8

Автор конспекта урока — Григорьева

Ольга Александровна

Место работы — МБОУ «НОШ №39»

города Череповца

Вологодской области

Учитель начальных классов

Конспект урока по окружающему миру (автор Плешаков А.А.).

2 класс

Тема раздела: «Здоровье и безопасность».

Тема урока: «Пожар!»

Цель:

— формирование у обучающихся знаний правил пожарной безопасности и умений их соблюдать.

Задачи:

— продолжать учить обучающихся правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта;

— познакомить с правилами пожарной безопасности;

— формировать умения правильного поведения при возникновении пожара, учить приёмам самоспасения.

Оборудование: ЭОРНачальная школа (www. nachalka.info/audio) — аудиозапись сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом»; игрушечный телефон; карточки-девизы; разноцветные кружки; схема.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Добрый день, ребята!

Настройтесь на урок, подарите друг другу улыбки и радостное настроение.

II. Целеполагание.

— Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы послушайте внимательно и попробуйте её отгадать.

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает.

— Что же это? (огонь)

— Ребята, как вы думаете о чём мы будем сегодня вести разговор на уроке окружающего мира? (об огне).

— Верно, мы будем говорить об огне. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. И с тех пор он стал верным спутником человека. К огню люди относились с уважением, боялись его и считали подарком богов. Сегодня без огня нам тоже не обойтись.

Знают все: человек без огня

Не живёт ни единого дня!

При огне, как при солнце, светло!

При огне и зимой тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

— Приведите примеры, когда огонь является другом человека? (Дети отвечают и на доске появляется схема).

огонь – наш друг

обогревает жилище плавит сталь освещает комнату помогает готовить пищу

II. Постановка учебной задачи.

Звучит аудиозапись отрывка сказки «Кошкин дом» С.Я. Маршака.

Тили-бом, тили-бом!

Загорелся кошкин дом…

Тили-бом, тили-бом!

Погорел у кошки дом,

Не найти его примет.

Толи был он, толи нет!

— Ребята, почему сгорел у кошки дом? (не закрыли дверцу печки, оставили огонь без присмотра)

— В этой сказке огонь является другом? (нет)

— Почему? (случился пожар; огонь принёс беду – сгорел дом)

— На доске появляется пословица: От искры пожар рождается.

— Какова тема нашего урока? (Пожар!)

— Всё ли о пожаре, о причинах его возникновения и действий при нём вам известно? (нет)

— Ребята, подумайте, на какие вопросы в ходе урока вы хотели бы получить ответ?

— Вопросы детей помещаются на доску.

  • От чего возникает пожар?

  • Как не допустить его возникновения?

  • Если случится пожар, то, как себя вести? и др.

— Какую учебную задачу мы поставим сегодня на урок? (изучить правила пожарной безопасности, научиться правильно вести себя при пожаре)

— Для того, чтобы настроиться на урок, быть внимательным и найти ответы на все поставленные вопросы выберите для себя девиз.

  • Хочу всё знать!

  • Буду внимательным!

  • Мне это интересно!

— Я выбрала для себя девиз «Мне это интересно!», так как мне всегда интересно работать с вами, узнавать новое.

III. Открытие нового знания.

— Продолжаем наш разговор о злом огне – огне пожара.

— Ребята, где может возникнуть пожар? (в лесу, дома…)

— Чем страшен пожар? (убивает всё живое и неживое)

— А вы когда-нибудь были свидетелями пожара?

— Какие чувства это у вас вызвало? (страх, испуг, боль)

— Ребята, ещё свидетелями пожара стали герои нашего учебника Серёжа и его папа.

— Прочитайте текст на странице 29-30.

— По какой причине возник пожар? (кто-то из жильцов без присмотра оставил включённый утюг)

— А какие причины возникновения пожара знаете вы? (игры со спичками; оставленные без присмотра включенные приборы и т.д.)

— Какова же главная причина возникновения пожара? (не знание правил пожарной безопасности; не осторожность с огнём)

На доске: Чтобы в дом не пришла беда – будьте с огнём осторожны всегда!

— Сейчас ребята расскажут правила пожарной безопасности, а вы слушайте внимательно.

  • Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

  • Газ на кухне, печь на даче,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый.

