Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: «Водоёмы нашего края», «Озеро Байкал».

Цели: — формирования представления учащихся о разнообразии водоёмов, их значение для человека;

— Воспитание любви к родному краю, желание охранять его.

Задачи: — познакомить с естественными и искусственными водоёмами; с частями реки; с озером Байкал, его обитателями;

— учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру;

— развивать умения рассуждать, анализировать, расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: Глобус, географическая карта Иркутской области, магнитофон, телевизор, DVD-плеер, диск с видами озера Байкала, аудиозапись шума волн, выставка книг о Байкале, рисунки с изображениями нерпы и рыб: омуля, осётра, голомянки, листы с заданиями для тестирования, лист с кроссвордом на доске, таблички со словами.

Ход урока.

Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в очередное путешествие по родному краю.

Актуализация знаний.

У. Тему урока мы узнаём сейчас, но сначала о поверхности нашего края рассказ.

Замените мои предложения одним словом и запишите их на своих листочках:

— возвышения на равнинах называются (холмами)

— форма поверхности, имеющая подошву, склон, вершину, высота которой более 1000 метров (гора)

— земная поверхность бывает (равнинной и гористой)

— углубление с крутыми склонами (овраг)

— большие участки суши, имеющие ровную иль почти ровную поверхность (равнины)

(Проверка проходит в парах, выявляются ошибки)

Постановка учебной задачи.

Сегодня мы отправимся туда,

где чистая плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,

кроссворд этот надо разгадать!

(На доске заранее заготовлен кроссворд)

  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон (овраг)

  2. Прибор для определения сторон горизонта (компас)

  3. Нижняя часть горы, холма (подошва)

  4. Есть у оврага, холма, горы (склон)

  5. У какого дерева кора с южной стороны белее и чище, чем с северной (берёза)

  6. Форма поверхности (холм)

  7. Север, юг, запад, восток – это основные… (стороны горизонта)

У. – (Какое слово получилось в выведенной строке?) (водоёмы)

(на доске появляется надпись)

Водоёмы нашего края.

«Открытие» учащимися новых знаний.

У. Разгадайте, ребята, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу (вода)

— Каким цветом на карте обозначена вода? (синим)

— Раскрутите наш глобус.

(К доске вызывается один ученик и раскручивает глобус)

— Какого цвета стала земля? Почему?

Это потому, что наша планета Земля почти вся покрыта морями и океанами. Моря и океаны занимают три четверти поверхности суши.

— Одинакова ли вода на вкус? (нет, бывает пресная и солёная)

— Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)

— Где вода солёная? (в морях и океанах)

— А какие водоёмы вы ещё знаете?

(Ответы детей)

На доске: Водоёмы – океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище,

ручей.

Водоёмы – это места скопления или хранения воды. Водоёмы бывают искусственными и естественными. Естественные водоёмы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.

— Давайте разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению.

На доске вывешиваются таблицы.

Естественные Искусственные

(К доске приглашаются двое учащихся, которые отбирают заранее заготовленные карточки)

океан канал

море водохранилище

озеро пруд

река

ручей

Физкультминутка.

Магнитофон. (Один из учащихся показывает движения)

(Звучит запись спокойной музыки со звучанием журчащей воды)

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляж, солнце жжёт,

Побежим скорее в воду,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ!

Актуализация знаний.

У. А сейчас поработаем с картой Иркутской области. Отгадайте загадку.

Загадка: Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём,

Как всё это назовём? (озеро Байкал)

(Показ видеороликов с видами озера Байкала)

— Вот он какой, Байкал! На карте озеро имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса.

— Чтобы лучше познакомиться с Байкалом, мы совершим путешествия по станциям. Первая станция «Историческая». (На доску прикрепить таблицу)

— Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Его возраст определяется в 25 миллионов лет. Но на Байкале нет никаких признаков старения, он ещё молод.

— В посёлке Листвянка (показ на карте) расположен лимнологический научно-исследовательский институт, который изучает Байкал.

Наука, которая изучает озёра, называется лимнология.

На доске: Лимнология – наука об озёрах.

— Озёра – это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. Озёра питаются подземными и поверхностными водами. В них впадают реки.

— В озеро Байкал впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна – Ангара (показ на доске)

Учитель вешает на доску рисунок – схему «Части реки»

(Дети самостоятельно работают с текстом в учебнике А.А. Плешакова на странице 78)

— что вы узнали? Расскажите друг другу. (Работа в парах)

(На доске появляется запись.)

Наши открытия: исток, устье, приток, левый берег, правый берег.

— Продолжим знакомиться с Байкалом.

Вот данные об озере. Прочитайте их.

На доске:

— Длина Байкала с севера на юг – 636 километров

— Средняя ширина Байкала – 47 километров

— Длина береговой линии – 2000 километров

— Глубина Байкала – 1637 метров

— Известно 1550 видов и разновидностей животных

Следующая наша станция «Исследовательская»

(табличка на доске)

— Байкал богат своим животным и растительным миром. А ещё Байкал занимает первое место по глубине среди озёр земного шара. Вот некоторые интересные рыбы,которые живут в глубинах озера.

(К доске приглашаются ученики)

1 ученик: На глубине 150 метров довольно много времени проводит омуль. (показ рисунка) Самый крупный размер омуля 50 сантиметров, вес – до 5 килограмм. Живёт омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале.

2 ученик: Глубина 200 метров. На такой глубине живут осётры. (показ рисунка)

Осётр – это царь рыбы Байкала. Они живут в Озере 50 – 60 лет, в весе достигают 100 – 130 килограмм. Растёт эта рыба очень медленно. Осётра становится меньше в Байкале из-за хищнического лова. Осётр занесён в Красную книгу.

3 ученик: Глубина 380 метров. Большую часть жизни голомянка (показ рисунка) проводит на больших глубинах. Голомянка не мечет икру, а производит на свет живых личинок до 2 – 3 тысяч штук. Тело голомянки прозрачное. Через него можно читать крупные чёрные буквы на белом фоне, при тёплой температуре она тает.

У. А вот ещё одно чудо Байкала – нерпа. (показ фрагмента видеофильма «У Байкала») На Ушканых островах (показ на карте) обитают эти интересные животные. Нерпа живёт на озере 18 миллионов лет.

— Мы достигли станции «Экологическая»

У. Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни ин завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!

К сожалению, чистой воды становится всё меньше и меньше. А виноваты в этом мы люди, которые загрязняют водоёмы, не экономично используют их, вырубают леса вокруг водоёмов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек.

Я хочу, чтобы вы сейчас, объединились в группы, составили памятку «Правила поведения у водоёмов»

Вот, что получилось.

  1. Не бросай мусор в воду!

  2. Не оставляй мусор на берегу!

  3. Не мой транспорт в водоёмах!

  4. Не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты в водоёмы!

Итог урока.

Наше путешествие закончено.

— Какое «открытие» вы сегодня сделали для себя?

— Что интересного вы сегодня узнали из нашего путешествия?

Домашние задание: Учебник, стр. 78 – 81 «Мир вокруг нас», 2 класс, часть2, автор А.А. Плешаков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here