Урок по окружающему миру в 3 классе по программе Перспектива
Тема урока: Семейный бюджет
Цели урока:
Предметные результаты
Иметь представление о понятии «семейный бюджет»; знать составные части семейных доходов и расходов; знать некоторые факторы из истории денег в человеческом обществе, типы денежных единиц Российской Федерации
Метапредметные результаты
Характеризовать составные части семейных доходов и расходов; определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства
Личностные результаты
Осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива». Окружающий мир: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир: рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Форма урока: с использованием мультимедийных средств
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний учащихся
Давайте вспомним, какие старинные обычаи строительства дома вы знаете?
В какое время года в старину начиналось строительство дома? (март — апрель)
С чего начиналось строительство дома? (с закладки фундамента)
Какие деревья люди использовали для сруба дома? (сосна, ель)
Почему строили деревянные дома? ( в деревянных домах сухо, тепло и дышится легко)
Прежде чем начинать возводить дом на фундамент, кого приглашали и зачем? (батюшку осветить место под дом)
Когда освещали дом второй раз? (когда положат матицу)
Кто должен был делать крышу и возводить конёк на крыше? ( хозяин дома)
Как устроен дом внутри для удобства людей всех возрастов?
Как назывался передний угол дома? (красный угол)
-
Проверка домашнего задания
-
Дети вывешивают свои рисунки на доску на тему: Как ты представляешь сою будущую семью, дом и домашнее хозяйство
-
Пересказ текста по вопросам учебника с. 75
-
РТ с.48 №2
4.Изучение нового
Из чего складывается домашнее хозяйство любой семьи?
На что ваши семьи расходуют деньги?
Какие деньги разных стран вы знаете?
У каждой семьи есть своё домашнее хозяйство. Даже если оно не большое, всё равно необходимо им управлять и распределять обязанности. Только тогда в доме будет порядок, а между всеми членами семьи – спокойствие и согласие. Традиционные обычаи домоводства помогают достижению достатка и радости в семье.
Чтобы семья могла вести своё хозяйство, что нужно иметь в доме? (деньги)
А кто из вас знает, что такое семейный бюджет?
Представьте себе кошелек, к который складывают деньги, а потом вынимают, чтобы потратить на те или иные нужды. Семейный бюджет можно сравнить с таким кошельком.
Деньги, которые в него кладут, — это доходы. Деньги, которые тратят, — расходы. Семейный бюджет – это соотношение доходов и расходов семьи.
Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи. Ни одна семья не может жить без расходов – на питание, одежду, и многое другое.
Из чего же складываются семейные доходы?
Представим себе семью, которая состоит из папы и мамы, сына и дочери, бабушки и дедушки. Предположим мама – учительница, сын – студент, дочь – школьница, бабушка и дедушка пенсионеры. В такой семье доходы сложатся вот из чего: зарплата папы+ зарплата мамы+ стипендия сына, пенсия бабушки+ пенсия дедушки. Зарплата, стипендия, пенсия – это разные виды доходов.
Кто из членов семьи получает больше денег, кто меньше?
а) Рассказ учителя и обобщение знаний детей
А теперь выясним, на что семья тратит деньги
Какие из расходов надо считать самыми необходимыми?
Какие расходы семейного бюджета, на ваш взгляд, важны для физического развития человека, а какие – для развития его внутреннего мира?
Конечно самые необходимые расходы – это расходы на питание. К числу основных относятся также расходы на одежду, обувь, оплату жилья, транспорта, расходы на обучение и лечение. Кроме того семья тратит деньги на книги, на игрушки для детей, на посещение театров, музеев, на туристические поездки и на многое другое.
в) Работа в группах. Составить семейный доход. Дети делятся, команда выбирает членов семьи, считают доход получившейся семьи. Распределить, какую часть общего бюджета они выделят на обязательные нужды, а какую готовы потратить на отдых, поездки, развлечения?
г) Продолжение изучения нового
Учитель: Конечно, деньги занимают важное место в нашей жизни. И для того чтоб они шли во благо человека, необходимо их правильно распределять. Вы обязательно этому научитесь. Сегодня у нас была первая попытка управлять бюджетом. Интересно вам было?
А что такое деньги?
Деньги это – По самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «
Но сначала они были совсем не похожи на те, к которым мы привыкли. Деньгами служили шкурки зверей, птичьи перья, сушёная рыба, раковины моллюсков и другие предметы. Потом люди придумали металлические деньги. Их изготавливали в виде брусков, колец, прутиков, слитков. Со временем люди поняли, что пользоваться такими деньгами всё же очень неудобно. Слитки стали делать круглыми. Так появились монеты.
Позднее люди придумали и бумажные деньги. Впервые они появились в Китае, а потом и в других странах мира. Бумажные деньги называют банкнотами.
Показ различных банкнотов
В разных странах сейчас используют различные денежные единицы, Так, в России это рубль, в США – доллар. Во многих странах Европы действует единая денежная единица – евро.
Каждая денежная единица представлена монетами, и банкнотами разного достоинства. Например, в нашей стране выпускаются монеты достоинством ! рубль, 2 рубля, 5 рублей и другие, а также банкноты достоинством 10 рублей, 50 рублей, 1оо рублей и другие.
«Кроме того, что деньги необходимы людям для жизни, они ещё стали и произведением искусства. На монетах и бумажных деньгах можно найти целые рассказы об истории, географии, искусстве той страны, где эти деньги сделаны»
-
Физминутка
-
Закрепление изученного. Работа по учебнику и РТ
Работа в парах. Разно уровневое задание
-
Чтение об истории российских денег вы можете узнать на «Страничках Умного Совёнка» с. 130. Чтение и пересказ друг другу. Задайте вопросы друг другу по прочитанному тексту.
Что вы узнали от Совёнка?
-
РТ с. 76-77
— Самостоятельно прочитать и напиши определения
— С помощью учебника напиши определения.
— Спроси у соседа по парте, если не знаешь как выполнить задание
Итог
Что нового узнали на уроке лично для себя? Трудно ли управлять своими денежными средствами?
Домашнее задание. с.76-78уч., РТ с.51 (составить бюджет своей будущей семьи)