Конспект урока по окружающему миру в 2 классе

Киляжова Райса Тулинкалиевна,

учитель начальных классов.

второй категории

МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №2»
Ленинский район Волгоградской области

Тема: Природная зональность.

Цели урока: 1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

  1. Познакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности.

2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру.

  1. Учить бережному отношению к природе.

Минимум: ребята должны узнать о чередовании природных зон России. Понятие: природная зона.

Минимакс: к концу урока ученики могут узнавать природные зоны по их характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон. Понятие: закон природной зональности.

Максимум: уметь объяснять явление чередования природных зон измерением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Оборудование: карта “Природные зоны”, рисунки с изображением природных зон, учебник”Окружающий мир”. Часть 2/ Авт. А.А. Вахрушев и др.- М.: Баласс, 2012., карточки, лист самооценки.

Ход урока.

I.Оргмомент.

Уч-ль: Ребята, проверьте готовность к уроку, пожелайте друг другу удачи. Вспомните, чему был посвящен наш прошлый урок.

Уч-ль: Ребята, на уроке вы будете оценивать свою работу. Для этого сначала подпишите свои листы. Напротив каждого этапа урока вы будете ставить знак + или -.

Уч-ль: Что такое экосистема?

Уч-к: Экосистема – это такое «содружество» живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.

Уч-ль: Есть ли профессии у животных и растений?

Уч-к: Организмы в экосистеме выполняют три роли: одни из них – «кормильцы», другие – «едоки», третьи – «мусорщики».

Уч-ль: Могут ли существовать экосистемы без участия человека? Как долго?

Уч-к: В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца. В экосистеме нет ничеге лишнего, ненужного: всё, что производится, полностью используется её обитателями. Экосистема может существовать как угодно долго без посторонней помощи.

Самооценка. – Ребята, оцените свою работу на этапе проверки домашней работы.

II Актуализация знаний и постановка проблемы.

Уч-ль: Сегодня мы отправимся в путешествие и попробуем выяснить, меняются ли природные условия обитания в каждом поясе.

Уч-ль: Прежде чем мы отправимся в путешествие по нашей планете, мы к нему сами подготовимся. 1. Определим, куда мы отправимся. 2. Решим, что нужно взять в дорогу, как одеться. Почему? 3. Предположим, кого мы там можем встретить.

— Подумайте и ответьте на поставленные вопросы.

Работа в группах по вариантам: получают карточки с изображением места предполагаемого путешествия. 1. Река в летний день. 2. Та же река, но осенью.

Уч-к: Вывод: 1. По пейзажу легко определить место, куда мы направляемся. 2. Чтобы собраться в дорогу, важно учитывать и место, и время года. 3. Надо помнить, что мы гости в лесу и на реке.

Уч-ль: Вы можете предположить одну из рек для путешествия.

Уч-ль: Ребята, вы очень хорошо справились с двумя заданиями. Приступаем к третьему.

— В каком поясе, по вашему мнению, находится место нашего путешествия? Какие природные экосистемы могут окружать это место? Подумайте и ответьте на поставленные вопросы.

— Предположим, наше путешествие пройдет по одной из крупных рек России. Эта река протекает с севера на юг или с юга на север? Одинаковую ли картину природы можно увидеть в один и тот же день, например сегодня, в её верхнем и нижнем течении? (Согласовываю версии)

Уч-ль: Ребята, о чем мы сегодня можем поговорить?

Уч-к: Мы можем поговорить о смене картины природы с севера на юг (или с юга на север).

Уч-ль: Какие знания пригодятся в нашем путешествии?

Уч-к: Это знания о поясах освещенности и разных климатических условиях.

Уч-ль: Мы узнаем о том, как меняется природа, когда мы движемся с севера на юг и с юга на север.

III. Совместное «открытие» знаний (работа в группах)

Уч-ль: Давайте наше путешествие начнем из района Центральной России. Какой у нас климат?

Уч-ль: Предположите, что будет меняться в путешествии на юг или на север. Используйте карточки, с записями погоды.

Уч-к: В горолах, расположенных южнее, температура выше. Значит там теплее.

Уч-к: В городах, расположенных севернее, температура низкая. Там еще зима.

Уч-ль: наши герои Лена и Миша на каникулах тоже отправились в путешествие. Лена на юг, а Миша на север. Картины природы, увиденные ими из поезда, помогут вам составить рассказ.

Работа в группах

Уч-к: Группы работают с учебником (с. 10-11,12-13)

Дети составляют рассказ, используя слова: тёплый или холодный, поздно или рано, долгое или холодное, влажное или засушливое.

План рассказа:

  1. Климат.

  2. Наличие деревьев.

  3. Экосистема.

  4. Природная зона.

Работа в парах

Уч-ль: К каким выводам вы пришли?

Уч-к: Мы выяснили, что севернее климат более холодный, а южнее климат более теплый. Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов.

Узнаем что говорится об этом в энциклопедии ?

Природная зона это территория с похожими природными условиями. В холодном поясе России есть природная зона тундра, в умеренном поясе – лесная зона, степная зона. В направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке. Этот порядок – один и тот же на всех материках. Природные зоны имеют форму поясов. Потому, что климат зависит от распределения тепла и влаги на Земле. Растительный и животный мир зависит от климата. Это закон природной зональности.

Уч-ль: Прочитайте образные выражения, характеризующие разные природные зоны. Напишите, о каких природных зонах идёт речь

Царство деревьев _____________________________________

Царство льда и света ____________________________________

Море трав ___________________________________________

Земля солнечного огня ____________________________________

Царство мхов и лишайников_________________________________

Вывод: В холодном поясе России есть природная зона тундра, в умеренном поясе – лесная зона, степная зона. В направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке. Этот порядок – один и тот же на всех материках. Природные зоны имеют форму поясов.

Практическая работа с картой

Учащиеся рассматривают карту “Природные зоны России”. Учитель показывает основные природные зоны, а ученики ищут эти природные зоны на карте.

Итог.

Уч-ль: Хорошо, ребята, давайте подведем итог и вернемся к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.

1.Определим, куда мы отправимся? 2.Решим, что нужно взять в дорогу, как одеться. Почему? 3. Предположим, кого мы там можем встретить.

Уч-к: Нужно учитывать климат той природной зоны,в которой мы будем путешествовать.

(Работа с интерактивной доской.)

Самооценка.

IV. Самостоятельное применение знаний (работа над проектом).

— Ребята, мы продолжаем работу над проектом «Экологические системы». Выберите из материала учебника информацию, которую можно бы было поместить в нашем альбоме-проекте под рубрикой это интересно.

V. Итог урока

Уч-ль: Что узнали, что помогло?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?

Как работал ты.

  1. Самооценка. – Ребята, оцените свою работу на уроке. Для этого возьмите листы самооценки и напротив каждого этапа урока закрась кружок

Лист самооценки.

Ф.И. учащегося __________________ Класс ____

1. Практическая работа.

 

2. Изучение нового материала.

 

3. Закрепление пройденного

 

4. Подведение итога урока.

 

5.

 

Итого:

 

Список использованной литературы

Литература: Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2 класс. Методические рекомендации для учителя/ Под ред. А.А.Вахрушева. – Изд. 2-е.-М.:Баласс,2012

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here