Класс: 1 «Е» класс
Дата: 19.03.12
Предмет: Окружающий мир
Тип урока: Урок изучения нового материала
Тема: Твёрдые тела, жидкости и газы.
Цель: Создание условий для формирования понятий «твёрдые, жидкие и газообразные тела».
Задачи:
Предметные:
1) формирование понятий «твёрдые, жидкие и газообразные тела».
2) знакомство со свойствами тел.
3)первичное формирование понятия «молекула».
Метапредметные:
Познавательные:
1) формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
2) формирование умения представлять информацию в виде схемы;
3) формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
4) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
5) формирование умения устанавливать аналогии;
6) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения слушать и понимать других;
2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
4) формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) формирование умения определять цель деятельности на уроке;
2) формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
Оборудование. Интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ёмкости с жидкостью и бруском, пустая ёмкость, салфетки, целлофановые пакеты, шприцы, технологические карты, толковый словарь.
Ход урока | ||||||||||||||||||||
1.Организация класса на работу.
2. Актуализация знания
3. Постановка проблемного вопроса
4. Изучение нового материала
5. Исследовательская работа
5. Первичное закрепление
6. Итог урока
7. Оценка и самооценка
| — Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня у нас будет очень интересный урок. Я желаю вам хорошо потрудится, узнать как можно больше нового и просто хорошо провести время.
-Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов на уроке. -Вижу, вы к уроку готовы. Тихо садитесь.
-Сегодня мы с вами находимся в нашей маленькой лаборатории, которую создали сами в нашем классе. СЛАЙД 1
-А что такое лаборатория? (ответы детей) -Давайте откроем словарь, и прочтём, что же такой «лаборатория»? (хорошо читающий ребёнок читает: ЛАБОРАТОРИЯ- Учреждение, отдел, где проводятся научный и технические опыты, экспериментальные исследования) СЛАЙД 2
-Посмотрите на ваши столы, что находится в вашей лаборатории? (на столах у детей сосуды с бруском, водой, пустой сосуд, технологические карты, ёмкость с водой, целлофановый пакетик, салфетки, шприцы, ручки, рабочие тетради, учебники)
-Мы будем лаборантами. А кто такие лаборанты?(ответы детей) — Чем занимаются лаборанты? (что-то исследуют) -Посмотрите в стаканы, которые у вас на столах. Как вы думаете, что мы будем исследовать?(жидкость, твёрдый предмет) — А можно ли исследовать пустой стакан, или пустой пакетик? Хотите узнать?
-Кто может сказать, чем бы будем заниматься на уроке? (проводить опыты с жидкостью, твердым предметом)
— Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории, в том месте, где проводят опыты. (дети читаю правила) СЛАЙД 3
— Эти правила у нас вынесены и на доску, чтобы вы могли при необходимости их вспомнить. -Ребята, а работать мы будем самостоятельно или в группах?(в группах) -Как по другому назвать группу?(коллектив, команда) -У каждой команды/коллектива есть свой девиз. Посмотрите на доску, и прочитайте наш девиз на этом уроке. СЛАЙД 4
Говори что думаешь, и думай что говоришь!
— Как вы его понимаете?(ответы детей)
— Готовы начать работу?(да)
— Перед тем, как мы отправимся в нашу лабораторию, нам необходимо вспомнить, что мы уже узнали на уроках окружающего мира? Какие качества нам в этом помогли? Посмотрите на доску и скажите, какие качества мы ещё не назвали? Для чего они нам нужны? (ответы детей) СЛАЙД 5
(на столе у учеников 3 сосуда. 1- с водой, 2- с бруском, 3- пустой(с воздухом) —У вас на столах по три стакана. -Что в первом стакане? (вода). -Что во 2 стакане? (деревянный брусок). -Что в третьем стакане? (ответы детей)
-Возьмите пакеты и зажмите их рукой у горлышка. Что вы видите? (пакет надулся). -Что в пакете? (выполняю задание вместе с детьми)
— Кто из вас уже догадался, что находится в 3 стакане? (воздух) -Хотите проверить, что там что-то есть?
-Для начала возьмите пустой стакан, положите на дно салфетку, на салфетку брусок, на брусок ещё одну салфетку, закройте дно ладошкой, и переверните стакан. Соприкоснулись ли салфетки? Почему? (нет, брусок между ними мешает)
— Теперь проделаем еще один опыт. (опыт проделывает подготовленный ребенок(каждый в своей группе): берёт чашу с водой, салфетку, стакан.)
-Как вы думаете, намокнет ли салфетка, прикрепленная ко дну стакана, если стакан опустить в воду к верху дном? (ответы детей) (Опускают.) -Почему салфетка осталась сухой? Что помешало воде соприкоснуться с салфеткой? Что мешает? (воздух не дал намочить салфетку)
-А воздух находится только в стакане? А в нашей лаборатории есть воздух?(да) — Что еще есть в нашем классе?(ответы детей) — Нас окружают различные предметы, по другому их называют тела. -Давайте прочитаем в словаре, что такое ТЕЛО?( хорошо читающий ученик читает. ТЕЛО-отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная каким либо веществом.) СЛАЙД 6
– Чем заполнен наш класс? -Значит можем мы воздух назвать телом? (да) -Чем ещё заполнены ваши стаканы?(водой и бруском) -Как мы можем назвать воду и брусок? (телом) -Какие еще бывают тела? (ответы детей) -Как вы думаете, все тела одинаковые? Чем они отличаются? (дети перечисляют признаки предметов :размер, форму, цвет, материал).