Наш надёжный, лучший друг.

  • Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж было не до шутки.

Вот что значат три минутки.

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар!

  • Костёр развести мальчишки решили

И в этот костёр бензина подлили.

Вдруг вспыхнуло пламя, пожар начался.

Запомни, с бензином играть вам нельзя!

  • В лесу, у дома и сарая

Разводить костёр не смей!

Может быть беда большая

Для животных и людей.

— Прочитайте памятку в учебнике «Чтобы не было пожара» (с.30) и заполните пропуски в памятке в тетради с.13 №1.

— Выполнив работу, поменяйтесь тетрадями в парах и проверьте друг у друга, оценив работу соседа по критерию – умение правильно выполнить задание.

— При выполнении домашнего задания вы можете придумать условные знаки к некоторым из этих правил и нарисовать их. (Дети нарисовали следующие условные знаки: см. Приложение №1).

IV. Физкультминутка.

Выполняется стоя. Учитель задаёт вопрос, а дети хором отвечают (хлопая в ладоши): «Это я, это я, это все мои друзья!»

  1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

  2. Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»?

  3. Кто из вас шалит с огнём: утром, вечером и днём?

  4. Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

  5. Кто костров не разжигает и другим не позволяет?

— Ребята, а если пожар всё-таки возник, то как нужно себя вести? (дети высказывают свои мнения)

— Давайте узнаем, что по этому поводу думают пожарные. (Дети читают вслух второй абзац на стр.31)

1) Срочно сказать взрослым.

2) Если взрослых нет, то вызвать по телефону 01 пожарных. (Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность, как только замечали огонь или дым, пожарные спешили туда.)

3) Если дым в комнате, то как можно быстрее пробираться к выходу.

— Как вызвать пожарных по телефону?

План действий на доску.

  1. Набери номер телефона 01.

  2. Чётко назови адрес, по которому произошёл пожар.

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.

Пусть помнит каждый гражданин,

Пожарный номер – 01.

— Сейчас мы поупражняемся в вызове пожарных. Несколько (3-4) учеников выходят к доске, на игрушечном телефоне набирают 01, чётко называют адрес пожара. Остальные дети оценивают правильность действий обучающихся.

— Ребята, как вы думаете, можно ли звонить по телефону 01 ради развлечения, если пожара нет? Почему? (в это время может возникнуть настоящий пожар и пожарные не успеют спасти чей-то дом, а может и жизнь)

V. Закрепление.

— Поиграем в игру «Запрещается – разрешается».

— У вас на столе кружки зелёного цвета – разрешающие; красного – запрещающие. Дети поднимают нужный сигнал.

  • Небрежно обращаться с огнём.

  • Играть со спичками.

  • При пожаре кричать и звать на помощь взрослых.

  • Разжигать самостоятельно костёр.

  • Самостоятельно зажигать газ и топить печь.

  • При возникновении дыма – быстрее пробираться к выходу.

  • В случае возникновения пожара звонить по телефону 01.

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Ребята, вспомните учебную задачу, которую мы ставили на урок?

— Достигли ли мы её?

— Ответили ли мы на поставленные вопросы в начале урока?

— Сегодня мы говорили об огне как о враге человека. Будет ли огонь нам другом или врагом зависит только от нас, от того как мы обращаемся с ним, как знаем правила пожарной безопасности. Я желаю, чтобы огонь был вам только другом.

— Вспомните девиз, который вы ставили в начале урока и скажите – следовали ли вы ему?

Литература.

  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». – М.: «ВАКО», 2003.

  2. Кудрявцева Н.А. Искру тушим до пожара, беду отводим от удара // ПедСовет. – 2007. — № 4.

  3. Ларионова О.В. Внеклассное занятие по правилам пожарной безопасности // Педагогическое творчество. – 2007. — № 5.

  4. Маршак С.Я. Кошкин дом: Сказка. – М.: Дет. лит., 1992.

  5. Методические рекомендации по изучению школьниками основ пожарно-технических знаний. – Вологда, 1996.

  6. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях.– М.: «Просвещение», 2004.

  7. Трухан Е. Огонь – друг или враг? // газета «Начальная школа». – 2003. — № 26.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here