Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»»

Республика Марий Эл

Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе

Острова и полуострова

УМК «Школа 2100»

подготовила

учитель начальных классов

Соколова любовь Робертовна

Йошкар-Ола 2014

Оборудование:

1. Карта полушарий.

2. Листок с информацией о происхождении островов и полуостровов.

3. Карточки с заданиями.

4. Учебник А.А.Вахрушев “Окружающий мир– 2 класс”, Москва.– Дрофа.

Цели и задачи:

1 .Проверить умения и навыки детей по работе с картой.

2. Познакомить с понятием острова и полуострова .

3. Развивать кругозор детей.

Ход урока:

1 .Организационный момент.

Эпиграфом нашего урока я выбрала пословицу:

Никто не знает так много как, как все мы вместе.

— Как вы понимаете эти слова?

2. Давайте повторим пройденный материал:

— Какие стороны горизонта вы знаете?

— Какие условные обозначения приняты на картах?

— Что такое часть света?

— Что вы знаете о материках?

— Что такое океаны? Сколько их?

3. Предлагаю узнать тему урока, разгадав кроссворд

е

в

р

о

п

а

о

к

е

о

н

г

л

о

б

у

с

у

с

т

ь

е

к

о

р

д

и

л

ь

е

р

ы

и

с

т

о

к

м

а

т

т

е

р

и

к

э

к

в

а

т

о

р

г

о

р

а

в

у

л

к

а

н

— часть света, расположенная на самом большом материке (Европа)

— огромный водоем, окружающий материки и острова (Океан)

— уменьшенная модель Земли (Глобус)

— место, где река впадает в другой водоем (Устье)

— горы в Северной Америке (Кордильеры)

— место рождения реки (Исток)

— огромный участок суши, окруженный водой — (Материк)

— самая длинная параллель (Экватор)

— возвышенность над местностью (Гора)

— огнедышащая гора (Вулкан)

4. Итак, тема сегодняшнего урока «Острова и полуострова»

— Мы научимся находить на карте острова, дадим понятие острова и полуострова.

5. Проблемная ситуация.

— А пока давайте послушаем разговор Лены и Миши:

— Миша, давай пойдем на Север?

— Не получится, там вода.

— Тогда пойдем на Запад?

— И там вода!

— Тогда прогуляемся на Восток.

— Увы, и там вода.

— Идти можно только на Юг.

— Ой, а у меня и здесь вода!

— Значит, ты находишься на острове.

6. — Как вы поняли, что такое остров?

— А что значит «полу» — ?

— Что же такое полуостров?

7. Использование методики разноуровневых заданий.

— Проверим наши предположения позже, а сейчас предлагаю отправиться в путешествие на самый большой остров в мире.

1 группа. Остров находится между 30 и 60 з. д. 60 и 80 с. ш. Найдите по карте, что это за остров. Действительно, это остров Гренландия.

2 группа. — Докажите, что это остров.

— ( Его со всех сторон окружает вода)

3 группа. – Прочитайте в учебнике, почему он белого цвета? (покрыт льдами)

— Да, этот остров покрыт льдами толщиной 3 км (100 домов в 10 этажей). Иногда под воздействием волн, от острова откалываются огромные ледяные глыбы, они называются айсберги. И даже такой удивительный остров обитаем. На нем живут эскимосы, которые строят удивительные дома из снега ИГЛУ.

— Давайте найдем на карте остров Гренландия.

(Работа с картой)

8. Второй по размерам остров находится рядом с Австралией. Это Новая Гвинея. Проблемный вопрос:

-Давайте сравним местоположение и климат этих двух островов, понравится ли эскимосам жить на этом острове?

— Нет, здесь всегда тепло, местное население ПАПУАСЫ, выращивают бананы. Особенность острова являются частые землетрясения.

— Кто объяснит, что такое «землетрясение»?

9. Японские острова необычны тем, что это группа островов — АРХИПЕЛАГ.

— Страна Япония, это страна «Восходящего солнца»

— На этом острове частые гости ЦУНАМИ и ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЯ.

— Самые крупные из островов это КЮСЮ, СИКОКУ, ХОККАЙДО,

ХОНСЮ.

— Здесь же расположен известный вулкан ФУДЗИЯМА.

(Работа с картой)

10. А как же образуются острова? Существует несколько способов:

— Вулканический

— Море отделяет участки суши, постепенно разделяя материк от кусочка суши.

— Суша постепенно опускается и затапливается океаном, а на поверхности остаются вершины гор.

— Существуют интересные острова: КОРАЛЛОВЫЕ. Мелкие животные строят себе домики из извести, постепенно вымирая, а домики остаются, образуя коралловые острова.

11. — А теперь сделаем вывод, что же такое острова?

ФИЗ. МИНУТКА: Если вы услышите название острова, поднимите руки вверх. Если вы услышите название материки – приседаете.

12. — А это что такое?

— Это Индостан полуостров (вода с трех сторон) находится в Индийском океане, страна Индия проживают индийцы.

— По соседству еще два полуострова: на западе – Аравийский, самый

крупный полуостров, покрытый пустынями, богатый нефтью. Давайте вспомним, что из нее делают.

— На востоке расположен Индокитай (местное население: китайцы и вьетнамцы)

13. -А на северо-востоке России расположен полуостров Камчатка. На нем располагается более 160 вулканов, из них 28 действующих, много гейзеров (выброс горячей воды).

А теперь поиграем в прятки:

— Найдите острова в Тихом океане: о. НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, о. НОВАЯ ГВИНЕЯ, ЯПОНСКИЕ о-ва, ФИЛИППИНСКИЕ о-ва.

— Индийский океан: полуостров ИНДОСТАН, полуостров ИНДОКИТАЙ,

о. МАДАГАСКАР

— Атлантический океан: БОЛЬШИЕ АНТИЛЬСКИЕ о-ва, о. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

14. Итог урока:

— Что же такое остров? Какие о-ва запомнили?

— Что такое полуостров? Какие запомнили?

— Сравните, чем отличаются острова и полуострова?

— На каком виде транспорта можно добраться до острова, до полуострова?

15. Д.З. подготовить подобный рассказ о полуострове или острове.

16. Оценка результатов.

— Что интересное узнали на уроке?

— Какой момент урока был наиболее интересным, наиболее трудным?

— Кто доволен своей работой на уроке?

Список использованной литературы:

  1. Вахрушев А.А. Окружающий мир 4 класс. – Москва: Баласс, 2009

  2. Сивоглазов Владислав Иванович, Крылова Ольга Вадимовна. Окружающий мир. Природа и человек. 1-4 классы. Атлас. – Москва: Дрофа, 2005

  3. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. – Москва: Дрофа, 2005

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here