Урок по окружающему миру в 3 классе по программе Перспектива

Тема урока: Семейный бюджет

Цели урока:

Предметные результаты

Иметь представление о понятии «семейный бюджет»; знать составные части семейных доходов и расходов; знать некоторые факторы из истории денег в человеческом обществе, типы денежных единиц Российской Федерации

Метапредметные результаты

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов; определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Личностные результаты

Осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива». Окружающий мир: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир: рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Форма урока: с использованием мультимедийных средств

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний учащихся

Давайте вспомним, какие старинные обычаи строительства дома вы знаете?

В какое время года в старину начиналось строительство дома? (март — апрель)

С чего начиналось строительство дома? (с закладки фундамента)

Какие деревья люди использовали для сруба дома? (сосна, ель)

Почему строили деревянные дома? ( в деревянных домах сухо, тепло и дышится легко)

Прежде чем начинать возводить дом на фундамент, кого приглашали и зачем? (батюшку осветить место под дом)

Когда освещали дом второй раз? (когда положат матицу)

Кто должен был делать крышу и возводить конёк на крыше? ( хозяин дома)

Как устроен дом внутри для удобства людей всех возрастов?

Как назывался передний угол дома? (красный угол)

  1. Проверка домашнего задания

  • Дети вывешивают свои рисунки на доску на тему: Как ты представляешь сою будущую семью, дом и домашнее хозяйство

  • Пересказ текста по вопросам учебника с. 75

  • РТ с.48 №2

4.Изучение нового

Из чего складывается домашнее хозяйство любой семьи?

На что ваши семьи расходуют деньги?

Какие деньги разных стран вы знаете?

У каждой семьи есть своё домашнее хозяйство. Даже если оно не большое, всё равно необходимо им управлять и распределять обязанности. Только тогда в доме будет порядок, а между всеми членами семьи – спокойствие и согласие. Традиционные обычаи домоводства помогают достижению достатка и радости в семье.

Чтобы семья могла вести своё хозяйство, что нужно иметь в доме? (деньги)

А кто из вас знает, что такое семейный бюджет?

Представьте себе кошелек, к который складывают деньги, а потом вынимают, чтобы потратить на те или иные нужды. Семейный бюджет можно сравнить с таким кошельком.

Деньги, которые в него кладут, — это доходы. Деньги, которые тратят, — расходы. Семейный бюджет – это соотношение доходов и расходов семьи.

Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи. Ни одна семья не может жить без расходов – на питание, одежду, и многое другое.

Из чего же складываются семейные доходы?

Представим себе семью, которая состоит из папы и мамы, сына и дочери, бабушки и дедушки. Предположим мама – учительница, сын – студент, дочь – школьница, бабушка и дедушка пенсионеры. В такой семье доходы сложатся вот из чего: зарплата папы+ зарплата мамы+ стипендия сына, пенсия бабушки+ пенсия дедушки. Зарплата, стипендия, пенсия – это разные виды доходов.

Кто из членов семьи получает больше денег, кто меньше?

а) Рассказ учителя и обобщение знаний детей

А теперь выясним, на что семья тратит деньги

Какие из расходов надо считать самыми необходимыми?

Какие расходы семейного бюджета, на ваш взгляд, важны для физического развития человека, а какие – для развития его внутреннего мира?

Конечно самые необходимые расходы – это расходы на питание. К числу основных относятся также расходы на одежду, обувь, оплату жилья, транспорта, расходы на обучение и лечение. Кроме того семья тратит деньги на книги, на игрушки для детей, на посещение театров, музеев, на туристические поездки и на многое другое.

в) Работа в группах. Составить семейный доход. Дети делятся, команда выбирает членов семьи, считают доход получившейся семьи. Распределить, какую часть общего бюджета они выделят на обязательные нужды, а какую готовы потратить на отдых, поездки, развлечения?

г) Продолжение изучения нового

Учитель: Конечно, деньги занимают важное место в нашей жизни. И для того чтоб они шли во благо человека, необходимо их правильно распределять. Вы обязательно этому научитесь. Сегодня у нас была первая попытка управлять бюджетом. Интересно вам было?

А что такое деньги?

Деньги это – По самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «

Но сначала они были совсем не похожи на те, к которым мы привыкли. Деньгами служили шкурки зверей, птичьи перья, сушёная рыба, раковины моллюсков и другие предметы. Потом люди придумали металлические деньги. Их изготавливали в виде брусков, колец, прутиков, слитков. Со временем люди поняли, что пользоваться такими деньгами всё же очень неудобно. Слитки стали делать круглыми. Так появились монеты.

Позднее люди придумали и бумажные деньги. Впервые они появились в Китае, а потом и в других странах мира. Бумажные деньги называют банкнотами.

Показ различных банкнотов

В разных странах сейчас используют различные денежные единицы, Так, в России это рубль, в США – доллар. Во многих странах Европы действует единая денежная единица – евро.

Каждая денежная единица представлена монетами, и банкнотами разного достоинства. Например, в нашей стране выпускаются монеты достоинством ! рубль, 2 рубля, 5 рублей и другие, а также банкноты достоинством 10 рублей, 50 рублей, 1оо рублей и другие.

«Кроме того, что деньги необходимы людям для жизни, они ещё стали и произведением искусства. На монетах и бумажных деньгах можно найти целые рассказы об истории, географии, искусстве той страны, где эти деньги сделаны»

  1. Физминутка

  2. Закрепление изученного. Работа по учебнику и РТ

Работа в парах. Разно уровневое задание

  • Чтение об истории российских денег вы можете узнать на «Страничках Умного Совёнка» с. 130. Чтение и пересказ друг другу. Задайте вопросы друг другу по прочитанному тексту.

Что вы узнали от Совёнка?

  • РТ с. 76-77

— Самостоятельно прочитать и напиши определения

— С помощью учебника напиши определения.

— Спроси у соседа по парте, если не знаешь как выполнить задание

Итог

Что нового узнали на уроке лично для себя? Трудно ли управлять своими денежными средствами?

Домашнее задание. с.76-78уч., РТ с.51 (составить бюджет своей будущей семьи)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here