Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Муниципального образования город Ноябрьск
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Во времена Древней Руси»
подготовила
учитель начальных классов
Саченко Виктория Анатольевна
2012 год
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: «Во времена Древней Руси».
Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.
Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;
2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;
3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» (музыка: Птичкин Е., слова: Шаферан И., в исп. Е. Шавриной), карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка дом. задания.
• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».
– Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)
– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)
– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:
1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)
2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)
3. Сплочённость племени. (Пересказ.)
4. Дома древних славян.
5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)
– Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)
– Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)
– Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)
– Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.
– Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)
– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)
– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)
• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 — племена; 2 — охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 — язычество.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
– Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)
– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)
– Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».
– А что же такое «Русь»? (Государство.)
– Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)
– Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.)
• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.
– Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)
2. Работа над новым материалом.
У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…
– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.
• Читает ученик (карточка на каждом столе):
– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)
– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)
– Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41.
– Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)
– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)
• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».
– А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)
– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)
– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)
– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)
– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».
– А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)
– Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)
• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».
– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)
– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)
– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)
– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)
– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)
• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)
– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)
– Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.
– Как же назвали новое государство? (Русь.)
• Вывешивается напротив карточки «государство» — «Русь».
– Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!
– Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.
• Вывешивается карточка «Киев».
– Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.
– Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.
Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)
• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.
– А как же назвали народ? (Русским.)
– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» — конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.
(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)
Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)
– Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)
• Схема «родословная князей Древней Руси».
– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)
– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)
– Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)
– Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.
– А что давало принятие христианства на Руси? (…)
– Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.
— На с. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты. (…)
• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:
-
Распространение грамотности, просвещения
-
Развитие искусства и ремёсел
-
Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего
-
Укрепление связей с другими государствами.
– В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)
– В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)
• Вывешиваю табличку: 988 г.
IV. Итог урока.
– Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)
– Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)
– О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?
V. Д/з
– Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.
Список использованной литературы
1. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир: Учебник: 4 класс. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011. – 208 с.: ил. – Пер.
2. Окружающий мир. Рабочие программы. ФГОС. Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2011 – 224с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Картинки Жизнь древних славян
-
http ://roma -erema .livejournal .com /10620.html
-
http ://900igr .net /fotografii /istorija /ZHizn -Drevnikh -slavjan /012-Opishite -dom -drevnikh -slavjan .html
-
http ://images .yandex .ru /yandsearch ?text =%D 0%BA %D 0%B 0%D 1%80%D 1%82%D 0%B 8%D 0%BD %D 0%BA %D 0%B 8%20%D 0%B 2%D 0%B 0%D 1%80%D 1%8F %D 0%B 3%D 0%B 8&noreask =1&lr =54&p =137&img _url =enoth .narod .ru %2Fenc %2F 1%2F 5.files %2Fimage 012.jpg &rpt =simage
-
Картинка Князь Олег и Игорь http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=obraz.volxv.info%2Fmain.php%3Fg2_view%3Dcore.DownloadItem%26g2_itemId%3D5164%26g2_serialNumber%3D2&ed=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3%20%D0%B8%20%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C&p=0
-
Картинка Икона Владимир –красно солнышко http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=minds.by%2Fdata%2Farticle%2Fhistory_of_church%2F00242%2F1.jpg&ed=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE&p=16
-
История государства российского 15 серия Крещение Руси Видеоролик
http://smotri.com/video/view/?id=v1355356dbbf
-
История государства российского 17 серия Торговля в Киевской Руси Видеоролик
http://smotri.com/video/view/?id=v1355475c4e5
-
Скачать Екатерина Шаврина Гляжу в озёра синие
http://kolibaba.com.ua/index.php?name=Music&op=view_music&lid=25875
-
Электронная энциклопедия истории Быт древних славян http://www.galla.su/slav/sla2.php
-
Восточные славяне и Киевская Русь http://his95.narod.ru/w1.htm
-
Крещение Руси http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/200.html