— Чем отличаются тела в ваших стаканчиках? (приходят к выводу, что вода жидкая, брусок – твердый, воздух – при помощи учителя, это газ.)
-Оказывается, все предметы можно еще разделить на три большие группы. Какие, кто догадался?(твёрдые, жидкие, газообразные вещества)
— Кто сможет назвать тему урока??(дети формулируют тему урока) СЛАЙД 7
— На какие вопросы после этого урока мы сможем ответить?( дети формулируют план урока)
-Действительно, сегодня мы с вами познакомимся с неживыми физическими телами, которые отличаются своими состояниями, бывают твердыми, жидкими и газообразными. Узнаем, какой предмет к какому телу относится. Ну и, конечно, если мы в лаборатории, то проделаем ряд опытов, которые покажут нам, чем же особенны эти тела.
—Как мы уже сказали ,все предметы можно разделить на 3 группы. СЛАЙД 8
—Перед вами таблица. Давайте постараемся её заполнить.(дети по очереди выходят к доске и ставят слова в нужную колонку.)
-Почему именно так заполнили таблицу?(так как это разные тела)
— Хотите выяснить, чем же отличаются тела, которые находятся в различных состояниях: твердом, жидком и газообразном? (да)
-Для этого нам надо немного отдохнуть, ведь впереди у нас большая исследовательская работа, которую мы будем записывать в технологическую карту.
Физминутка
1свойство (опыт): Разделить все тела на 2 группы: сохраняющие форму и не сохраняющие форму. Ученики переливает воду из одного сосуда в другой. — Какую форму приобретает жидкость при переливании из одного сосуда в другой? (жидкость сохраняет форму сосуда) — Переложите брусок из одного стакана в другой. Изменил ли он форму? (нет, это твердое тело) Какой вывод можно сделать? (Твердые тела сохраняют свою форму, а жидкости сохраняют форму сосуда.) СЛАЙД 9 Сравните ваш вывод, с выводом в учебнике
2 свойство (опыт): -Пробуем сжать брусок (не сжимается). Учитель при помощи шприца пробует сжать воду ( не сжимается), Ученики при помощи шприца пробуют сжать газ (сжимается.) -Какой вывод можно сделать? (Твердые тела и жидкости не сжимаются, а газ – сжимается) СЛАЙД 10 Сравните ваш вывод ,с выводом в учебнике.
3 свойство: — Мы говорили о твердых телах, жидкостях. А еще о каких телах нам нужно поговорить? (о газах)
— Сейчас закроете глаза, и приготовьте свои носики. (Пока у детей закрыты глаза, я разбрызгиваю духи.)
— Открывайте глаза. Что изменилось в нашей лаборатории? Может вы что-то почувствовали? А на задних партах?(запах духов) — Почему, ведь я разбрызгивала у доски? -Какой вывод можно сделать?( Газы занимают всё помещение, где они находятся.) СЛАЙД 10 Сравните ваш вывод, с выводом в учебнике
— Ребята, почему же все так происходит? Почему твердые тела не могут течь, жидкие не могут сохранять определенную форму, а газы занимают весь объем помещения?(ответы детей)
— Оказывается, все тела состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулы. Они похожи на очень маленькие шарики. СЛАЙД 11
-Но в каждом теле молекулы располагаются по-разному. Например, в твердом теле каждая молекула очень близко соединена с другой, и это не позволяет ему растекаться. В жидкостях молекулы не так крепко соединены и дают возможность перемещаться из одного положения в другое. А в газах, молекулы и вовсе не соединены друг с другом, поэтому легко разлетаются в разные стороны. СЛАЙД 12
— У каждого из вас есть шарик. Представьте, что это молекулы. Покажите, как располагаются молекулы в твердом теле, жидком, газообразном.(дети работают в группах)
– Какое знакомое вам вещество может находиться во всех трех состояниях? (вода) — А вот какие превращения происходят с водой мы узнаем на следующем уроке.
-А сейчас выполним самостоятельно упражнения в рабочей тетради. -Обменяйтесь тетрадями, и проверьте правильность выполнения работы. (если дети в разное время закончат, можно дать индивидуальные карточки)
-Давайте послушаем наших лаборантов.
1группа — Какими свойствами обладают твердые тела?
2 группа — Какими свойствами обладают газообразные тела?
3 группа — Какими свойствами обладают жидкие тела?
-Ответили мы на вопросы, которые ставили перед собой? — Что на уроке для вас было самым интересным?
-Какими качествами мы воспользовались?
— Сегодня занимались все на отлично, особенно хочется отметить…, вашей работой я довольна, больше хочется активности от…, а теперь оцените себя сами. — На шариках (молекулы) запишите свое имя, и опустите в стакан, который стоит у меня на столе. Мне все понравилось. Я хорошо поработал на уроке. Урок, как урок. Я не сильно старался. Урок не понравился. Я нечего не понял.
| |||||||||||||||||||
|