами поработали как настоящие ученые и разделили животных на группы.

На рисунки посмотрите:

Лишний объект мне назовите.

Это животное или растение?

Ответ на вопрос дать поспешите.

-Докажите, что это животные.

-Куда же поместим коралл?

Микроитог:

-Коралл относится к классу полипов.

(Слайд 3)

Учащиеся рассматривают иллюстрации животных. Делают вывод.

Учащиеся еще раз называют классы животных, выделяя их основные признаки.

Подготовленное сообщение обучающегося: Коралл — особый класс животных — полипы.

Большие скопления кораллов формируют коралловые рифы и коралловые острова.

В природе известно свыше 3500 разновидностей кораллов, разных цветовых оттенков.

Побуждаю-щий диалог на основе практичес-кого опыта.

Средство обучения: иллюстра-ции с изображе-нием животных.

Классифика-ция объектов; исключение лишнего,

обобщение.

Определение темы урока.

-Определите тему урока исходя из задания.

-Что мы уже знаем о животном мире?

-Что можем узнать?

-Какие знания можем получить?

Целеполагание: Выяснить, как животные распределяются по планете.

(Слайд 4)

Тема: «Разнообразие животных».

Ответы учащихся:

-Знаем виды животных.

-Можем узнать, как животные распределяются по планете, где они обитают.

Определение темы и целей урока.

Физминутка для глаз.

Точка, точка,

Два крючка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.

(Слайд 5)

-К какому классу животных относится божья коровка? Обоснуйте свой ответ.

-Божья коровка. Относится к классу насекомых, так имеет 6 лапок, 4 крыла и 2 усика.

Обучающиеся следят глазами за движением божьих коровок на слайде.

Элементы здоровьесбе-регающей технологии.

Исследование

Работа в группах.

-Животных на планет очень много, их можно встретить везде: в воздухе, в воде и на земле. Одни живут на юге, а другие на севере.

Проблема: “От чего зависит выбор места обитания животных?”

(Слайд 6)

Целевая установка: Чтобы решить эту проблему предлагаю сравнить животных, распределив их по планете (макет), подготовить ответ по данному плану.

План:

1. Название животного.

2. Вид животного.

3. Место его обитания на планете.

4. Причина выбора места обитания.

(Слайд 7)

Обучающиеся в группах создают модель расселения животных по планете; находят особенности такого расселения.

(Используют карту полушарий и иллюстрации 7 разных животных и 1 растения.)

Частично- поисковый метод.

Создание проблемной ситуации с опорой на наглядность.

Работа в группе.

Коллектив-ная форма работы с элементами рассуждения

Представле-ние отчёта групповой работы.

Целевая установка: Представьте свою работу по плану.

Выступление представителей групп.

Взаимоконт-роль.

Обобщение.

Наш урок подходит к концу, подведём итог нашей работе:

-Как распределяются животные по планете?

-Какова причина такого расселения?

Причины выбора места обитания:

1. Климат.

2. Окраска тела.

3. Пищевые предпочтения.

(Слайд 8)

Ответы учащихся.

Обобщение полученных знаний.

Рефлексия.

— Какие цели мы ставили в начале урока?

— Достигли ли мы поставленных целей?

-Каким образом?

-Оцените свою работу на уроке (абаки):

  • работал с удовольствием;

  • не всё было понятно;

  • мне было не интересно.

— Что больше всего понравилось?

-Вызвало трудности?

-Что вас удивило?

Ответы учащихся.

Развитие умения анализиро-вать этапы работы на уроке.

Домашнее задание

-Как выдумаете, может ли пингвин побывать в гостях у белого медведя?

-Предлагаю подготовить ответ на это вопрос к следующему уроку, выбрав задание:

1. Найти ответ в энциклопедиях или Интернете с помощью родителей.

2. Придумать сказку «Встреча пингвина и белого медведя».

3. Нарисовать самое интересное животное, о котором мы говорили на уроке.

(Слайд 9)

Предположения обучающихся.

Информаци-онный поиск.

Дифферен-циация заданий.

Список литературы:

  1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. «Окружающий мир», 1 класс. – Самара: «Корпорация Фёдорова», 2011 г.

  2. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1 – 2 класс. – М., 2000.

  3. Г.В. Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира». – Самара: «Корпорация Фёдорова», 2000.

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение №1

природа

неживая живая

растения микробы грибы ….

деревья кустарники травы

паукообразные … … звери

… моллюски …

птицы

рыбы птицы

насекомые птицы

земноводные птицы

пресмыкающиеся птицы

животные

Приложение №2

Иллюстрации животных:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here